Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [43]
Скифы | Сарматы | Аланы [120]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [122]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [14]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1429

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Октябрь » 31 » Осетинские народные танцы (по М.Туганову)
Осетинские народные танцы (по М.Туганову)
15:13

I. Танцы древнейшие - общинно-родового строя.
1. Цоппай.
2. Двухэтажный (нартовский симд).
3. Тымбыл симд (симд круговой).
4. Чепена (симд на одной ноге попеременно).
5. Устыты кафт (танец женщин во время моления о дожде и о солнце).

II. Танцы переходные от симда (как общеродового танца) к парным.
6. Нагуй симд (старинный симд на одной ноге).
7. Симд на двух ногах в одну сторону и в другую сторону.
8. Симд простой на одной ноге.
9. Симд «Сандрак» старинный.
10. «Сандрак» позднейший.

III. Танцы парные или в две пары.
11. Датагуй кафт.
12. Хонга кафт (кӕсгон кафт) старинный в одну пару.
14. Гогыз (танец индейки).
15. «Исламей» - как переходный от кӕсгона (хонгӕ к зилгӕ кафту).

IV.
16. Зилгӕ кафт - круговой парный. Идея танца: ястреб и голубь (правило держаться во время танца мужчине к девице).
17. Зилгӕ кафт в две пары и больше (с 1900-го г.).
18. Зилгӕ кафт с плеткой (с 1890-го г.).

V. Танцы военного характера.
19. Лӕгты кафт (танец мужчин).
20. Старинный танец на носках с кинжалами (парный).
21. Танец одиночный с двумя кинжалами (позднейший), появляется с 1890-х гг.
22. Танец с двенадцатью кинжалами и более (позднейший).
23. Танец на носках без кинжалов (старинный).
24. Танец соревнования на носках мужчин и девиц.

(М. Туганов (1950 г.) в кн. Литературное наследие. 1977, стр. 94.)

     Цоппай

     Наиболее древним танцев у осетин надо считать танец «Цоппай», получивший еще в XV-м столетии свое описание грузинским географом Вахушти, который именует его танцем в честь «Бога Вачела». Происхождение этого танца связано с теми отдаленными временами народной жизни, когда силы природы, гром и молния, наводили страх на человека, который видел в них проявление силы божества Уацилла-громовержца, бросающего на землю свои огненные стрелы. Пораженный божественным огнем человек был, по народному поверию, особо отмеченным среди других. Смерть пораженного молнией в народе считалась особой милостью неба, и оплакивать покойника ни в коем случае не полагалось. Вокруг убитого молнией кинжалом на земле очерчивался круг, за черту которого никому нельзя было переступать. Танец исполнялся вокруг убитого или его могилы следующим образом: мужчины и женщины, парни и девушки шли попарно под ручку, одна пара за другой, или в четыре пары. В каждой группе был музыкант со смычковым фандыром или же с двенадцати- струнной арфой (дыууадастанон). Лучшие голоса запевали, а остальная масса подхватывала: «Ой, алай, ой, алай! Алай цоппай бестен хуарзей!».(Смысл песни таков: танец «Цоппай!» дает благо всему краю, населению). Когда после похорон покойника дождь стихал, громовые раскаты утихали, и выглядывали лучи солнца сквозь рассеянные тучи - народ верил, что громовержец сменил гнев свой на милость. Все население с песнями и плясками возвращалось домой поздно вечером.
     1. Одна группа хлопает в ладоши.
     2. Другая группа танцует, двигаясь вперед.
     3. Танец имеет характер вертения и поступательного движения вперед.
     4. Каждая пара, вертясь, подвигается медленно вперед.
     5. Общее движение по кругу.
     6. Танец каждой пары.

     Симд нартое (двухэтажный симд)
     Под этим названием танцевался под Новый год вокруг зажженных костров двухэтажный танец, в котором участвовали только мужчины, который отличались и силой, и ловкостью.
     Построение симда:
     а) нижний ряд брался вплотную друг с другом за пояса, образуя собой как бы сплошную круговую стену, скрепленную переплетенными руками. Ряд этот двигался вправо медленно, а затем налево, так же медленно. В шеренгу входило до двухсот и более человек. Участвовала вся округа;
     б) верхний ряд взбирался на плечи ногами по выдвинутым вперед правым коленам нижнего ряда. Став на плечи нижних ногами, верхние, держась за пояса друг друга, образовывали такую же стену с переплетенными у поясов друг друга руками. Когда верхний этаж уже стоял полностью на плечах нижних, запевалась песня, и живая стена в два этажа начинала медленно двигаться, причем, верхние, обращаясь к нижним, припев завершали словами: «Поклонитесь нам» («Бакувут!»). На что нижние отвечали верхним: «Чтобы вы полетели вниз!» («Дӕлӕмӕ ӕрхаут!»).
     Старики рассказывали, что предки осетин, «подлинные нарты» для того, чтобы на плечи нижних навалить больше тяжести, поднимали себе вверх на плечи бычков и молодых жеребят. Сменяясь, нижний ряд танцующих платил тем же в свою очередь, когда попадал на плечи танцоров верхнего ряда. Посреди огромного живого круга на кострах в огромных котлах варилось мясо и пиво для угощения танцующих. Нижние танцоры выпивали с рогов или чаш, которые «урдуг истгута» (прислуживавшие) вливали им прямо в рот, а верхний ряд получал наверх на руки питье из рогов и чаш, так как одну руку танцор всегда мог освободить, левую или правую.

     Тымбыл симд
     Круговой симд этот включал в себя и мужчин, и женщин, среди которых имелись запевалы. Попеременно то мужчины, то женщины запевали. Женщины стояли вперемежку с мужчинами. Мужчина брал под руку женщину. Становилось в круг одинаковое количество и женщин, и мужчин. Танец начинался медленно поступательным движением - вправо, а затем влево. Во время танца исполнялась песня, которую вел запевала, а характерный припев подхватывал хор словами: «О, райда, ой, райда!». Танцоры, получив от хозяйки обильное угощение — «нуазӕн» и прочее — продолжали танец до утра. В центре круга стояла молодежь с дощечками и хлопала в такт танцующим.

     Чепена
     Наиболее сохранившийся до наших времен из всех видов симдов - это Чепена. В танце участие принимали только мужчины. Руководителем танца являлся один из лучших певцов, отличавшийся остроумием и веселыми шутками. В центре круга становился помощник руководителя с огромной палкой в руке, строго следивший за тем, чтобы никто не смел сменять указанной правой или левой ноги. Танец сопровождался песней «Чепена» которую исполнял запевала (он же руководитель танца), а хор подхватывал припев словами: «Ой, ой, Чепена!» Песня сопровождалась подчас самыми непристойными словами и действиями. Случалось, что мужчины кидались и на женщин, стоявших вокруг танцоров. Однако женщины, предвидя такой афронт, заранее кидались в хадзар и там запирались. Кончался танец тем, что вдруг из массы кто-либо запевал о предложении сменить своего руководителя Чепена. Масса подхватывала это желание, вслед за которым появлялось новое предложение бросить руководителя в воду. Такое пожелание танцорами быстро приводилось в исполнение, если обреченный не успевал скрыться. Танец Чепена - это был танец сплошного смеха и веселья. Ни в каком случае ни обижаться, ни прибегать к оружию за обиду не полагалось. Круг был сомкнутый сплетением рук танцоров. Круг по команде руководителя (къорды сӕр) мог размыкаться и снова смыкаться. Танец на одной ноге сменялся другой ногой, танцоры могли и врассыпную быстро выполнить задание своего руководителя (например, раздеть кого- либо из окружающих), но с тем, чтобы тут же быстро собраться в общий круг по команде руководителя.

     Устыты кафт (танец женщин)
     Женщины целого аула нередко собирались в огромную процессию по поводу моления дождя или солнца. Человек двести или триста организованно начинали обходить вокруг села с пением. Во главе процессии шли старухи, за ними женщины средних лет и молодухи. Сделав вокруг села три круга, они начинали обходить отдельные дворы с целью получить на праздник «кто чем мог». На собранные деньги и продукты устраивался под каким-нибудь большим деревом за аулом большой пир, на котором были исключительно одни женщины. Присутствие мужчин не допускалось. Всякого мужчину, который им попадался на пути, женщины хватали, связывали по рукам и по ногам и требовали за него выкуп от его родственников, которые немедленно старались выкупить родича, иначе пленника бросали в воду. Процессия женщин обычно несла с собой огромную куклу в женском одеянии. Делалось это на основе деревянной лопаты, наподобие народных осетинских кукол. Кукла бывала хорошо и нарядно одета, а вместо лица она имела белое полотно с вышитыми нитками бровями, глазами, губами и овалом лица. По окончании обхода селения куклу бросали в воду, говоря: «Хандза Гуӕса уарун уарзуй!» на случай, когда бывала сильная засуха, грозившая неурожаем полей. Танец женщин на этом празднике резко отличался от обычного танца, он носил скорее воинственный характер. Выходила пара танцующих, остальные окружали их, пели, хлопали в ладоши. Танцующие, засучив полы, сначала делали круг как в зилга кафте, затем делали движение как в хонга кафте и, наконец, заканчивали танцем на носках. При этом движения женщин были совершенно свободными и никак нельзя было сказать, что они подражали в чем- либо мужчинам, как это делается теперь, когда, танцующая за отсутствием мужчины, старается дать нарочито мужской танец. Песня пелась на мотив «Аларды», однако во время остановок в танцы вводились и частушки.

     Симд старинный (нагуай симд)
     Выстраивалась шеренга: девица, мужчина-девица, мужчина и т.д. Мужчина брал под руку девицу, затем правая нога танцорами выдвигалась немного вперед. В таком виде живая стена танцоров вправо двигалась до момента, когда первая пара танцоров выходила из общего ряда в перпендикулярном к шеренге направлении. Выдвинув вперед правую, танцор левую свою ногу ставил почти в уровень пятки правой ноги.
     1. Правая нога, левая. Второе движение соответствовало отрыву правой ноги с места сильно вправо с легким кругообразным движением.
     2. После чего левая нога опять заступала на свое место, чтобы продолжать также двигаться вперед.
     3. Музыкальный мотив, мелодически спокойный и тяжелый, предписывал танцорам такое же медленное и величавое движение. Общее впечатление от двигавшихся друг за другом пар получалось - движение морских волн, медленно набегавших друг на друга.
     4. Первая вышедшая из шеренги пара (мужчина с левой стороны) приходит к конечному пункту шеренги и, становясь в прежнее положение, медленно подвигается вправо, пока таким же образом подойдут другие пары.

     Симд старинный (более сложный)
     Общая канва симда предыдущего (старинного) остается. Общее впечатление создавалось от массы танцоров - огромное волнение волн, так как пары меняли свои места самым разнообразным видом. Симд этот требовал и от мужчины, и от девицы точного выполнения «па», так как неопытный танцор мог легко затеряться в общей массе. Оба эти старинные симды танцевались в 1860-1870-х годах по объяснению стариков Цыппу Байматова и Левана Бегизова.

     Симд простой на одной ноге
     Выход первой пары из шеренги. Получался обыкновенный шаг, начинавшийся с правой ноги. Музыка для этого симда имела быстрый темп и создавалось впечатление скорого бега танцоров, в отличие от медленных симдов, более старинных. Симды эти процветали в 1880-1890-х годах. Таким образом, в смысле ускорения темпов и сокращения сложных «па» народ переходит к самому простому рисунку - прямолинейному танцу. В дальнейшем в 1900-х годах и позже преобладает всюду этот упрощенный, но ускоренный симд.

     Симд «Сандрак»
     Как показывает само название этого симда, он пришел в Осетию откуда-то извне от западных соседей. Несмотря на его пришлость, он держался долго в народе, подкупая, видимо, своей живостью и непосредственностью движений ног главным образом, так как руки оставались в обычном для симдов положении.

     Сандрак 1.
    1. Выстраивалась шеренга пар танцоров. С началом музыки вся шеренга начинала танец на месте, почти не двигаясь ни вправо, ни влево.
    2. Движение ног на месте по определенному порядку, попеременно выбрасывая слегка в сторону носок.
    3. Движение делалось очень быстро. Когда, таким образом, вся стена танцоров приходила на месте в быстрое колыхание, первая пара начинала отделяться от общей шеренги, не теряя взятого в танце темпа: а) пятки почти касались друг друга, б) носки выбрасывались влево и вправо; носок правой ноги - направо, носок левой ноги - налево.

     Сандрак 2 (более поздний).
     Общая (парная) шеренга танца сохранялась, но движение общей массы на месте исчезает и появляется легкий удар правой ногой на месте. Рисунок общего танца получался зигзагообразной линией. Означенный танец бытовал уже в 1900-х годах.

     Датагуй кафт.
     Это старинный танец типа «Хонга кафта». Танец парный - мужчина и девица. Танцевался в 1850-1860-х годах. Сделав один круг с приседанием, мужчина и женщина занимали позицию друг против друга. Причем, когда девица поворачивалась налево, мужчина поворачивался направо, оба все время продолжали приседать. Так раза четыре или пять. Затем, кружась и приседая, танцующие менялись местами до трех раз. Руками раскидывать было нельзя, обе руки двигались туда, куда поворачивалась танцующая, также и танцор. Общий рисунок танца - восьмерка.

     Хонга кафт старинный
     (танцевался позже «Датагуй кафтӕ»), В 1870-1880-х гг. приседание в «Датагуй кафтӕ» отпадает. Парный танец «Хонгӕ кафт» танцуется так же.
     1. Девица и парень описывают круг. Девица впереди, а парень за ней.
     2. Девица становится на месте и, не раскидывая руками в стороны, двигает их в сторону своего поворота.
     3. Парень поворачивается в ту же сторону, куда и девица.
     4. Парню разрешались более вольные и сильные движения.
     5. Танцоры подвигались и отходили по линии пересечения.
     6. Затем перемена мест по линии пересечения. Заканчивался танец кругом и девица отходила на место, а парень к группе мужчин. Отделение во время танцев мужчин и женщин строго соблюдалось. Девица не имела права уходить из шеренги своих подруг до прекращения танцев, мужчина же мог уйти после танца и домой. Кроме того, девица делала плавные движения, мужчине же разрешалось (если он умел) танцевать даже на носках в своих поворотах.

     Хонга Кафт старинный (в две пары)
     Сначала выходила первая пара танцоров, описав круг. Вторая пара выходила тут же и присоединялась к ним. Располагались так, чтобы один парень и одна девица были на каждой стороне. Движение ног и рук было как и в предыдущих описанных хонга кафтах. Становились так:
     1. Сначала танцует девица А с парнем Б и парень В с девицей Г по линии.
     2. Девица А танцует с девицей Г.
     3. Парень Б танцует с парнем В.
     4. Далее перемена мест и перемена пар девиц и парней.
     5. Заканчивался общий танец движением по кругу обычным образом.

     Танец «Индейка» (Гогыз)
     Парный танец.
     1. Девица выходит и делает небольшой круг.
     2. Парень выходит и следует за девицей.
     3. После одного круга девица замедляет движение и парень подходит к ней вплотную рядом.
     4. В таком виде проходят они один конец в длину и, не поворачиваясь друг к другу спиной, проходят обратно по той же линии. Так раза три или четыре.
     5. Затем делается круг, и они как бы меняют места. Повторяется то же самое в один конец и другой.
     6. Танец заканчивался опять полным кругом, и каждый танцор отходит на свое место. Танец «Индейка» танцевался тогда, кода танцоры уставали от более энергичных танцев, и служил своего рода отдыхом для молодежи. Самый танец действительно напоминал собой медленно двигавшуюся пару индюков. Особенных «па» не требовалось, надо было только плавно ходить на (носках) пальцах ног, держа ступню в вертикальном положении.

     Танец «Исламей»
     Этот танец бытовал у осетин в 1840-1870-х гг. Происхождение его также откуда-то извне. Возможно из Черкесии или Абхазии. Он, однако, явился как бы первичным объединением хонгэе кафта с зилгӕ кафтом.
     1. Девица выходила, делала круг, парень следовал за ней.
     2. После одного круга девица и парень отходили на расстояние друг от друга и снова сходились.
     3. Поравнявшись друг с другом, они вместе продолжали двигаться то вперед, то назад, без отрыва друг от друга на разные позиции, как это было в хонга кафте.
     4. Движение рук было попеременно, то напоминавшее хонгӕ кафт, то руки поднимались вверх как в зилгӕ кафте в наше время .
     5. Однако сочетание движений было весьма грациозное.
     6. Девица и парень располагали большей свободой движений, в чем в остальных танцах того времени. Ноги ходили под музыку без особого «па».

