Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Календарь новостей

«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Март » 6 » Аланы в V—VIII вв.
Аланы в V—VIII вв.
04:06

Территория. На Северном Кавказе аланы занимали область от бассейна р. Сунжа до Приазовья. Они населяли горы, предгорные равнины и степи. Их соседями были: на юге — картвелы (грузины), на востоке — вейнахи (чеченцы и ингуши), на западе — адыги (черкесы), северная граница была неустойчива. Здесь аланы соприкасались со сменявшими друг друга степными народами.

Хозяйство. Плодородные земли, горные и степные пастбища, леса, полезные ископаемые способствовали развитию хозяйства. Аланы теперь были оседлым народом. На равнине главное значение имело земледелие. Землю пахали плугом с железным лемехом. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, коноплю, лен. Просо было основным хлебным злаком. Из ячменя варили пиво — алутон. Конопля и лен шли на изготовление пряжи и тканей.

Истощенную землю оставляли совсем или возобновляли обработку ее через 25—30 лет, когда восстанавливалось ее плодородие. Частыми находками на аланских поселениях являются зернотерки, ступы с пестами, жернова мельниц, зерновые ямы.

Скотоводство у жителей равнин стояло на втором месте, но значение его в быту было велико. Разводили коров, овец, коз, лошадей, свиней, ослов. Это видно по костям домашних животных, находимым на поселениях и в погребениях. Высокого развития достигло коневодство. Скотоводство давало сырье для домашних промыслов: ткацкого, скорняжного, кожевенного, шерстобитного.

В горах земледелие было неразвито. Здесь мало было земли, пригодной для обработки. Частые лавины, дождевые потоки, камнепады приводили в негодность засеваемые участки. Основным занятием в горах было овцеводство.

Подсобным промыслом была охота. Охотились преимущественно на оленей и вепрей. Другим промыслом было рыболовство. На поселениях встречаются рыболовные принадлежности и кости крупных рыб (осетр, севрюга).

Развивались и ремесла. Важнейшими были кузнечное, ювелирное и гончарное. Железо получали в горах из местных руд. Применялась сталь. Кузнецы делали орудия труда, конское снаряжение, оружие и доспехи.

Ювелиры, пользуясь различными приемами, делали из золота, серебра, меди украшения: предметы дамского туалета, амулеты, поясные наборы, предметы конского снаряжения, детали оружия (см. рис. 6).


Аланские украшения


Гончары на гончарном круге делали разнообразную посуду черного или серого цвета: столовую, кухонную и большие сосуды для хранения продуктов. Кожевники хорошо умели выделывать кожу разных сортов. Она широко применялась в быту.

Хозяйство алан было натуральным. Все необходимое (жилище, утварь, одежда, пища) производилось в каждом хозяйстве, поэтому внутренняя торговля была развита слабо.

Связи алан с другими народами и странами облегчались караванными путями, проходившими через территорию Алании. Пути эти пересекали Большой Кавказ. Значение их состояло в том, что они связывали Причерноморье с Прикаспийскими странами и далее со Средней Азией, Восточную Европу с Закавказьем и странами Передней Азии.

Наиболее известный в средневековье путь проходил по долине р. Терек через Крестовый перевал.

Широко использовался путь по долине р. Ардон, разветвлявшийся у Зарамагского утеса на два пути: один отклонялся на восток к Рокскому перевалу, другой — к Мамисонскому перевалу.

Оживленным был путь через Клухорский перевал. По Северокавказским равнинам этот путь тянулся на северо-восток к Нижней Волге, далее по Северному Прикаспию и вдоль берега Уральского моря в Среднюю Азию. Он был ответвлением Великого Шелкового пути и связывал Центральную и Среднюю Азию с Хазарией, Аланией и Византией.

Аланы пользовались и Дербентским проходом, через который проходил путь с: Северного Кавказа в Восточное Закавказье.

По горным тропам грузы перевозились вьюками. На путях были таможенные заставы, где взимались пошлины за право проезда. Дорожные пошлины уплачивались товарами, продуктами, деньгами.

По путям через Кавказ осуществлялись международные связи и совершались грабительские набеги на соседние страны. По этим же путям аланы вели торговлю с Закавказьем, Византией, Хазарией, странами Передней и Средней Азии.

Соседство с Хазарией и Закавказьем приблизило к Алании крупные и постоянные рынки. Они играли важную роль в международной торговле. Через эти рынки в Аланию поступали товары. В более раннее время Аланию посещали, главным образом, иноземные купцы с товарами. В VIII в. у алан были уже свои купцы, торговавшие с другими странами.

Разложение общинно-родового строя и зарождение феодальных отношений. В VIII — первой половине IX в. успехи в земледелии, скотоводстве и ремесле у алан привели к завершению распада общинно-родового строя и развитию феодальных отношений. Развивается частная собственность на пахотные земли, скот и другое имущество. Происходит разделение общества на классы.

Большие богатства скапливаются у аланской феодальной знати. Источником ее обогащения были дань, собираемая с населения, добыча (рабы, скот), захваченная во время походов, и плата за участие в войнах, получаемая от соседних народов и государств. Немалые доходы получали феодалы, собирая пошлины на торговых путях и участвуя в торговле с другими странами.

