История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
АЛАНЫ В ДРУЖИНЕ ВАХТАНГА ГОРГАСАЛА | 15:42 |
Р. Г. Дзаттиаты В сочинении грузинского историка XI века Джуаншера Джуаншериаии «Жизнь Вахтанга Горгасала» (Вахтанг Горгасал — царь Восточной Грузии (г.р. неизвестен — ум. 502 г.) есть интересные сюжеты, связанные с Осетией. «В пору, когда Вахтангу исполнилось десять лет, явились бесчисленные войска овсов и полонили Картли от начала Куры до Хунани, разорили просторы, но укрепленные города миновали, за исключением Каспи. Город же Каспи захватили и сокрушили, увели сестру Вахтанга Мирандухт — девочку трех лет. Не овладев долинами картлийскнми, а также Кахети, Кларджети и Эгриси, вторглись в Ран и Мовакан, полонили их, прошли ворота Дербента, ибо сами дербендцы указали им этот путь, а затем победно вернулись в Овсети» (1, с.60). Возмужав, уже 16-летним, Вахтанг собирает войско и, совершив успешный поход в Осетию, возвращает пленников-грузин, сестру свою и с добычей возвращается в Грузинские пределы. В описании последовавших затем событий имеется любопытный эпизод. «Царь Вахтанг... раздал дары народу своему, сделал знатными всадников многоопытных, отважно сражавшихся против овсов (буквально: «среди овсов» или «в овсах» — омас шина овстаса») (1, с.67). Мы позволили себе усомниться в точности передачи мысли Джуаншера. В самом деле, кого сделал Вахтанг Горгасал знатными? Тех, кто сражался против овсов или тех, кто сражался «в овсах»? Иными словами, непонятной остается этническая принадлежность «возвышенных» — грузины это или осетины? На первый взгляд вроде ясно, что отличившиеся в битвах получили в знак награды «возвышение», означавшее, видимо, повышение статуса в государственной иерархии. Вряд ли это коснулось рядовых воинов. Что касается начальников отрядов, то и они, уже до этого входившие в привилегированную часть общества, едва ли нуждались в возвышении. Здесь нам представляется другое. Указанное «возвышение» отличившихся в боях воинов расценивается исследователями как создание личной привилегированной дружины царя (2). Как известно, Вахтанг Горгасал начал (после долгого владычества персов) борьбу за освобождение Картлийского царства. Для этого нужна была армия, обновленная в структурном отношении. Особую военную функцию должна была нести царская дружина по сравнению с прочими отрядами, включая дружины отдельных феодалов. Наиболее надежной в смысле приверженности была личная царская дружина. На нее он опирался при всех перипетиях, которые происходили в государстве. Надо полагать, что эта дружина находилась в более привилегированном положении, нежели остальные воины. Попасть в нее было большой честью. Непосредственная зависимость от царя и царского дома была гарантией исключения неподчинения, проявлением сепаратизма и пр. На феодалов-вассалов царя твердой надежды не было. В этом случае иноэтничные воины оказывались более надежными, поскольку целиком зависели от своего сеньора-князя или царя. Примеров тому в истории имеется немало. В XII веке грузинский царь Давид Строитель сформировал личную гвардию «монаспе», которая была укомплектована из воинов негрузинского происхождения, но «христианами верными, проверенными в боях». Скорее всего они были аланами и армянами, т.е. происходили из кавказских христианских народов. В Дидгорской битве (1121 г.) в составе армии Давида Строителя участвовали аланы-наемники в количестве 5000 человек (3, с.69). Сеньор ценил свою дружину, заботился о ней. Для наемников-варягов Ярославом был выстроен дом — двор в Новгороде, «обитый внутри красным сукном» (4, с.279). В древности и средневековье, да и в новое время, имя, которое давали младенцу, часто было значащим, теофорным, со значением апотропейной магии, уничижительно-отвлекающим, с зоологическими или устрашающими элементами, со знаком предначертания, тотемистического характера и пр. Видимо, с военными отрядами и обычаями связано и наречение будущего царя Вахтангом и добавление к его имени прозвища «Горгасал» — «Волчья голова». Джуаншер Джуаншериани рассказывает, что во время ожесточенных боевых действий с персами (а скорее всего — до них) «Вахтанг соорудил себе шлем из золота и изобразил спереди Волка, а на обратной стороне — Льва. И устремлялся он туда, где сдавали силы грузин, и под его натиском падали воины персидские, словно онагры под натиском львов. Впредь персам стало невмочь противостоять ему ибо запомнили того, у кого выведены (на шлеме) Волк и Лев, и при виде Вахтанга восклицали: «Дур аз Горгасал», что означает следующее: «Остерегайтесь головы Волчьей». После этого и нарекли царя Вахтанга Горгасалом (1, с.81). Это объяснение древнего историка кочует из одного издания в другое, можно сказать, без комментария. При ближайшем рассмотрении уже само имя «Вахтанг» имеет «волчью» основу. В.И. Абаев, восстанавливая это имя из Вахтанг — Warhlang-Varka-tanu, определяет его как «имеющий волчье тело» и приводит аналогии из осетинского нартовского эпоса Warhlanag (5, с.87). Иными словами, имя Вахтанг означало (по-персидски) «имеющий волчье тело». Т.В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов разделяют это положение В.И. Абаева и говорят о распространенности культа волка и особой роли последнего на Южном Кавказе, а также отложении его в языковой практике ряда народов, о табуировании имени волка и замене заимствованными словами (6, с.496). Согласно этим данным, еще до того, как у персов укоренился в лексиконе призыв остерегаться грозного противника, для них уже он был «имеющим волчье тело». В результате в сочетании имени царя с прозвищем получилось нечто несуразное, почти тавтологическое: «имеющий волчье тело — волчья голова». Дважды связанный с «волком» (первоначально с наречением «законным» именем, а затем и присовокуплением к нему клички), прославленный грузинский царь, по нашим предположениям, и в самом деле имел связь с волками (разумеется, не в прямом смысле). Эта связь почему-то была замечена только персами, «не обратившими» даже внимание на то, что на шлеме Вахтанга изображалось не менее хищное и грозное животное — лев. Однако, за исключением вышеупомянутого свидетельства Джуаншера об изображениях на шлеме Горгасала, в источниках никаких других сведений нет. Следует полагать, что данный пассаж древней хроники является домыслом, понятным средневековому автору и его современникам и объясняющим прозвище царя. Исследовавший вопросы воинских обычаев у европейских народов итальянский ученый Ф. Кардини специально останавливается на ритуальном и психо-поведенческом превращении воина в дикого зверя. Обычаи, по которым победитель украшает себя останками поверженного противника, уходят в глубокую древность. Это необходимо рассматривать не только как показатель героизма или хвастовство героя (например, одевание шкуры, украшение костюма клыками и когтями и пр.). Воин как бы «превращается» в зверя. Воины-звери терроризировали противника. Их переодевание (перевоплощение) действует не только на противника, но в первую очередь на самого надевшего шкуру. По словам Ф. Кардини, «германский воин, рычащий как медведь, либо надевший на себя собачью голову, как бы на самом деле становится медведем, волком, бешеной собакой. Между ним и животным, с которым он себя отождествлял, устанавливалась симпатико-магическая связь» (7, с. 113). Одетый в шкуру барса Тариел «Вепхисткаосани» («Витязь в барсовой шкуре»), безусловно, является ярким примером этого древнего обычая, а не просто использующим мех для одежды. Заметим, что, к сожалению, иллюстрации к великой поэме Ш. Руставели грешат истиной, представляя шкуру барса на герое как декоративный элемент. Приведем еще один интересный пример. Вахушти Багратиони, как известно, оставил не только описание и историю царства грузинского, но и составил карты и, что представляется нам особенно важным, гербы отдельных провинций Грузии и соседних территорий. Среди них — гербы Осетии и Дагестана с изображениями хищников — барса и волка — на фоне гор. Нам трудно судить, каковы были мотивы этой символики, но можно выдвинуть два предположения. Или Вахушти является автором обоих гербов и отразил свое негативное отношение к периоду, в котором сам жил, именуемому «Особа» и «Лекоба» или эти страны (Осетия и Дагестан) действительно имели собственную геральдику, схематическое изображение которой дал просвещенный царевич. Тщательное исследование гербовника Вахушти позволяет сделать важные выводы, но в то же время настораживает в нем (гербовнике) имеющее место единообразие, объясняющееся, возможно, слабым владением названным автором искусством рисования. Однако, как бы там ни было, для народов регионов, действительно отличавшихся особой воинской доблестью, Вахушти считает возможным передать их характер посредством изображения хищников — барса и волка. Иными словами — здесь явно проявляется «звериная» атрибутация образов. Отождествление воина с хищником, в особенности с волком, как самым распространенным яростным зверем, отмечено исследователями у многих народов как в фольклоре и обычаях, так и в литературе. К примеру, Р.