Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Сентябрь » 12 » О ПРОСВЕТИТЕЛЕ ПРОТОИЕРЕЕ СТЕФАНЕ МАМИТОВЕ
О ПРОСВЕТИТЕЛЕ ПРОТОИЕРЕЕ СТЕФАНЕ МАМИТОВЕ
23:19

Ф. X. ХАДОНОВА.

старший преподаватель кафедры культурологии

СОГУ им. К. Л. ХЕТАГУРОВА

 

... Искренне желаю по силе возможности послужить делу обучения детей родному осетинскому языку.

Из письма Стефана Мамитова1

 

Стефан Мамитов, Церковь ЗарамагПротоиерей Стефан (Аха2) Бори­сович3 (Борко4 или Борхъо?) Мамитов родился в горном селении Зарамаг. Его жизненный путь начался, возможно, в 1849 году. Пишу «возможно» потому, что дата рождения пока (ноябрь 2008) не установлена, как неизвестны и год смерти 1918 или 1919? (версию о том, что он оставил духовный сан, а умер в 1924 году, правнучка С. Мамитова Н.А. Гуловская-Хасиева (Москва) счи­тает ошибочной) [1, 43]. Неизвестно также и место последних лет жизни (Батум? Ардаган? или Владикавказ?). Но, остались его книги, которые раду­ют нас и сегодня.

Священник Стефан Мамитов отно­сится к первым представителям осе­тинской церковной интеллигенции, по­явление которых связано с распростра­нением христианства в Осетии. Среди просветителей этого периода можно назвать имена Василия Цораева, Аксо Колиева, Алексея Гатуева, Харлампия Цомаева, Моисея Коцоева и многих других. И в этом ряду достойное место занимает имя просветителя и писателя Стефана Мамитова. К сожалению, име­на и творческое наследие их сегодня незаслуженно забыты, либо известны только очень узкому кругу специали­стов, хотя, в сущности, могут (и долж­ны) быть включены в учебники по исто­рии и культуре Осетии. Ведь они были просветителями, учеными, педагогами, писателями, которые, не считаясь ни с какими трудностями, служили просве­щению Осетии.

В научной литературе имя Стефа­на Мамитова можно найти [2-10], он переводил на осетинский язык религи­озные и светские произведения, напи­сал учебники для осетинских школ. Но, повторюсь, на сегодняшний день мифо­логизированы точные даты его жизни, не найдено и не изучено литературное наследие.

О жизни и творчестве Стефана Мамитова первоначальные сведения собраны Б.А. Алборовым. В его не­оконченной рукописи (IX - 1949 г.) «История     осетинской    литературы. Докостаевский период» [11, 218-219] приведены следующие (пока докумен­тально не подтвержденные) данные, которые воспроизводятся в дальней­шем всеми исследователями:

«Мамитов Стефан (1848 - 1918) ро­дился в селе Зарамаг Алагирского уще­лья 1 августа 1848 г.5 Он окончил Влади­кавказское духовное училище, а затем Тифлисскую духовную семинарию в 18666 г. В том же году он назначен учи­телем Кутаисского духовного училища. 1 октября 1877 г. рукоположен в свя­щенники. Дослужился до звания про­тоиерея. Умер 20 декабря 1918 г.7

Он издал на свои средства следую­щие книги:

1. Священная история Ветхого и Но­вого Завета с кратким катехизисом -Хуыцауы диныл ахуыркæнæн чиныг. Батум. 1911 г.

2. Детская книга 1ч.- Сывæллæтты чиныг - 1-аг хай (Батум. 1908 г.)

3. Детская книга II ч. - Батум. 1908 г.

4. Начальные беседы мироведения -Батум. 1917 год.

В рукописи остались две комедии, которые ставились на осетинской сцене в Тифлисе, физиология человека д-ра Лункевича, осетино-русский словарь8, драма из жизни осетинской женщины на русском языке «Дядя Мурзабек», «Дуняша» и др. рассказы. В его детских книгах много детского фольклорного материала, песен и прочих».

Другие данные о священнике Сте­фане Мамитове удалось найти в спра­вочнике 1905 года: «56 лет. 27 ноября 1869 г. учитель Мингрельского духов­ного училища; 1877 г. священник Кав­казской епархии; 1887 г. 1-го Кубанско­го пластунского батальона; 1903 г. 260-го Ардаганского пехотного резервного полка; 6 мая 1898 г. Камилавка9. В похо­дах не был» [12, 266]. К сожалению, до настоящего времени (ноябрь 2008) не удалось документально подтвердить ни одну из этих версий биографии Стефа­на Мамитова.

Важным источником, который мо­жет дополнить скудные сведения о Ма­митове, являются воспоминания, со­хранившиеся в его семье. Надо сказать, его потомки пытались привлечь вни­мание ученых к наследию Стефана Бо­рисовича Мамитова и вернуть его имя в историю осетинской литературы и культуры. В 1961 году Александр Пет­рович Хасиев (был женат на внучке Ма­митова - Нине Михайловне Бурцевой) в письме директору СОНИИ Черджиеву X. С. писал:

«В библиотеке Института хранят­ся книги С. Мамитова: «Сывæллæтты чиныг», части 1-я и 2-я, с многочис­ленными текстами для школьного и домашнего чтения, а также книга нравственно-религиозного содержа­ния на осетинском языке [13]. Книги эти имеют большое научное значение: 1) «Сывæллæтты чиныг» составлена на очень богатом фольклорном материа­ле, возбуждающем живой интерес и теперь; 2) тексты для чтения представ­ляют собой переработку на осетинский язык лучших образцов народного чте­ния того времени - о природе земли и человека; 3) весьма богат словарный состав книг, многие научные термины в них заслуживают преимущественно­го признания и на сегодня; 4) графи­ка и орфография книг своеобразны и изучение их окажется полезным при переработке этих сторон осетинского языка; 5) форма, особенности стиля и изложения - неоценимый клад для на­учной разработки туальского наречия, которым автор превосходно владеет.

Самая личность автора С. Мами­това, необычайно привлекательна и типична для первых «просвещенцев» осетинского народа: жил он вдали от родины, в безлюдной местности на ту­рецкой границе, в местечке Ардаган, теперь состоящем в турецком владе­нии; на свои скудные сбережения изго­товил осетинский шрифт, в батумской типографии печатал свои книги [14, 217-219]10 и бесплатно рассылал их по школам Осетии (юга и севера), о чем с благодарной памятью знают школьные учителя11.

Позволю изложенное представить Вашему Вниманию в уверенности, что найдете нужным отметить добрым сло­вом в печати имя человека, который во всю свою жизнь старался сеять доброе разумное среди своего народа, а также поставить задачу изучения литератур­ного наследия этого человека.

10.05. 1961 А. Хасиев».

И хотя директор просил дать отзыв о книгах С. Мамитова сотрудника ин­ститута [15], записка А. Хасиева, по-ви­димому, так и осталась без внимания.

Автору данной статьи имя Стефана Мамитова стало известно несколько лет назад от его правнучки Натальи Алек­сандровны Гуловской-Хасиевой, жи­вущей ныне в Москве (по профессии -врач). Она, как и ее отец, А.П. Хасиев, тоже написала письмо о С. Мамитове в СОНИИ (по ее словам, А.А. Хадарцевой), но и ей не ответили. Она сообщи­ла, что дочь Мамитова - Варвара Степа­новна - ее бабушка по материнской ли­нии12, и что в семье бережно хранилась память о предках. Мы попросили ее написать воспоминания о своем праде­де, которые с благодарностью воспро­изводятся далее. Они ценны не только сведениями о просветителе Стефане Мамитове, но и возвращают неизвест­ные и забытые имена политических и общественных деятелей, представителей осетинской интеллигенции 30-х гг. XX века. Нельзя не согласиться с На­тальей Александровной - этот слож­ный в истории Осетии период тоже ждет своего исследования:

«Не знаю, кому адресовать свою за­писку, какое учреждение может заинте­ресоваться этим материалом?! Мне уже много лет (1920 г.р.) и, думаю, кроме меня, уже никто к этой теме не вернет­ся. А жаль, потому что это тоже капель­ка славы Осетии и ее сынов.

Хочу написать о своем прадеде, Сте­фане Мамитове. Думаю, что, если хоро­шо поискать, то найдутся материалы, подтверждающие мои слова. Мои све­дения очень скудны, потому что я не застала уже в живых моего прадеда, а время было такое, когда нужно было поменьше говорить о прадеде протоие­рее. Моего прадеда Стефана Мамитова (по-осетински Аха) миссионеры в ран­нем детстве взяли из горного селения Зарамаг и поместили в семинарию в Ставрополе. Эта семинария сыграла ог­ромную роль в просвещении Осетии и всего Северокавказского края. Я встре­чала многих людей, высококультурных людей, окончивших это учебное заве­дение.

Окончив семинарию, мой прадед не­которое время учительствовал, а потом был рукоположен во священники и на­правлен в Моздок на служение. Там он потерял жену и остался с тремя мало­летними детьми на руках (младший был семи месяцев)13. Ему было тяжело оста­ваться в Моздоке, а, главное, как рас­сказывалось в семье, он стыдился брать деньги за требы. Он подал прошение на священство в армии. Он принят был в Кубанские казачьи войска на жалова­ние. И проделал, в качестве священни­ка, все кампании, начиная с турецкой и кончая войной 14-го года. Прадед мой отличался личной храбростью, он был замечательный наездник (укрощал са­мых породистых лошадей), имел все воинские награды, т.к. был всегда при передовых отрядах. Искал, и бывало и так, что сам выносил раненых с поля боя, отпевал погибших. В одной из кам­паний захватил орудие. Он имел все во­енные награды, в том числе солдатского и офицерского «Георгия». Как кавалеру многих орденов, ему было пожаловано дворянство с правом наследия14.

Он был любим всеми, кто с ним со­прикасался, его голос был весом в делах офицерской чести.

Славный был человек, и мог быть любим и почитаем в своей семье и бли­жайшем окружении. Конечно, я бы не стала докучать никому рассказами о нем. Но мой прадед был одним из про­светителей Осетии. Подвигом его жиз­ни было составление и издание за свой счет (а жалованье не было велико) книг для начальных школ Осетии на осетин­ском языке. Это был огромный труд! Вот, например, учебник, как тогда на­зывался, «Естественной истории»15. Для этой книги он создал научную терми­нологию на осетинском языке. Не могу себе представить, чтобы, несмотря на все катаклизмы, постигшие мою Роди­ну, не сохранились эти книги хоть где-нибудь (их было издано очень много).

Знаю, что пращур мой долго пере­писывался с Цоцко Амбаловым16 - сна­чала народным учителем, потом осе­тинским писателем. Помню, как Цоцко переводил мне в детстве, записанные им сказки и легенды осетинского наро­да. Замечательный был человек: и со­бой красивый, и очень тонкий, интел­лигентный человек.

Вообще осетинская интеллигенция того времени и до истребления в три­дцатые годы ждет своего автора.

Я была очень мала и мало что пом­ню, но могу поручиться - такой рыцарственной интеллигенции не было никогда. Это сочетание осетинских прекрасных обычаев и русской культу­ры, которую они принимали как свою совершенно органично.

Я радуюсь, что, хоть недолго, жила среди этих людей. Мой отец - Хасиев Александр Петрович17 сам был таким интеллигентом. Я была мала, но отчет­ливо стоят передо мной чудные лица многих людей: это Иналук Кануков18, это Цоцко Амбалов (очень нежно мной любимый), это Николай Саламов19, это инженер Тхостов, очень близкие мне люди по моим детским воспоми­наниям. Даки Тотиев (нарком здра­воохранения), его брат Абрам Тоти­ев, учитель, которого многие помнят. Ближе всех и дороже мне был Казбек Борукаев20. О нем известно многим, но не многие знают, какой он был дели­катный и скромный человек. Он был очень близорук и очень боялся кого-то не поприветствовать при встрече, поэтому был особенно сосредоточен на улице, что мне очень не нравилось, потому что хотелось болтать. Помню, когда мы сидели в парке и на бульваре, он вставал даже перед очень молоды­ми людьми.

Я назвала только несколько человек, а их было много. Вспоминая этих лю­дей, я горжусь, что я тоже осетинка.

К моему горю, я видела, как уходила эта интеллигенция. Казбек Борукаев и Даки Тотиев, слава Богу, умерли в своей постели, остальных поглотил ГУЛАГ.

Н. Гуповская-Хасиева. 21111195 г».

В этой краткой статье вряд ли можно разрешить все загадки биографии Сте­фана Мамитова или подробно говорить о его трудах, заметим лишь, что они за­служивают не только «доброго слова в печати», но переиздания и изучения.

1. Письмо Стефана Мамитова 1910 года от 24 сентября епископу Владикавказ­скому Агапиту. - СОИГСИ. Научный архив. Ф.9. оп.1. д. 11. л. 8.

2. Осетинское имя о. Стефана сообщила его правнучка Н.А. Гуловская-Хасие-ва, ее воспоминания опубликованы далее.

3. Отчество С. Мамитова приведено на сайте А.А. Бовкало (Русское генеалоги­ческое общество): Военное и морское духовенство на 1905 год. Священником полковой церкви 260-го Ардаганского пехотного резервного полка в г. Батуме 66-й пехотной резервной бригады значится Стефан Борисович Мамитов.  Отчество подтвердилось и из других источников - упоминание в статье А. Бутаева «Новые издания на осе­тинском языке» о том, что книги Ст. Мамитова можно приобретать в Алагире - у Дан. Бор. Мамитова, речь идет о его младшем брате, Данииле Борисовиче -см. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 5. С. 219. Автор статьи благодарен Людмиле Ленник за указание на сведения справочников: Терский календарь на 1914 г. Вып. 23. Адрес-календарь. Часть 4. Владикавказ, 1913. С. 73.: «Змейское почтовое отделение. Начальник отделения, нич. Даниил Борисович Мамитов»; Терский календарь на 1915 г. Вып. 24. С.72.: «Начальник Мизурского почтового отделения, нич. Даниил Борисович Мамитов».

4. Осетинское имя отца Стефана (а также данные о его братьях и семье) приве­дены по следующему источнику: «№ 129. Посемейные списки селения Верхний Зарамаг 3 участка отселок Картита Владикавказского округа Терской области, составлен в 1886 г. С. Верх. Зарамаг по обе стороны р. Адай-Ком Дона, отселок Картита на левой стороне р. Адай-Ком Дона»: Мамитов Хасро Боркоевич, лет к 1 января 1886г 35,образование не получил, сословие - Царазонов; жена его Дардзен 29 лет, сыновья 1-й Аузби - 5 лет, 2-й Михал - 2, дочь Чаби - 7 лет. Братья Хасро: 1-й Степан, 37 лет, образование получил в Тифлисской духовной семинарии, находится в Луковской станице Нальчикского округа Приходским священником. Сыновья его: 1. Александр, 2-й Степан, дочь Варвара. Семейство это находится с отцом. 2-й брат Хасро Даниил, 19 лет, находится в гор. Влади­кавказе в услужении, образование - в Зарамагской сельской школе, грамотен на русском языке. - ЦГА РСО-А. Ф. 30. оп. 1. д. 84. л.14. Автор статьи выражает искреннюю благодарность Ларисе Засеевой за указание на этот источник.

5. Дата пока (ноябрь 2008) документально не установлена. Правнучка СБ. Ма­митова, Н.А. Гуловская-Хасиева (Москва), называет только месяц рождения прадеда - август, но год не может указать.

6.  Правнучка Стефана Мамитова Н.А. Гуловская-Хасиева полагает, что он окончил Ставропольскую духовную семинарию, ее письмо опубликовано да­лее. Другая дата окончания семинарии приведена священником А. Гатуевым в очерке «Христианство в Осетии»: «... В 1869 году окончили курс семинарии Мамитов, Габараев, Сикоев, Джиоев, - все они поступили в осетинские прихо­ды священниками. Таким образом, число осетинских священников в Осетии постепенно увеличивается и богослужение на осетинском языке начинает со­вершаться правильно, проповедь Слова Божия также усиливается в осетинских приходах, и христианство подняло свое знамя в Осетии». - А. Гатуев «Христи­анство в Осетии» («Терские ведомости», 1891, № 46) // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах / Сост. Л.А. Чибиров. Цхинвали: Ирыстон, 1987. Книга 3. С. 289. Таким образом, надежно не установлены до настоящего вре­мени (ноябрь 2008) ни год (1866 или 1869?) окончания Мамитовым семинарии, ни само учебное заведение (Тифлисская или Ставропольская?). Хотя, в прим. 4. речь тоже идет о Тифлисской духовной семинарии.

7. Н.А. Гуловская-Хасиева полагает, что дата смерти 1918 или 1919 г., она роди­лась в 1920г. - после смерти своего прадеда. По ее мнению, последние годы он провел во Владикавказе, служил в Осетинской церкви (Храм Рождества Пре­святой Богородицы) и был захоронен в ее ограде, справа, напротив третьего окна. Потом захоронение разрушили. Она отправила настоятелю Осетинской церкви письмо с просьбой поминать о. Стефана (Мамитова).

8.  Среди опубликованных книг словарь найти не удалось, возможно, сущест­вует рукописный вариант.

9. Камилавка - головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра, об­тянутого материей. Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти. Фиолетовая богослужебная камилавка да­ется в качестве награждения священникам.

10. Книги для осетинских школ С. Мамитова, наряду с ныне более известными учебниками - азбукой епископа Иосифа (И. Чепиговского) и букварем А. Канукова, сыграли значительную роль в развитии просвещения на осетинском языке См. напр.: М.А. Гуриева. Методика обучения родному языку в началь­ной осетинской школе. Орджоникидзе.1978. С. 10-11. / Гуриаты М. Райдайэен кълагсты мадаелон эевзаджы методикэе.

11.  Как пояснила Н.А. Гуловская-Хасиева, Варвара Степановна вышла замуж за офицера, Михаила Яковлевича Бурцева, у них родились дети: Нина и Борис (назван в честь прадеда); у Нины родились дочери: Наталья (ее воспомина­ния и публикуются) и Валентина (Наливайко-Хасиева, живет в Киеве). Внук Ст. Мамитова - Борис Михайлович Бурцев эвакуировался вместе с будущим писателем Гайто Газдановым через Крым в Константинополь, затем в Болгарию и, наконец, в Париж.

12. У Степана Боркоевича Мамитова, согласно документу «№ 129. Посемейные списки селения Верхний Зарамаг 3 участка отселок Картита Владикавказского округа Терской области, составлен в 1886 г.», было трое детей: сыновья - Алек­сандр и Степан, и дочь Варвара. См. ЦГА РСО-А. Ф. 30. оп. 1. д. 84. л.14. Как пояснила Н.А. Гуловская-Хасиева, старший сын Александр, затем дочь Варвара и младший сын Степан.

13. Пока не найдены документы, подтверждающие эти факты.

14. Речь, видимо, идет о книге «Хуцау Дуне» - «Божий мир».

15. Амбалов Увар (Цоцко) Васильевич (5 окт. ст. ст. 1870-1937?) - СОИГСИ. На­учный архив, фонд Дзагурова ГА., оп. 1, д. 67 «а», л. 186. См. также: Книга памяти жертв политических репрессий РСО-Алания / Сост. А. Б. Зураев. Владикавказ, 1999. Т. 1. С.69: «Амбалов Цоцко Бицоевич, 1870 года рождения, уроженец сел. Ардон, осетин, директор музея в г. Сталинграде. 07.12.37 г. Тройкой НКВД СО АССР приговорен к расстрелу».

16. Хасиев А.П. - Хасиев Александр Петрович, 1893 года рождения, уроженец сел. Зрук, осетин, экономист «Осколхозсоюза». 27.01.31 г. Тройкой ОГПУ СКК приговорен к расстрелу». - Книга памяти жертв политических репрессий РСО-Алания / Сост. А.Б. Зураев. Владикавказ, 1999. Т. 1. С. 246. Как полагает его дочь, Хасиев А.П. был, по-видимому, репрессирован за рукопись о соци­ально-экономическом и культурном развитии Осетии. Расстрела удалось из­бежать, впоследствии Хасиев А.П. был реабилитирован. Опосредованно (через друга Вилли Миллера) сообщил А.И. Солженицыну некоторые сведения, ко­торые вошли в книгу «Архипелаг ГУЛАГ».

17.  Кануков Иналук. - Речь, по-видимому, идет о И.А. Канукове, предста­вителе того круга осетинской интеллигенции начала XX века, которая в 1919 году основала Историко-филологическое общество, преобразованное в 1925 году в Северо-Осетинский научно-исследовательский институт краеведения. В докладной записке от 10.05.1920 в Осетинское историко-филологическое об­щество Иналук Кануков отмечен как любитель осетинской старины и знаток архивных материалов по истории Осетии, наряду с Г. Баевым, Вано Темирхано-вым, Тамаевым, Адиль-Гиреем Датиевым и Г.М. Цаголовым. Они долгое время и много собирали архивные материалы по истории Осетии. - См. СОИГСИ. Научный архив. Ф. 13. Оп.1. Ед. хр. 4. Л. 1-2. В протоколе заседаний правления Осетинского историко-филолгического общества 1923 г., 23 апреля, №7 (п.4.), рассматривалась опись дел, касающихся истории Северной Осетии в под­линниках, хранящихся в архивах ГССР, составленная И.А. Кануковым и ГГ. Томаевым. Ф.13. Оп.1. Д.1. л.96. И хотя материалы были признаны ценными, выкупить их не удалось из-за отсутствия средств. В отчете о деятельности Осе­тинского историко-филологического общества за 1919-1920 год (первый год существования), составленный Б.А. Алборовым, упоминается: «В числе бога­того собрания рукописей имеются неизданные рукописи Нартовских сказаний И. Канукова, рукописи К. Хетагурова и мн. другое». СОИГСИ. Научный архив. Ф.14. опЛ.ед. хр. 4. л. 54-55. В отчете о деятельности Историко-филологическо­го общества за 2-й и 3-й год существования сообщается: «Собирание памятни­ков устного народного творчества. На ряде заседаний собирание памятников устного народного творчества принято было считать ударной задачей общест­ва. Во исполнение этого удалось, несмотря на неблагоприятные финансовые затруднения, выписать из гор несколько знаменитых певцов, как, например, Сланова (Южная Осетия), Калагова (Джимара) и др., и от них записано мно­го песен, нартовских сказаний и проч. Г. Дзагуровым, Б. Алборовым, И. Ка­нуковым, Г. Гуриевым и др. Ведутся записи памятников и по округам, напр., М. Гардановым, Ц. Амбаловым и др.» Ф.13. Оп.1 Ед. хр. 4. Л. 57. Выступал Ина­лук Кануков и с докладами. Например, согласно протоколу 1920 года от 6 марта №11, был заслушан его доклад «Чем вызвано переселение осетин в Турцию в 60 г. XIX в. (по архивным материалам)». Ф.13. оп.1 ед. хр. 5. - Автор публикации благодарит Р. Бзарова за помощь в поиске данных сведений и К. Мамсурову, со­общившую, что И. Кануков был писателем, этнографом, участвовал в создании музея в Музейном переулке, платье осетинки в этом музее - платье его дочери. У него были две дочери - Буся и Ципа, одна вышла замуж за врача Туганова, другая жила в Грозном. И.А. Кануков был расстрелян в Грозном.

18.  Саламов Николай Михайлович (1894-1965) принадлежит к революционной части демократической интеллигенции. Ближайшими его товари­щами были советские партийные работники, коммунисты Тогоев Данел, Бу-таев Казбек, Мамсуров Саханджери, Гибизов Дебола, Кесаев Колка, Гостиев Андрей, Борукаев Казбек, Золоев Николай и др. Саламов Николай родился в 1894 г. в сел Христиановском (теперь г. Дигора Дигорского района Сев. Осет. АССР) в семье прогрессивного народного учителя Саламова Магомета (Михала), который принадлежал к старшему (второму) поколению осетинских учи­телей осетинской начальной школы и в 80-х годах XIX века оказал большую помощь в деле изучения осетин известному осетиноведу Вс. Ф. Миллеру; по его просьбе собрал для него значительное количество дигорских пословиц и загадок. Магомет Саламов сам подготовил Николая и определил для получе­ния образования в Ставропольскую гимназию, которая известна на Кавказе как передовое учебное заведение. Затем Н. Саламов поступил, по-видимому, в Московский университет. В 1916 году как студент был призван в армию. С 1917 года Н. Саламов был активным участником всех почти событий на Тереке и в Осетии. В 1925 г. Н. Саламов был избран ответсекретарем Президума Сев. Осет. Обкома партии, в 1927 был избран председателем Облисполкома; а летом 1928 Сев. Кав. Крайком партии отозвал Н. Саламова вместе с К. Борукаевым, состоявшим секретарем Сев. Осет. Обкома партии в свое распоряжение, а за­тем в распоряжение ЦК партии в Москву. И с этого времени начинаются его злоключения. В 1930 г. он был необоснованно исключен из партии и репресси­рован и в течение долгого времени находился вне закона. В последующее вре­мя Н. Саламов был реабилитирован. Последние годы Н. Саламов тяжело болел. Был знаком с С. Орджоникидзе. См. НА СОИГСИ, фонд Дзагурова Г.А. «Саламов Николай Михайлович (1894-1965)», оп. 1, д. 189. См. также: Книга памяти жертв политических репрессий РСО-Алания / Сост. А.Б. Зураев. Владикавказ, 2006. Т. 2. С. 468: «Саламов Николай Михайлович, 1894 года рождения, уроженец сел. Христиановское, осетин, на момент ареста нигде не работал. 14-23.07.1939 г. Во­енным трибуналом СКВО приговорен к 10 годам ИТЛ. 09.02.1949 г. МГБ СССР приговорен к ссылке».

19. Борукаев Казбек Каурбекович (1890 - 14.ХН.1931). НА СОИГСИ, фонд Дза­гурова Г.А. оп. 1. д. 67. «а», Л. 437. Один из руководящих работников и органи­заторов Советской власти в Терской области. Учился в Ставропольской гимна­зии, окончил в 1914 году историко-филологическое отделение Петербургского университета. Известный философ Радлов Э.Л. предлагал К. Борукаеву остать­ся на кафедре философии, но он отказался. Его соратники и друзья оставили о нем свои воспоминания и статьи. См. напр., Саламов Н.М. «Борукаев К.К.». НА СОИГСИ, ф.ЗО. оп.1. д.6., д.7., и д. 9. «Что сохранила память о Борукаеве К.К.» (упом. о Э.Л. Радлове); а также А.П. Хасиев «Деятельность Борукаева К.К. в области финансирования» 11.05. 1961. НА СОИГСИ, Ф. 30. оп. 1. ед. хр. 8.; «Заслуги Борукаева К.К. в области народно-хозяйственной деятельности», 3.04.1961. НА СОИГСИ. Ф. 30. Оп. 1. Ед. хр. 10; «Памяти славного сына осетин­ского народа К. Борукаева», 1964. Ф. 30. Оп. 1. Д. 13.

 

1. Цабаев В. Юго-Осетинский театр. Цхинвал, 1961.

2.  Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957.

3.  Ардасенов Х.Н. Очерк развития осетинской литературы. Орджоникидзе, 1959.

4. Цабаев В. Юго-Осетинский театр. Цхинвал, 1961.

5. Хадарцева А.А. История осетинской драмы: В 2-х ч. Орджоникизе: Ир, 1983. 4.1.

6. Сапагаева З.М. От Нузальской надписи к роману. Орджоникидзе: Ир, 1984.

7.  Чибиров Л.А. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. III, 1987. Кн. V, 1991.

8. Мамитов С. «Сываеллэетты чиныг». 1 часть. Мах дуг, 1996, № 1; Пьеса «Налхъ-утае» // Мах дуг, 1996, № 5.

9. Кантемирова Р.С. «Сываеллагты Чиныг». 2 часть // Мах дуг, 1997 № 7; Расска­зы «Косе» // Мах дуг, 1997, № 8.

10. Кантемирова Р.С. Мамытты Стефан. «Косе». Радзырдтэг, драмаг, аргъаеуттэе, таелмацтэе. Дзаеуджыхъаеу: ЦИПУ-йы рауагъдад. 2005.

11. НА СОИГСИ. Фонд Алборова Б.А. 19 (Лит.). Оп. 1.Д.. 219.

12.  Список священноцерковнослужителей и церквей, состоящих в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства 1905 года. СПб., 1905. Ав­тор публикации благодарит А.А. Бовкало (СПб.; Русское генеалогическое об­щество) за предоставленные сведения.

13. НА СОИГСИ, фонд Черджиева X. Оп. 1. Д. 51.

14. Бутаев А. Новые издания на осетинском языке («Терек», 1908. № 207). //Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах / Сост. Л.А. Чибиров. Цхинвали, 1991.T.V. С.217-219.

15. НА СОИГСИ, фонд Черджиева X. Оп.1 Д.1.

Источник: Научный журнал "Известия СОИГСИ", Вып. 3 (42), Владикавказ, 2009. Стр. 45 - 53.

                     при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Категория: Осетия | Просмотров: 7246 | Добавил: Рухс | Рейтинг: 4.5/4 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]