О классовом обществе у алан можно судить по сохранившимся сильно укрепленным поселениям. Такие поселения имеют в центре замок, окруженный глубоким рвом. В замке жила феодальная знать, которой подчинялось население, жившее вокруг замка. Об имущественном неравенстве свидетельствуют вещи из аланских могильников у сел Чми, Балта, Лац, Архон, Садон, Камунта, Хазнидон и др. Наряду с бедными погребениями встречаются богатые погребения знати. В них находят много золотых, серебряных и бронзовых украшений, шелковых тканей, парчи, стеклянной посуды, стеклянных и каменных бус, дорогого оружия, персидских и византийских монет.

Переход к классовому обществу у алан отразился и в Нартовских сказаниях. В обществе Нартов есть богатые и бедные.

У алан было распространено рабство. Рабами были чужестранцы, захваченные в плен или купленные на невольничьих рынках. Но главную роль в земледелии и скотоводстве играл труд не рабов, а общинников, которых постепенно стала подчинять себе феодальная знать.

Таким образом, у алан к VIII в. в результате разложения общинно-родового строя сложилось раннефеодальное общество. Основными классами его были феодалы и зависимые общинники. Однако в этом обществе сохранились сильные пережитки родового строя.

В Алании стали складываться экономические и политические условия для образования государства. В VII—VIII вв. в Алании возникли объединения племен-княжеств, во главе которых стояли князья.

Отдельные княжества Алании играли заметную роль в международных отношениях.

Связи с народами и государствами. Один византийский автор писал об аланах, что «в короткое время они приобрели большое могущество и значительные богатства». У алан была сильная военная организация. Опытные в военном деле конные дружины алан по богатству вооружения не уступали воинам передовых стран — Ирана и Византии. Этим объясняется их военная и политическая роль в международных делах. Отношения алан с соседними странами складывались по-разному.

В V в. аланы совершили нашествие на Грузию и сильно опустошили страну. Тогда царь Грузии Вахтанг Горгосал вторгся с большим войском в Аланию и одержал победу над войском алан. В VI в. аланы помогли аварам, занимавшим степи, подчинить болгар, живших в Приазовье. Аланский вождь Саросий содействовал аварам установить связь с византийцами, с которыми аланы поддерживали дружеские отношения. Саросий оказал также поддержку армянам во время их восстания против поработителей — персов. В том же веке аланы, жившие в северных областях Предкавказья, подверглись нападению войск Тюркского каганата — государства, объединившего Центральную и Среднюю Азию. Часть степных алан попала в зависимость от тюрок, в которой они находились до распада каганата в VI в.

В VI в. аланы участвуют в борьбе между Ираном и Византией за преобладание в Закавказье. Каждая из борющихся сторон стремилась привлечь алан как военную силу. К помощи алан в борьбе с персами прибегали и цари восточной и западной Груши.

Стремясь обезопасить северные границы своих владений, персы строили крепости в горных проходах Большого Кавказа. Одной из сильных была крепость в Дарьяльской теснине, которую персы называли Дар-и-Алан («Дверь в Аланию»), Этим проходом часто пользовались аланы во время своих вторжений в Закавказье.

В конце VI в. от ослабевшего Тюркского каганата отделились хазары и образовали государство. Под властью хазар оказались Нижнее Поволжье, степные области Северного Кавказа и часть Крыма. Аланы и при хазарах сохраняли свою территорию и были независимы.

В VII в. персов и византийцев в Закавказье сменили новые завоеватели — арабы. Они захватили большую часть Закавказья. Арабы боролись с хазарами, которые совершали грабительские походы в Закавказье. В борьбе с хазарами арабы вторглись на Северный Кавказ. В VIII в. аланам пришлось сражаться с арабами. Арабы, подобно персам, заняли Дарьяльскую теснину, здесь в крепости они поставили свою охрану. Эта крепость у арабов, грузин, армян и в Западной Европе так же, как у персов, называлась «Дверь в Аланию».

В начале VIII в. аланы находились в союзе с Византией. Царь алан Итаз заключил союз с византийским императором Юстинианом II против Абхазии, куда он вторгся со своим войском.

Религиозные верования. Подобно многим народам древности аланы одухотворяли окружавший их мир, обожествляли явления природы, почитали различных богов (Хурзарин бог солнца, Артхурон бог огня, Афсин — богиня домашнего очага и т.д.), верили в загробную жизнь. Эти религиозные представления у них возникли в далеком прошлом, в общинно-родовом строе и сохранились в период перехода к классовому обществу.

Другие аланские боги дошли до нас с христианскими именами. Их древние названия забыты. Это бог войны Уастырджи — покровитель мужчин. Фалвара — бог-покровитель стад домашних животных. Тутыр — бог-властитель волчьих стай. Уацилла — бог-покровитель грозы, покровитель урожая.

Помимо этих богов было много духов-зэдов и даугов. Богам и духам устраивались жертвоприношения и ритуальные пиршества.

В VI—VIII вв. из Византии и Грузии в Аланию начало проникать христианство. Однако христианство не получило большого распространения и не имело сильного влияния на население.

Источник:
 Блиев М. М., Тургиев Т. Б. История Северной Осетии. Часть 1. Учебное пособие для 8-9 кл. Изд. 4-е. Владикавказ: Ир, 1994. С. 14 - 18.
Категория: История Осетии | Просмотров: 4977 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]