Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Декабрь » 10 » Личность общенационального масштаба
Личность общенационального масштаба
17:54
Чибиров Л. А.

Сергей Петрович Таболов, 65-летие со дня рождения которого отмечает вся Осетия, был явлением в нашей жизни. Он был любимцем осетинского народа, неповторимой, уникальной личностью. Со времени его ухода из жизни прошло 18 лет. Между тем, вакуум в нашем обществе, образовавшийся с его кончиной, до сих пор не восполнен.

Породившая нас природа отдельных избранных награждает кого талантом писателя, кого — ученого, кого — художника. Сергея Петровича сполна наградила самым ценным, редко встречающимся даром-талантом быть Человеком. Он был необыкновенно талантлив во всем.

Находясь в последние два года с ним в тесном контакте, я наблюдал за его неутомимой деятельностью, восхищался им, завидовал белой завистью, поражался его удивительной способности располагать к себе людей, его умению благотворно влиять на ход событий. Даже простым телефонным звонком он мог решить проблему, которую многие из нас не могли бы решить вообще.

Разумеется, я был наслышан о нем, о его деятельности, но лично познакомился с ним поздно.

В один из летних дней 1992 г., когда я был ректором Юго-Осетинского госпединститута им. А. Тибилова, меня пригласили на встречу с С. П. Таболовым. В основном на встрече оказались представители научной интеллигенции. Поводом для встречи оказались знаменитые «Осетинские этюды» В. Ф. Миллера. По инициативе Сергея Петровича (он же — ответственный за выпуск) они были переизданы репринтным изданием, и, забрав часть тиража из типографии, он приехал к нам в Цхинвал с таким бесценным подарком. К тому времени в библиотеках Севера и Юга «Этюдов» осталось всего несколько экземпляров, и мы лишь по очереди пользовались ими. Потому мечтой каждого ученого-осетиноведа было иметь в семейной библиотеке эту уникальную книгу. И эта мечта, благодаря Сергею Петровичу, сбылась.

Весной и летом 1992 г. наш институт попал в эпицентр вооруженного противостояния. Здание института оказалось на линии фронта: оттуда обстреливался противник, в нем укрывались ополченцы и защитники города. Потому вся материально-техническая база была частью разграблена, частью уничтожена.

Но осенью того же года институту исполнялось 60-лет со дня основания. И, чтобы поддержать дух и патриотический настрой студентов, населения в целом, ректорат решил отметить юбилейную дату. Провели юбилейное заседание в органном зале Дома Советов. С докладом выступил сам. На наш праздник прибыла представительная делегация Республики Северная Осетия во главе с Председателем Правительства С. В. Хетагуровым. Глава правительства поздравил нас с юбилеем и преподнес нам в подарок (в чем мы особо нуждались) учебный инвентарь. Вслед за Хетагуровым слово попросил директор СОИГСИ С. П. Таболов. Говоря о том, как пострадал институт материально, какие большие жертвы понес коллектив, Сергей Петрович с кафедры указал на серенький дипломат и сказал мне: «В этом дипломате 100 тыс. рублей. Соберите завтра членов пострадавших семей, студентов и преподавателей и раздайте им эти деньги». Делегация вернулась в тот же день, но по моей просьбе С. П. Таболов остался на второй день, переночевав у нас. На следующий день мы постарались согреть вниманием сердца пострадавших; к тому времени количество погибших в конфликте из числа нашего коллектива уже достигло 80 человек.

После этих двух встреч мы быстро сошлись. По приезде всегда были вместе, ночевал исключительно у меня. Часто приезжал с В. М. Лагкуевым. Однажды даже выразил сожаление, почему так близко он меня не узнал раньше. Один штрих мне вспоминается чаще других. У меня свой способ завязывания галстука: примеряю его на голове, а затем завязываю. В одно утро, собираясь по делам, он застал меня за процедурой завязывания галстука и, обращаясь к Лагкуеву, покатился со смеху: посмотри, посмотри, как он завязывает галстук. С этой манерой завязывания галстука я не распрощался по сей день, и когда каждое утро занимаюсь этой процедурой, перед глазами встает Сергей Петрович.

Очередной важный случай встречи и совместной работы имел место в начале марта 1993 г. Перед этим по договоренности руководств республик были разработаны проекты трех важных документов: Акта о независимости Республики Южная Осетия, Концепции Социально-экономической и культурной интеграции и Соглашения о дружбе и сотрудничестве между нашими республиками. К тому времени я уже стал депутатом парламента и возглавил депутатскую группу, которая выезжала на сессию парламента во Владикавказ. С северо-осетинской стороны депутатскую группу возглавил С. П. Таболов. На 6 марта было назначено заседание парламента.

В ходе согласования вопроса с МИД и руководством России, А. X. Галазову посоветовали воздержаться от подписания Соглашения. Известие о том, что Соглашение не будет подписано, так взорвало некоторых моих эмоциональных коллег, что только усилиями Сергея Петровича их удалось успокоить. При обсуждении вопроса выступали С. П. Таболов и я. В итоге были приняты первые два документа. Их подписание имело большое значение. Это были первые официальные документы между нашими двумя братскими республиками. Их принятие имело большое политическое и психологическое значение. В дальнейшем их значимость увеличилось, когда принимались конституции республик. В обеих конституциях подчеркиваемся особый характер взаимоотношений между двумя политическими образованиями, обусловленный единством этнической территории, исторической, культурной и духовной общностью. Что касается Соглашения, то в последующем не раз ставился вопрос о его подписании. Вопрос ребром встал и на 11 съезде осетинского народа в 1996 г. Участвовавший в работе съезда председатель правительства РСО-А. Ю. Г. Бирагов заверил съезд, что соглашение будет подписано в течение трех месяцев. Так и случилось. Процедура подписания документа произошла в Цхинвале накануне Президентских выборов в ноябре 1996 г. При этом было подписано, не Соглашение, а Договор о дружбе и сотрудничестве между правительствами РСО-А и РЮО.

Незаурядная личность Сергея Таболова накладывала отпечаток на все, к чему он прикасался. Это в полной мере относится и ко времени его руководства СОИГСИ. При нем кардинально поменялось многое, начиная с постановки и решения проблемных вопросов по научному осетиноведению до облика самого здания института.

Начало 90-х гг. было временем крутых перемен в стране в целом. И в такое трудное и сложное время задумать и осуществить научную экспедицию по изучению исторического наследия мог только человек в высшей степени одухотворенный. С его именем навсегда войдет в историю экспедиция «Виа-Аланика» (Дорогами алан), первый этап которой успешно завершился при его жизни и под его непосредственным руководством.

К экспедиции шла тщательная подготовка. Ездили до Венгрии автобусом, затем самолетами до Парижа и Москвы. Руководитель экспедиции предусмотрел все до мелочей. Всего один штрих. За неделю до начала экспедиции мы с Ю. С. Гаглойти прибыли во Владикавказ. Беседуя с' нами в рабочем кабинете, Сергей Петрович обозрел нас с ног до головы и потом спросил: в этих ли костюмах мы собираемся в экспедицию. Услышав утвердительный ответ, он нас отправил на одну из промтоварных баз города (указал куда), чтобы мы смогли подобрать себе те костюмы, в которых было бы не стыдно показаться на Западе.

Непосредственно к экспедиции он присоединился на французском ее этапе. В Париже состоялись встречи с учениками Ж. Дюмезиля — Кристолем, Казанским, Цукерманом, с начальником департамента по научным экспедициям ЮНЕСКО, было подписано несколько протоколов о намерениях научного и культурного сотрудничества в Будапеште, Париже и в Италии, куда он вылетел под конец экспедиции. За этой первой, разведывательного характера экспедицией, должны были последовать вторая, третья. В душе теплилась надежда, что договоренности сбудутся, благодаря стараниям такого незаурядного организатора науки и талантливого руководителя каким был Сергей Петрович.

Однако вместе с трагической гибелью Сергея Петровича, произошедшей сразу по возвращении из Италии, оказались похороненными все наши научные планы в западном направлении.

Его жизнь — классический пример роли и значения личностного фактора в нашей жизни.

Память Сергея Петровича увековечена. Есть улицы Таболова в столицах обеих осетинских республик. Имеется мемориальная доска в Цхинвале и замечательное скульптурное изваяние на Алее славы. Остались и его произведения (научные труды, публицистика, выступления).

Однако, образно говоря, самыми лучшими произведениями Таболова оказались его замечательные сын и дочь, вышедшие на широкую дорогу жизни и идущие по тропам своего знаменитого отца. Свято чтят имя своего любимого брата сестры Сергея Петровича Зинаида и Земфира.

Особо лестных слов заслуживает верная спутница и соратница Сергея Петровича Ирина Алексеевна. Возглавив агентство «Иринформ», она на практике осуществляла идею мужа по прорыву информационной блокады вокруг событий Южной Осетии, постоянно давая передачи с линии вооруженного противостояния. За исключительные заслуги в годы тяжелейших испытаний супружескую чету Таболовых буквально боготворит вся Южная Осетия.

В день прощания с Сергеем Таболовым вспомнились строки известного стихотворения Николая Некрасова, посвященного памяти Добролюбова, которые в полной мере можно отнести к личности Сергея Петровича:

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами...
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно

Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни...


Прошло 18 лет со времени его ухода, но с каждым годом все ощутимее потеря, которую понесло наше общество.

Чем больше времени будет проходить, тем ярче будет сиять его светлое имя!

Источник:
Чибиров Л. А. Личность общенационального масштаба // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). С. 25 - 28.
Категория: Осетия | Просмотров: 1502 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]