История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
Завтра, 09.08.2008 в 14:00 у посольства США в Москве пройдет митинг в
поддержку Южной Осетии. Просьба всех поддержать свой народ в сложную
минуту. Это очень
важно, не позволить США вмешиваться в ход событий и помешать России
принять ключевые решения! Мы ждем вас!
Посольство США находится по адресу: Новинский бульвар, д 17/23, бывший Большой Девятинский пер., д.8 ( м. Баррикадная и Смоленская)
Дата: 08.08.2008
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии:0
|
В целом точка зрения
В.Ф. Миллера на происхождение осетин, сформировавшаяся на
заключительной стадии его исследований, выглядит следующим образом:
«Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая
народность осетин представляет собою последних потомков большого
иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в
древние — как сарматы и понтийские скифы»
|
Cуществительное «царь» в иранских языках, а тем более сохраняющих в своей основе сильную архаичную компоненту (к последним несомненно, относится сармато-аланский и его единственный живой лингвистический преемник — осетинский язык) восходит все же не к некоему «xsaja», а к древнеиранскому «Xaura» и арийскому «*ksatra», обозначавшим важный военно-социальный термин в значении «военная сила», «военная доблесть».
|
Греческие
источники по сармато-аланской мифологии немногочисленны. По выражению
Геродота, солнечное божество было "владыкою массагетов". Ямблих
рассказывает о мистериях Афродиты, Танаиса (божества реки Дон) и
Фарсириса "с блестящим ликом". Главным в культурном наследии аланов
является нартский эпос, записанный в 19 веке. Он распространился среди
многих народов Кавказа, но в наиболее полной редакции сохранен
осетинами, потомками аланов.
|
На основании анализа многочисленных памятников архаического искусства и мифологических текстов автор статьи предполагает существование таких изначальных типов индоевропейских богов, как: "Бог Грома" (индийский Индра, скандинавский Тор, кельтский Таранис, славянский Перун, балтский Перкунас); "Бог Ясного Неба" (греческий Зевс, скандинавский Тюр, индийский Дьяус, балтский Диевас, славянский Дий); "Великая Богиня"
|
Многие ученые исследовали проблемы реконструкции индоевропейского пантеона. Выбор этой темы определялся влиянием индоевропейских культурно-языковых традиций (особенно скандинавской, кельтской, славянской, балтской, фракийской, индийской) на современные политические и культурные процессы. Однако, как правило, исследователи рассматривают отдельные миры внутри общего ареала народов данной языковой семьи. Кроме того, специалисты, изучающие тексты, редко рассматривают предметы материальной культуры. Поэтому автор данной статьи полагает, что он может добавить кое-что новое в понимание означенной проблемы.
|
Мог ли у мифического короля Артура быть реальный исторический прототип? По мнению историков это был некий варварский военный вождь, живший в 5 веке и связанный с римлянами союзническими отношениями. Одним из претендентов на эту роль является «аланский король» Гоар (Эохар), в течение 40 лет бывший союзником римлян в Галлии. |
Очерком «Легенды Гудского ущелья» начиналась 20 лет тому назад серия научно-популярных брошюр под названием «На древней земле Осетии», предпринятая Северо-Осетинским республиканским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Полюбившиеся читателю книжки серии быстро разошлись. Недолгим был и срок жизни серии, прерванной волюнтаристским решением.
|
Сохранность скифо-сарматской мифологии интересным образом напоминает кельтскую и германо-скандинавскую. Применительно к скифам мы можем говорить о богатейшем изобразительном искусстве. Оно нашло отражение как в великолепных изделиях из металла: элементов конской упряжи, например, фаларов (круглых блях), оружия, сосудов для питья; так и в каменных антропоморфных изваяниях – "скифских идолах". Сармато-аланы же, а точнее, их потомки осетины, создали замечательный эпос – так называемые "Сказания о нартах", в котором активно фигурируют мифологические персонажи. Нартовский эпос осетин был заимствован большинством и соседей и записан в многочисленых вариантах учеными 19 столетия. |