История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
Аланы в I—V вв. | 21:57 |
Ведя частые войны, аланы подчинили себе другие сарматские племена. Теперь все они стали называться аланами и составили большой и сильный союз племен. С IV в. н. э. аланы жили в Южном Приуралье, Северном Прикаспии, Нижнем Поволжье, на Дону, на Северном Кавказе и в Крыму. Потомками алан являются современные осетины. Хозяйственные и культурные связи алан с кавказскими племенами сыграли большую роль в сложении осетинской народности. Быт и занятия. О хозяйственной деятельности алан в ранний период их истории (I—IV вв. н. э.) мало сведений. У алан, живших в степях, был полукочевой быт, они больше занимались скотоводством (коневодством и овцеводством) и меньше пашенным земледелием. Летом со стадами они находились в северных районах степи, где было прохладно и влажно, где не выгорала трава, зиму же они проводили на южной окраине степи, в защищенных от ветра местах, в устьях рек и на морских берегах, заросших камышом, а также на просторах западного Прикаспия, где зимой почти не бывает снега. Земледелием они занимались на пашнях, находившихся вблизи скотоводческих стойбищ. Главной культурой было просо. Аланы, которые заняли Нижнее Подонье и предгорья Северного Кавказа, жили оседло. Их основным занятием было пашенное земледелие. Сеяли просо, ячмень и пшеницу. На аланских поселениях Нижнего Дона, Кубани, Терека, Сунжи, на Ставропольской возвышенности находят зернотерки, жернова от ручных мельниц, каменные ступы, зерновые ямы. Скотоводство было придомным и отгонным. Большое внимание уделялось коневодству. На Северном Кавказе появились хорошо укрепленные аланские города. Развитие хозяйства у алан ускорялось экономическими и культурными связями с Боспорским царством и Закавказьем. Торговля с греческими городами Причерноморья была оживленной. Встречаемые в могильниках Северной Осетии драгоценные вещи были большей частью боспорского происхождения. Через Боспор к аланам проникали товары из дальних стран. Аланы сами продавали кожи, шерсть, рабов. Аланы держали в своих руках торговые пути, которые до них приносили выгоды сарматам. Союз племен во главе с аланами способствовал безопасности этих путей и облегчал хозяйственные и торговые связи. Развитие земледелия и скотоводства у алан, а также грабительские войны ускоряли разложение родового строя, начавшееся еще в сарматскую пору. В аланской среде уже появляется имущественное неравенство. Наряду с могильниками, содержащими бедные погребения, встречаются богатые вещами могильники, принадлежавшие аланской знати. Богатые ограбленные погребения алан известны на Сунже, Кубани и в Керчи. Аланы играли значительную роль на юге Восточной Европы и на Северном Кавказе. Во главе алан стояли военачальники, предводительствовавшие дружинами во время походов. Военная сила алан была значительной. Основным родом войск у алан была конница (см. рис. 4). Р и с. 4. Аланы. С картины художника М. Джанаева Оружие всадника, облаченного в панцирь, составляли копье, длинный меч, лук со стрелами и аркан. Римский историк Аммиан Марцеллин писал об аланах, что «им доставляет удовольствие опасность и война». Аланские дружины совершали походы далеко за пределы своей территории. Военные походы предпринимались на юг, в Закавказье, через перевалы Кавказского хребта и через Дербентский проход. Самые ранние сведения о походах алан в страны Закавказья относятся к I—II вв. В 72 г. аланы совершили большой поход на Мидию и Армению. Правитель Мидии Пакор бежал, а царь Армении Тиридат едва не попал в плен. В правление царя Арташеза (83—103 гг.) Армения подверглась нападению объединенных сил алан и грузин. Во главе алан стояли их вожди Базук и Анбазук. В 136 г. аланы повторили поход на Мидию. Эти походы предпринимались с целью захвата добычи, среди которой главное значение имели крупный и мелкий рогатый скот, высокопородные лошади и пленники. Аланы совершали походы и на запад, на Дунай, к границам Римской империи. В 244 г. они нанесли поражение римскому императору Гордиану III (238 -244 гг.) около г. Филиппополя. Аланы участвовали в войнах и как наемники. Отдельные отряды алан служили в римской армии. Император Грациан (367— 383 гг.) высоко ценил алан как воинов. Из алан он создал воинские части, включенные в состав римской армии. Искусство алан имеет общие черты с сарматским. Широко известны золотые украшения, встречающиеся в аланских могильниках Верхняя Рутха и у с. Камунта, выполненные в сарматском стиле. Вторжение гуннов и его последствия для алан. Племена гуннов издавна жили в Центральной Азии, по соседству с Китаем. Часть гуннских племен под давлением соседних народов начала движение на запад. К середине IV в. н. э. гунны подошли к восточным границам аланского союза племен. Они перешли р. Урал и вторглись на территорию алан. Война с гуннами имела для алан тяжелые последствия. Современник этих событий Аммиан Марцеллин писал, что гунны — подвижный и неукротимый народ, обладающий неудержимой страстью к похищению чужой собственности. На своем пути гунны предавали все огню и мечу, безжалостно истребляли всех противившихся им. Оседлое аланское население, жившее на Дону, в Приазовье, оказало гуннам сопротивление, но было перебито и ограблено, а часть кочевых алан присоединилась к гуннам и вместе с ними в 371 г. н. э. ушла на Запад. Аланы, ушедшие с гуннами в Западную Европу, не вернулись назад. Там они приняли участие в кровопролитных войнах противоборствовавших народов и государств. Аланы способствовали падению рабовладельческой Западной римской империи. В союзе с германским племенем вандалов аланы переправились в Северную Африку и основали там вандало-аланское королевство. Оно просуществовало около века. В VII в. об аланах, ушедших в Западную Европу и Африку, уже нет сведений. В местах пребывания алан — на Среднем Дунае, во Франции, Испании и в Северной Африке — находят погребения с вещами, характерными для алан, живших в Крыму и на Северном Кавказе. Аланы оставили большой след в истории и культуре Западной Европы. Скифам, сарматам и аланам Запад обязан возникновением средневекового рыцарства. Аланское культурное влияние подготовило военно-техническую и духовную основу европейского рыцарства. Иначе сложилась судьба алан, оставшихся в Восточной Европе. Нашествие гуннов заставило часть аланских племен отойти с Дона и низовьев Волги к Кубани, Тереку и Сунже. Здесь с IV—V вв., наряду с прежними, возникает много новых аланских поселений. Аланы стали заселять горы северного и южного склона Центрального Кавказа. Нартовский эпос. Героический Нартовский эпос осетин пользуется мировой славой. Он начал складываться в скифское время, но основное ядро Нартовских сказаний возникло позже, у сарматов и алан. Для создания эпоса нужны особые исторические условия. Таким героическим периодом истории является эпоха военной демократии, когда народным идеалом становится доблестный воин. Особенность осетинской истории в том, что ее героический период продолжался очень долго — около двух тысячелетий. В сказаниях о Нартах отразилось прошлое народа, характерные черты общественных отношений, быта и мировоззрения. Нарты, по выражению профессора В. И. Абаева,— это поэтический псевдоним самих создателей эпоса. Нарты делятся на три рода. В сказаниях воспеваются родовые порядки, коллективизм, кровная месть. В обществе Нартов значительна роль женщины, это хорошо воплощено в образе Сатаны. Нарты совершают далекие походы за добычей. Набеги и походы, вообще война — любимое занятие Нартов. Вернувшись с богатой добычей, они устраивают пиры. Любят Нарты и песни, игры и танцы. Общественные дела Нарты решали на ныхасе (народном собрании). Уважением пользовались только воины, слабых и робких Нарты презирали. Лучшими качествами мужчины-воина считались отвага, воздержанность в еде и глубокое уважение к женщине. Нарты жили в селении, разбитом на три квартала. Каждый из трех родов занимал свой квартал. Главным хозяйственным занятием Нартов было отгонное скотоводство, но занимались они и земледелием. Из ремесел самым большим почетом было окружено кузнечное дело. Предметы материальной культуры Нартов характерны для железного века. Оружие и орудия труда сделаны из железа и стали. Нартам известен весь набор аланского оружия: меч, копье, лук со стрелами, щит, кольчуга и шлем. В эпосе сохранились сюжеты и мотивы, совпадающие с древними описаниями скифских и аланских обычаев. Например, шуба из скальпов убитых врагов, которую шьют для Нарта Сослана, соответствует скифскому плащу из скальпов. Такой плащ носил скифский воин, убивший много врагов. Сослан отправляется в царство мертвых на чучеле коня. Это заставляет вспомнить скифский обычай расставлять вокруг могилы царя трупы коней, выпотрошенные и набитые мякиной. Чаша Уацамонга у Нартов сама поднималась к устам того, кто рассказывал правду о своих подвигах. На ежегодном скифском празднике из специальной чаши пили только те, кто убил врага. Всем остальным была недоступна такая честь, они считались опозоренными и сидели в стороне. Огромное значение Нартовского эпоса для исторической науки заключается в том, что он отразил общественный уклад и идеологию аланской военной демократии. Источник: Блиев М. М., Тургиев Т. Б. История Северной Осетии. Часть 1. Учебное пособие для 8-9 кл. Изд. 4-е. Владикавказ: Ир, 1994. С. 10 - 13. | |
Категория: История Осетии | Просмотров: 3870 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 5.0/2 | |
Всего комментариев: 0 | |