С. Липец приводит ряд свидетельств из тюркского эпического наследия (8, с. 13, 17, 20, 54-55). В киргизском «Манасе» — представлена чуть ли не вся Азия: из разных «земель» сошлась разноплеменная дружина (корок чоро). В ней: «Сорок тигров, сорок волков Чьи сверкают копья пестро, Чьи мечи блистают остро, Вы покинули сорок земель, Вас связала едина цель И связала присяга вас» («Манас», 230). И далее: «Сорок его боевых волков, молодых и стариков, начальников его полков...» В калмыцком «Джангаре» находим обращение к главному его герою Джангару: «Барсов таких немало на свете, как ты, Все мы такие же ханские дети, как ты». В монгольском «Гесере» герой превращается во многие ипостаси, в том числе в «девять серых небесных волков». И еще: «монгольский хан Хулан» в ночь обертывается волком, а днем — вороной. Ф. Кардини приводит данные о военно-религиозных обычаях древних германцев. «В их обществе известно существование дифференцированных воинских обществ, обладающих особенной сакральностыо... Эти сообщества состояли из прошедших инициацию воинов, которые своим внешним видом отличались от остальных людей. У них в ходу была специфическая эмблематика, особая манера поведения... Их братство — стая» (7, с.120). Отношение соплеменников к воинам-волкам разнос. Безусловно отрицательное у тех слоев населения (непосредственных производителей), которым они наносили ущерб. Однако, статус у них был вес же достаточно высоким, и во время всеобщей опасности они для всех считались надежной защитой. Воинские объединения или дружины нередко сравниваются с волчьей стаей. Дружина (волчья стая) являлась привилегированной группой, имела соответствующую атрибутику и, конечно, считалась высокопрофессиональной. В стас-дружине, по всей видимости, существовала «железная» дисциплина, цементировавшаяся властью начальника, командира, предводителя. Поскольку все в стае — «волки», то во главе нее должен находиться вожак-глава «волков». Дружина таких «волков» была и у царя Вахтанга. Поэтому, возможно, прозвище царя было не «волчья голова», а «глава волков». Итак, по нашему гипотетическому построению, Вахтанг возглавлял особую, приверженную ему «дружину — волков». В любом случае особая царская дружина — «тадзреули» существовала. Кто же входил в нее, в эту привилегированную часть войска, гвардию? Выше мы попытались сказать, что более верной царю должна была быть иноэтническая группа. В самом деле, такая группа (или отряд), не имея кровнородственных (во всяком случае в первое время) связей и корней в местной среде, безусловно, зависела бы от своего хозяина-сюзерена, возвысившего их (до известного предела), щедро одаряющего всеми благами, предоставляющего определенные льготы и т.д. Особенно повышалась роль царской гвардии в процессе усиления отдельных феодалов и стремления их к обособлению. Кроме того, составные части армии, организованной по системе «садрошо» (воеводств), вероятно, привязывали армию в определенной степени к месту жительства, тогда как у наемной дружины подобных тенденций не было. Преимущества иноэтничной военной группировки или дружины как будто налицо. Мы отмечали, что это не собственно наемники, которые на договорных началах и на определенное время выполняли военные функции. Здесь должны были действовать другие принципы. Как отмечает, Ф. Кардини, в приглашении «варваров» в римскую армию (I1-IV вв.) было не только стремление воспользоваться военными навыками степняков и прочих народов. Не последнюю роль сыграла и слава верных и доблестных воинов, каковой варвары пользовались в Риме (7, с.148). Так, «при императоре Грациане (375-383 гг.) аланы включаются в состав римской армии, а сам император появляется перед войсками в аланском вооружении» (10, с.35). Следует предположить, что Грациан одевался в «аланское» одеяние не потому, что оно ему нравилось (хотя это и не исключается), а из желания больше привязать к себе воинов-алан и продемонстрировать одеждой свое особое отношение к аланам. Это, как известно, кончилось для императора трагически: недовольные римские солдаты убили его (11, с.38). Из этого эпизода видно, что Римские императоры не только вступали в договоры с аланами, но и ценили эти союзы. Видимо, для этого были свои особые причины. О развитом военном искусстве у алан, об их превосходном оружии, которым они владели в совершенстве, красноречиво говорят летописные свидетельства, свидетельствующие о многочисленных походах-набегах как по собственному почину, так и в качестве конфедератов, союзников и наемников. И действительно, плохих воинов в союзники не берут, воевать не приглашают. Но хороших воинов немало имелось у разных народов. Верных же было меньше. Так вот, аланы отличались верностью долгу, о чем писали древние авторы (12, с.164, 171, 181). Понятие долга, конечно, несколько расплывчато и, видимо, не столько долгу были верны аланы, сколько клятве. По всей вероятности, поступавшие на службу, давали особую клятву. Верность ей выдерживалась аланами до конца и это знали все, кто с ними сталкивался. Безусловно, это было известно Вахтангу, как много позже и монгольским владыкам, у которых аланы были верными телохранителями («даругачи»), снискавшими благодарность, славу, особую похвалу, выражавшуюся в выдаче золотых и серебряных пайцз (13, с.282-299). Текст клятв не дошел до наших времен, но в осетинском языке сохранились слова этого круга понятий: «ард» — клятва, «ардхæрын» — давать клятву (букв, поедать — «ард»), «æрдхорд» — связанный клятвой, названный брат-побратим «æрдхæрæн» — прославленный (т.е. то, чем можно покляться), «мæнгард» — клятвопреступник, вероломный (14, с.60, 174. 15, с.93). Верность клятве была нормой у алан-осетин, тогда как нарушение ее — считалось бесчестьем. Слово «мæнгард» — клятвопреступник — являлось довольно тяжелой и суровой инвективой. Иными словами, аланы отличались тем, что в последующие времена называли чувством воинского долга, восходящим к верности клятве, побратимству, зафиксированным еще у скифов — генетических предков алан-осетин (16, с.42, рис.81 в тексте, рис. 203). Это качество, бесспорно, должно было импонировать Вахтангу Горгасалу, когда он набирал свою дружину (гвардию). Косвенным подтверждением тому, что наемников-дружинников набирали в аланской среде, кажется, являются и сведения древнеармянского историка Лазаря Фарпеци. Более того, по мнению Г.В. Цулая, во время антиперсидского восстания картлийцев и армян Вахтангу удалось собрать вспомогательную группу воинов только среди алан, обитавших у Дарьяльских ворот, всего 300 всадников (17, с.90). Другие народы на Северном Кавказе, в частности «хоны» (гунны), на которых надеялся Вахтанг, подвели его, хотя Горгасал был уверен в их поддержке. С другой стороны, до этого события Вахтанг ходил походом на Аланию-Осетию и, казалось бы, аланы не должны были вступить в союз с Вахтангом. Однако отношения на практике сложились совершенно иные. По очень интересному наблюдению Г.В. Цулая (в процессе анализа текста другого источника из «Картлис Цховреба»), Вахтанг не покорил силой оружия овсов у Дарьяльского прохода, обязав их нести охранную службу в Дарьяльских теснинах, а привел их в подданство. Согласно источнику, в тексте употреблено не ДАИПКРА (завоевал), а ДАМОРЧИЛА (привел в подданство). Последнее скорее всего осуществлялось дипломатическим путем (17, с.90-91). Разница большая. Это мнение исследователя даст нам возможность подтвердить предположение о том, что Вахтанг Горгасал набирал дружину из тех воинов-овсов, которые отличились, оказали ему яростное сопротивление во время его похода в Осетию. Известно, что привлечение алан в картлийскую армию или в дружину грузинских царей (как в дружины отдельных феодалов), несомненно, происходило и в последующие времена. Однако, интерпретируя источники, любопытно отметить, что согласно «Картлис Цховреба», Вахтанг Горгасал «подчинил себе осетин и кипчаков и воздвиг ворота осетинские, которые мы называем Дарьяльскими, над ними построил высокие башни и охранниками поставил соседних горцев» (18, с.46). Как показали исследования, под этими «горцами» следует иметь ввиду алан, давно уже проникшими в высокогорье Центрального Кавказа и явно доминировавшими здесь. По словам Г.В. Цулая, текст хроники «Жизнь Вахтанга Горгасала» действительно позволяет определить, что между периодами господства на Северном Кавказе гуннов и кипчаков был еще один исторический пласт — гегемония на Северном Кавказе овсов-алан (17, с.91). Из этого следует, что именно аланам и поручалась охрана перевалов, разумеется, на основе определенных договорных условий, и военные союзы с народами Северного Кавказа в первую очередь осуществлялись с аланами и, как мы полагаем, военную гвардию или дружину Картлийскнй царь Вахтанг Горгасал набирал из волонтеров-алан. Надо полагать, что несколько позже (VI в.н.э.), когда персы захватили Восточную Грузию, они привлекали для Охраны тех же горних перевалов Главного Кавказского Хребта давно испытанных в боях алан. По крайней мере, в грузинских источниках на этот счет имеется интересный пассаж: «Когда прекратилось царство в Картли, усилились персы и покорили Герети и Армению. Но Картли сильнее покорили и вступили к кавказцам и соорудили врата Осетии, одни большие ворота в Овсетни же и двое — в Двалетии, и один — в Парчуане Дордзокетском и тех горцев поставили сторожевыми» (18, с.47). Постоянное пребывание алан на месте службы предполагало их постепенное оседание. Следует думать, что всадники-дружинники не только получали жалованье, довольствие и обмундирование, но и земельные наделы. Не подлежит никакому сомнению, что с течением времени они ассимилировались в грузинской среде, восприняв грузинский язык, грузинскую культуру, т.е. со временем стали частью грузинского народа, часто пополняя привилегированные слои грузинского общества, как например, это произошло с потомками осетинских царевичей — Ростома и Бибила, основавших новую феодальную династию Сидамон — Эриставов в Ксанском ущелье (18, с.85-100). По нашему предположению, дружина царя Картли Вахтанга Горгасала состояла из алан. По некоторым аналогиям, дружина профессиональных воинов называла себя братством «волков» и поэтому предводитель дружины становился главой этих «волков». Царь, как действительный начальник — сюзерен дружины, вполне мог получить прозвище «глава волков». Возможно, именно так следует переводить с персидского прозвище царя «Горгасал». Лишь значительно позже, под влиянием христианской идеологии оно было переосмыслено и получило иное истолкование. Найм или приглашение алан в войско или дружину — факт, неоднократно имевший место в истории Грузии. На это были веские причины: высокое мастерство профессионалов-воинов, передовая военная тактика, постоянно обновляющееся вооружение, мастерское владение им и главное — неоднократно подтвержденная на практике верность сюзерену-военноначальнику, основанная на особом отношении, возможно, идеологического, а точнее сакрального характера, к клятве или присяге, дававшейся воином его побратиму-предводителю. Доступные нам источники нигде не противоречат этому положению. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 1. Джуашиериани Джуаншер. Жизнь Вахтанга Горгасала. //Источники по истории Грузии (пер., введение и примеч. Г.И. Цулая). Тбилиси, 1986, Вып. 43. 2. Чхатарашвили К.Л. Социальная сущность военной организации феодальной Грузии. //Авто-реф. докт.дисс, Тбилиси, 1987. 3. История Грузии, (под ред. II. Перзепишвилн), 5-е изд., Тбилиси, 1969. 4. Граков П.Д. Избранные труды. М., 1959, Т.П. 5. Абаев В.II. Осетинский язык и фольклор. М., -Л.. 1940. T.I. 6. Гамкрелидзе Т.В. Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984, Т.П. 7. Кардиии Франко. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. 8. Липец Р.С. Образы Батыра и его копя в тюрко-монгольском ЭПОСС. М., 1984. 9. Цулая Г.И. Джуаншср Джуашпсриапи и его исторический труд.// Введение к книге Джуаншера Джуапшернаии «Жизнь Вахтанга Горгасала». 10. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1984. 11. Кулаковскпй Ю. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899. 12. Charles M. Brand. Byzantium conjoins the West. 1180-1204. — Harvad Unuvcrsity cress. Camndc, Massachuscts, 1968. 13. Иванов А.И. История монголов (Юань-ши) об асах аланах. Спб., 1914, Т.И, вып. III. 14. Абаев В.И. ИЭСОЯ, М., — Д., 1958, T. I. 15. Абаев В.И. ИЭСОЯ, Д., 1 "73. 16. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. Д., 1966. 17. Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. М., 1979. 18. История Осетин в документах и материалах. Цхинвали, 1962. ГЛ. Материал взят из книги С.П. Таболова "Аланы. История и Культура". Изд. 1995 год. при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна | |
Просмотров: 5362 | Добавил: Рухс | Рейтинг: 1.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |