История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
Культура Осетии в первой половине XIX в. | 00:19 |
Для детей горских феодалов царское правительство открывало школы военных воспитанников. Они существовали при полках, батальонах. Дети осетинских феодалов, например, учились в школе военных воспитанников при Навагинском полку во Владикавказе. Но более распространенными становились небольшие церковно-приходские школы. В Осетии они появились в 40-х гг. XIX века. В 60-х гг. было уже 7 таких школ со 107 учениками. В дальнейшем количество церковноприходских школ быстро росло. Несмотря на колонизаторские цели, которые ставились царскими властями перед просвещением в Осетии, открываемые ими школы имели большое значение для дальнейшего развития осетинской культуры. Они способствовали становлению осетинской письменности, распространению грамотности в Осетии, формированию осетинской национальной интеллигенции. Осетинская интеллигенция первой половины XIX века. Одним из первых представителей осетинской интеллигенции был Иван Ялгузидзе (Габараев). Он подготовил к изданию первую осетинскую азбуку, написал поэму «Алгузиани», в которой воспел подвиги осетинского царя Алгуза. В конце своей жизни И. Ялгузидзе писал: «Я старался сделать попытку создать книгу на осетинском языке... Над ней трудился три года, день и ночь... Так я по мере сил трудился над тем, чтобы вы, мои единокровные осетины, не остались без книг, и теперь молюсь и умоляю всех, чтобы в дальнейшем вы сами и ваши дети из рода в род все более просвещались умом». Эти слова автора первой осетинской азбуки в начале XIX века звучали в Осетии как призыв к просвещению и образованности. Первым на этот призыв откликнулся Аксо (Алексей) Колиев. Он окончил Тифлисскую духовную семинарию, внес заметный вклад в развитие просвещения в Осетии. А. Колиев на свои незначительные средства открыл начальную школу для обучения осетинских девочек. Его школа позднее была преобразована в Ольгинское трехклассное училище. Коста Хетагуров писал, что школа А. Колиева подготовила много «примерных тружениц — народных учительниц». А. Колиев положил начало женскому образованию в Осетии. Современником А. Колиева был Василий Цораев, учившийся в Московской духовной академии. Он был широко образован, занимался педагогической деятельностью, изучал осетинский фольклор. Вместе с Д. Чонкадзе он собрал и записал осетинские сказки, тексты Нартовского эпоса. Его записи были опубликованы в Петербурге академиком Шифнером. В развитии культуры и просвещения Осетии большое значение имела деятельность осетинских учителей — Михаила Сохиева, Алексея Аладжикова, Соломона Жускаева, Георгия Караева, Георгия Кантемирова и др. Важным был вклад в культуру Осетии русского ученого академика А. Шегрена, написавшего грамматику осетинского языка, украинского педагога И. И. Чепиговского, занимавшегося переводами книг с русского языка на осетинский. Развитие просвещения и культуры Осетии в первой половине XIX века было необходимым условием для проникновения в Осетию демократических идей русской культуры. Источник: Блиев М. М., Тургиев Т. Б. История Северной Осетии. Часть 1. Учебное пособие для 8-9 кл. Изд. 4-е. Владикавказ: Ир, 1994. С. 57 - 58. | |
Категория: История Осетии | Просмотров: 16190 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |