История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
Культура Осетии во второй половине XIX в. | 00:34 |
До 70-х гг. XIX века основной школой оставалась церковноприходская. Их в Северной Осетии было более 15. В этих школах большей частью работали духовные лица — малограмотные, жестокие в обращении с детьми. В 90-х гг. в Северной Осетии развертывается народное движение за просвещение. Целые общества, села принимали решение о постройке школы, об улучшении преподавания и материальных условий учащихся. Благодаря этому количество начальных школ увеличилось до 32. В них обучалось 4 тысячи детей, среди них 470 девочек. Русские ученые в Осетии. Появление первых осетинских ученых. Во второй половине XIX века в Северной Осетии побывали крупные ученые В. Миллер, М. М. Ковалевский, П. К. Услар, М. Д. Филимонов, В. И. Долбежев и др. Они занимались изучением истории, языка и культуры осетинского народа. Академик В. Миллер установил связь осетинского языка с иранской группой языков, исследовал Нартовский эпос, внес большой вклад в изучение древнего периода истории Осетии. Вместе с В. Миллером в Осетию приезжал М. М. Ковалевский, профессор Московского университета. Его хорошо знали К. Маркс и Ф. Энгельс. Истории осетинского народа, его быту, общественному устройству М. Ковалевский посвятил двухтомный труд. Его заслуга перед русской и осетинской наукой огромна. К. Маркс называл М. Ковалевского «другом науки». Археологи М. Д. Филимонов, В. И. Долбежев, А. С. Уваров, В. А. Городцов сделали достоянием мировой науки богатейшую Кобанскую культуру, открытую у осетинского села Кобан. Под влиянием русской науки появляются первые осетинские ученые. Среди них наиболее заметной фигурой был А. А. Гассиев. Сын простого горца, он успешно закончил Киевскую духовную академию, был широко образован. А. А. Гассиев был ярким публицистом, талантливым экономистом, филологом, видным философом-материалистом. Его статьи и книги содержат демократические идеи, пропагандируют передовые педагогические взгляды. Видным историком, этнографом, фольклористом являлся Дж. Шанаев, окончивший Одесский университет. Им были изданы «Материалы для древней истории Осетии». Он первым из осетин занялся изучением таких важных для науки вопросов, как происхождение осетинского народа, историческая связь осетин со скифами, сарматами, аланами. Учеными-этнографами, фольклористами были также С. Кокиев, А. Цаллагов, М. Гарданов и др. Особенностью научной деятельности первых осетинских ученых был огромный интерес к историческим судьбам своего народа, их подлинный демократизм, научное содружество с передовыми представителями русской науки. Осетинская литература. К. Хетагуров. Становление самобытной осетинской литературы относится ко второй половине XIX века. Оно было связано с относительно быстрым общественным и культурным развитием осетинского народа, влиянием классической русской литературы. Одним из пионеров осетинской литературы был И. Д. Кану- ков, творчество которого отличалось большой разносторонностью. В 70-х гг. XIX века он выступил как этнограф и писатель-прозаик. Литературная деятельность И. Д. Канукова была тесно связана с трагическими событиями истории осетинского народа 60-х гг. XIX века — с переселением горцев в Турцию, с критикой колонизаторской политики царизма. Поэзия И. Д. Канукова была проникнута гуманизмом, любовью к родине и народу. В своем программном стихотворении «Призыв» поэт высказал мысль о неизбежности победы над насилием. Основоположником осетинской литературы и осетинского литературного языка суждено было стать Коста Левановичу Хетагурову — вождю революционных крестьянских масс Осетии. Коста Хетагуров родился в 1859 году. Он учился в Ставропольской гимназии, а затем в Петербургской Академии художеств. Там, в Петербурге, сложились его революционно-демократические взгляды. В середине 80-х гг. Коста Хетагуров пишет поэтические произведения «Додой», «Солдат», «Спой», которые своим идейным содержанием звучали как призыв к борьбе против самодержавия, насилия и колониального гнета. К 90-м гг. XIX века относится расцвет творчества Коста Хетагурова. В 1899 году был издан его знаменитый «Ирон фӕндыр» («Осетинская лира») — сокровище осетинской литературы. Он принес поэту мировую славу. «Ирон фӕндыр» — не только слово великого поэта. Это душа народа, его думы и чаяния, его нелегкая борьба за свободу и независимость. Вся общественная и творческая деятельность Коста Хетагурова была отдана народу. Царские власти преследовали Коста. В ссылках они надеялись сломить его волю. Но поэт по-прежнему призывал к борьбе, предсказывал революционный взрыв против самодержавия. В дружбе народов, в освободительном движении русского народа он видел свободу и будущее осетинского народа. В XIX веке традиции Коста Хетагурова в осетинской литературе продолжили Сека Гадиев, Арсен Коцоев, Блашка Гуржибеков. Их творчество завершало становление осетинской национальной литературы. Источник: Блиев М. М., Тургиев Т. Б. История Северной Осетии. Часть 1. Учебное пособие для 8-9 кл. Изд. 4-е. Владикавказ: Ир, 1994. С. 67 - 69. | |
Категория: История Осетии | Просмотров: 6325 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |