Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1451

Форма входа

Календарь новостей

«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Март » 10 » Хозяйственные, политические и культурные связи Осетии
Хозяйственные, политические и культурные связи Осетии
23:12
Осетия была связана почти со всеми народами Кавказа. Но наиболее тесно она общалась с Кабардой, Грузией, Ингушетией и Балкарией — со своими непосредственными соседями. С этими районами Осетия была связана не только удобством сообщения и территориальной близостью. От экономических связей с ними в значительной степени зависело ее хозяйственное развитие.

Осетино-кабардинские отношения. Северная Осетия и Кабарда соседствуют с древнейших времен. У них общие исторические судьбы. Близость осетинского и кабардинского народов хорошо отражена в памятниках материальной и духовной культуры. Например, среди кабардинцев был популярным Нартовский эпос, сложившийся у осетин в древности. В свою очередь осетины воспринимали у кабардинцев элементы пищи, одежды.

Между Осетией и Кабардой широко развивались экономические связи. Ранней весной, когда в горах истощались корма, осетины выгоняли свой скот на равнины Малой Кабарды. Кабардинцы, в свою очередь, уводили свой скот в горы Осетии летом, когда палящее солнце выжигало пастбища, а животных мучили слепни и комары. «Это связывает обе народности, — писал путешественник, — и они (осетины и кабардинцы) живут в добром согласии».

Кроме того, между осетинами и кабардинцами был распространен следующий обычай. Семья отдавала своего новорожденного ребенка на воспитание другой семье до совершеннолетия. Возвращали родителям юношу, снабдив его богатыми подарками. В свою очередь, родители делали подарки воспитателям своего сына. Этот обычай назывался аталычеством. Аталычество устанавливало «семейные» связи, исключало между кабардинцами и осетинами какие-либо распри. Оно вызывало взаимное доверие, так необходимое в период феодальных междоусобиц на Кавказе.

Грузино-осетинские отношения. Большую роль в жизни осетинского народа играла Грузия. Особенно важным был военный союз, исторически сложившийся между Грузией и Осетией. Осетины вместе с грузинами вели упорную борьбу против многочисленных войск персидского шаха Аббаса в XVII веке. В середине XVIII века отряды грузин и осетин совместно выступили в защиту столицы Армении — Еревана, когда на город напали персы.

В составе грузинских войск осетины боролись с турецкой агрессией.

Для многих государственных деятелей Грузии, выступивших против персидского и турецкого господства, Осетия становилась местом убежища. В Северной Осетии, например, скрывался изгнанный из Грузии персидским шахом грузинский царь Теймураз. В Осетию эмигрировал и другой грузинский царь Арчил. Отсюда Арчил вел переговоры с русским царем Федором Алексеевичем и установил тесные связи с Россией.

Военный и политический союз между Грузией и Россией имел для них важное значение. Благодаря такому союзу грузинский и осетинский народы успешно вели борьбу за сохранение своей независимости. Совместная борьба с внешней опасностью сближала эти народы, рождала между ними прочную дружбу.

Большое влияние Грузии сказывалось на развитии культуры Осетии. Из Грузии в Осетию проникали христианство и письменность. В Грузии получили образование первые грамотные осетины. В их числе были осетинские дипломаты — Зураб Елиханов-Магкаев и Елисей Хетагов-Кесаев.

Начало установления связей Осетии с Россией. В XV — XVII вв. между Россией и Осетией не было постоянных связей. Они установились лишь в 40-х гг. XVIII века.

Первые шаги России, связанные с установлением связей с Осетией, относятся к 1742 году. В этом году императрица Елизавета Петровна получила от Сената подробный доклад об Осетии. Из доклада она узнала, что Осетия — независимая страна и что ее горные ущелья «изобилуют золотом, серебряными рудами и минералами, камением преизрядным». Императрица заинтересовалась Осетией. Она поручила главе Коллегии иностранных дел А. П. Бестужеву-Рюмину изучить вопрос — может ли Осетия «быть в союзе с Россией». После, в 1745 году, русское правительство снарядило комиссию, состоявшую из миссионеров-священников и отправило ее в Осетию. Миссионерам было поручено подробнее узнать об осетинском народе, его общественном устройстве, быте, нравах, культуре, верованиях, о его отношении к России. Миссионеры должны были распространить в Осетии христианскую веру.

Предпосылки сближения Осетии с Россией. В первой половине XVIII века политическое положение Осетии ухудшилось. Особенно тяжелым оно стало после русско-турецкой войны 1735— 1739 гг. и заключения с Турцией невыгодного для России и народов Северного Кавказа Белградского мира. По этому миру Россия лишалась права развивать свои связи с горцами Северного Кавказа, оказывать им военную помощь. Этим пользовались крымский хан, турецкий султан и персидский шах, предпринимавшие грабительские набеги на Северный Кавказ. Осетинский посол Зураб Елиханов заявил в Петербурге, что главным внешним врагом Осетии является крымский хан, угонявший у осетин скот и захватывавший в плен людей.

Осетия находилась в тяжелом экономическом положении. В горных ущельях, густо населенных в XVIII веке, не хватало земли. В 1743 году осетины писали императрице Елизавете Петровне: «Мы жительствуем внутри гор весьма тесно и неисправно, во всем имеем великую нужду и недостаток, некоторые ни малой пахотной земли не имеют». Осетинские общества просили, чтобы русская императрица помогла им занять предгорные равнины Северного Кавказа и основать там свои поселения.

В Осетии твердо верили, что только Россия способна защитить осетин от внешних врагов, в первую очередь, от крымского хана, помочь им переселиться на древние земли предков.

В середине 40-х гг. XVIII века осетинские общества часто обращались к русскому правительству с просьбой провести переговоры между Осетией и Россией. В своих обращениях осетинские общества подчеркивали, что они желают быть под покровительством России.

Но русское правительство опасалось, что его переговоры с представителями Осетии вызовут недовольство у Турции и Ирана. Поэтому оно решило проводить их тайно.

В 1746 году императрица Елизавета Петровна издала указ, по которому переговоры назначались в Петербурге «ради крещения и для других секретов».

Значение Осетии во внешней политике России. Накануне русско-осетинских переговоров русское правительство уже знало, что Осетия занимает на Центральном Кавказе район, через который проходят Военно-Грузинская и Военно-Осетинская дороги. Эти пути могли связать русских купцов с Закавказьем и Востоком, со странами, открывавшими большие возможности для развития русской торговли.

Кроме того, Осетия имела важное военно-стратегическое значение в борьбе России против агрессии Турции и Ирана на Кавказе.

Русское правительство знало и о природных богатствах Осетии. Оно особенно заинтересовалось залежами в Осетии свинца, в котором Россия очень нуждалась. Русское правительство надеялось договориться с представителями осетинских обществ, чтобы тайно от Турции и Ирана вывозить руду из Осетии.

Таким образом, в середине XVIII века русское правительство имело в Осетии свои военные и экономические планы. Поэтому оно придавало предстоящим русско-осетинским переговорам большое значение.

Осетинское посольство в Петербурге. Для переговоров с русским правительством в 1749 году из Осетии в Петербург выехало осетинское посольство. В него вошли Зураб Елиханов-Магкаев, Елисей Хетагов-Кесаев, Георгий Куртаулов и их служители. Это были первые осетины, отправившиеся в Россию (см. рис. 11, 12).


Осетинское посольство в Петербурге (1749-1752). С картины худ. М. Джанаева.

Р и с. 11. Осетинское посольство в Петербурге (1749-1752). С картины худ. М. Джанаева.


Запись в Коллегии иностранных дел об осетинских послах


Зураб Елиханов, руководитель осетинского посольства, жил в Зарамаге и являлся одним из самых влиятельных в Осетии людей. Воспитание и образование он получил в Грузии, в доме царя Вахтанга VI. Еще в 1724 году вместе с грузинским царем Вахтангом VI Зураб ездил в Петербург к Петру I, чтобы договориться о совместном военном походе против Персии и Турции.

Зураб Елиханов был сторонником присоединения Осетии к России. Его знали не только в Осетии, но и в Кабарде, Чечне, Ингушетии и Грузии. Зураб владел русским, грузинским, кабардинским языками; он переводил с грузинского на осетинский язык церковные книги.

В феврале 1750 года осетинское посольство прибыло в Петербург. Оно было встречено торжественно. Послы жили рядом с Сенатом, в белокаменном доме. Им дали судно, на котором они ездили по Неве и Финскому заливу. Генерал-прокурор Петербурга князь Н. Ю. Трубецкой знакомил послов со столицей Российской империи, возил их на Сестрорецкие оружейные заводы, сопровождал во время торжественных приемов.

Русско-осетинские переговоры в Петербурге. Весной 1750 года осетинское посольство было приглашено на заседание Сената. На этом заседании обсуждался «осетинский вопрос». Перед Сенатом выступил Зураб Елиханов. В своей речи он просил присоединить к России Осетию и защитить ее от внешних врагов. Зураб обратился к русскому правительству, чтобы оно помогло осетинам занять земли на равнине, просил разрешить осетинам вести торговлю в русском городе Кизляре.

Добиваясь решения важных для осетинского народа вопросов, осетинский посол Зураб Елиханов заявил Сенату, что Осетия выставит 30-тысячную армию для участия в войнах России против Турции и Персии.

В конце 1751 года осетинскому посольству был устроен официальный прием императрицей Елизаветой Петровной.

В результате русско-осетинских переговоров в Петербурге предгорная равнина Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон и Фиагдон признавались русским правительством землями «вольными и свободными». Переселение осетин в эти районы считалось законным и поддерживалось русским правительством. Торговым людям из Осетии разрешалось приезжать в Кизляр и Астрахань и вести беспошлинную торговлю.

Эти решения русского правительства имели важное значение для Осетии, так как укрепляли ее экономическое и политическое положение.

Вернувшись на родину осетинские послы восторженно отзывались о России, горячо пропагандировали дружбу с ней и, таким образом, способствовали сближению осетинского народа с русским народом. Посольством была проложена столбовая дорога, раз и навсегда связавшая истерзанную Осетию с могущественной Российской империей. В истории Осетии начался новый период, когда судьбы осетинского народа неразрывно связались с судьбами России. В этом и состоит огромное значение для Осетии русско-осетинских переговоров в Петебурге и первого осетинского посольства.

Источник:
Блиев М. М., Тургиев Т. Б. История Северной Осетии. Часть 1. Учебное пособие для 8-9 кл. Изд. 4-е. Владикавказ: Ир, 1994. С. 33 - 37.
Категория: История Осетии | Просмотров: 6648 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]