     Зилгӕ кафт (парный)
     Девица выходит из шеренги девиц вперед, когда выходит парень, она ведет за собой его по кругу. Идея этого танца заключалась в том, что ястреб ловит голубку. Голубка (девица) ловкими поворотами проскакивает мимо ястреба (парня), который неожиданными, резкими поворотами становится лицом к лицу с девицей, преграждает ей путь к дальнейшему движению, она как бы попадает ему прямо в когти. Неумелой танцорке ничего не остается, как идти назад к шеренге своих подруг. Но ловкая и легкая, как дикая голубка, танцорка предчувствует малейшее движение партнера и в самые опасные минуты проскакивает легко мимо него и доводит его до полного истомления. Известные танцорки и танцоры строго держались предписанных правил и дорожили своей славой умелых танцоров. Показать плохой танец - значит направить на себя поток насмешек со стороны девиц и парней, который завтра же сочинят на тебя такую язвительную частушку, что хоть из села уходи. Поэтому у осетин укоренился на танцах старинный обычай. Дежурный по танцам, на должность которого избирался лучший парень, во время танцев употреблял неимоверные усилия, чтобы заставить протанцевать любого молодого человек, хотя надо прямо сказать, что тот или другой просили его дать возможность протанцевать с любимой девушкой. Дежурный даже пускал в ход плетку, если очень долго приходилось просить парня танцевать. Боязнь ошибиться в танце заставляла парня упираться на месте, хвататься за соседних парней (хотя девица его уже давно ждет) и возвращаться с середины круга на место. Его снова хватали и вытаскивали на середину круга. Протанцевав, парень расспрашивал у своих друзей, как он протанцевал, не дал ли маху в чем-либо, не ошибся ли, не спутал ли каких поворотов. Того и гляди осмеют тебя. А правило танца требовало:
     1. Не дать девице провести себя на поворотах.
     2. Не наступить ей в порыве танца на подол.
     3. Не поворачиваться к девице спиной, а держаться на полуобороте.
     4. Не упускать из виду ни одного движения партнерши и т.п.
     И парню, и девице приходилось на танец смотреть как на какой-то страшный экзамен; серьезное выражение лица, никакой улыбки на лице танцующего в то время юноши-осетина. Зилга кафт получил свое название от слова «круг», и ясно, что он танцевался и еще по сей день танцуется вкруговую. Танец этот родился в самом народе, хотя некоторые пробовали приписать его другим соседним нациям, называя его «лезгинкой» и проч. Осетинский зилга кафт всегда должен был проходить в движениях плавных и сдержанных. Большое искусство ног и рук в сочетании движений требовалось от танцора. Танцоры внимательно изучали танцы лучших исполнителей, стараясь перехватить у них все лучшее. Плыть на носках, не показывая движения колен, считалось для девицы большой задачей, которую она старалась одолеть в совершенстве. Позже в 1905-1910-х гг. стали танцевать в две, три и даже четыре пары. Танец этот нередко встречается и в наше время. Искусство этого танца заключается в том, чтобы не ошибиться во время поворотов и перемены партнеров, что, собственно, дается опытом и частыми упражнениями в танцах.

     Зилгӕ кафт с плеткой
     В 1890-1900-х годах в Осетии появился своеобразный танец - «Танец с плеткой». Трудно сказать, чем было вызвано его появление на свет, но описать его следует.
     1. Девица и парень делали один круг самого обыкновенного зилгӕ кафта.
     2. Посреди круга ставился стул, на который, опустив голову, садилась девица.
     3. Парень, которому давали в руки плеть, танцуя кружился вокруг девицы, нанося ей время от времени легкие (а иногда и звучные) удары плетью то по одному, то по другому плечу. Проделав кругов пять или шесть, мужчина останавливался. Девица вставала со стула и получала в руки плеть.
     4. Теперь парень занимал место на стуле, а девица, кружась, наносила также удары, отвечая на полученные удары в той же мере.
     5. Танцоры чередовались с плетью раза по два и, сделав круг, заканчивали танец.
     6. Затем выходила следующая пара и т.д.

     Лӕгты кафт (старинный)
     Всегдашняя боевая обстановка заставляла осетин отрываться от дома и проводить время в дальних походах, о чем немало говорится и в нар-тских сказаниях. Лагты кафт создан именно такой боевой обстановкой. Танец этот танцевался только мужчинами следующим образом:
     1. Круг танцоров-мужчин запевал песню и начинал мерное хлопанье в ладоши.
     2. Одновременно из круга танцоров выскакивали двое, держась за кинжалы, как бы вызывая на бой один другого.
     3. Танец переходил на время в зилгӕ кафт, а затем и в хонгӕ кафт, причем мелодия менялась соответствующим образом.
     4. Часто применялся танец на носках как в зилгӕ кафте, так и в хонгӕ кафте. Мужчины-танцоры, проделав всю вышеуказанную программу от боевого номера до хонгӕ и зилгӕ кафта, сменялись следующей парой танцоров и т.д.

     Танец с кинжалами
     Старинный парный танец с кинжалами на носках. По рассказам стариков, в старину у осетин бытовал лишь один парный танец с кинжалами, который исполнялся одновременно, на носках. Современный танец со многими кинжалами старики называли мальчишеским танцем для запугивания женщин, детей и прочих слабонервных. Танец парный с кинжалами на носках требовал действительно от танцоров огромного уменья: искусного танца с ловкими и быстрыми движениями и сильные ноги, чтобы держаться все время на согнутых пальцах ног, и фехтования на кинжалах. Начинался танец обычно с круга, в котором один шел впереди, а другой сзади.
     1. Полы черкесок туго закладывались у пояса.
     2. Каждому танцору вручалось в каждую руку по одному кинжалу, значит, по два на каждого.
     3. В таком виде проделывали еще круга два.
     4. Затем танцоры, танцуя все время на носках, поворачивались друг к другу лицом.
     5. Танцуя и кружась на носках, они проделывали движения с кинжалами, делая вид, что один хочет заколоть другого, а тот, в свою очередь изворачиваясь, наносит (ложный, конечно) укол своему противнику.
     6. Движения становились все быстрее, кинжалы сверкали, как молнии, танцоры входили в азарт.
     7. Окружающие подчас сами не выдерживали, боясь, что танцоры могут поранить в азарте друг друга, и силой разнимали танцоров.
     8. Вслед выступала следующая пара таких же танцоров.

     Танец с двумя и со многими кинжалами
     Заключался танец в умении насадить эти кинжалы в рот, за воротник и прочее. Движения танцора начинались с обычного круга зилга кафта.
     1. Затем танцору подавали по два кинжала разновременно по мере хода его танца.
     2. Танцор насаживал иногда до 14-ти кинжалов за воротник, в рот, под шапку.
     3. После, в процессе танца, он начинает скидывать кинжалы один за другим.
     4. С последними двумя кинжалами танцор проделывает самые опасные номера, делая движения обеими руками, будто он вкалывает их себе попеременно то в левую, то в правую ногу.
     Танец этот подчас кончался саморанением танцора. Танец бытовал с 1890-х годов.

     Танец «Соревнования на носках между девицей и мужчиной»
     Этот танец бытовал с 1900-х годов. Танец начинался с обыкновенного зилга кафта девицы и парня. Закончив его, девица поднимала слегка платье и начинала танец на носках. Парень выделывал то же, но по-мужски, более энергично. Как девица, так и мужчина проделывали на носках поочередно некоторую фигуру большими и малыми кругами. Маленькие обороты, и в конце общий большой круг. Во время танца все фигуры должны были быть четко выражены, и уходить с круга, не выполнив всего танца до конца - считалось для танцора и танцорки позором. Этот танец требовал от исполнителя особой выдержки и умения держаться на носках до конца танца, который продолжался минут двадцать или тридцать.
     1. После того, как танцор протанцует с девицей обычный зилга кафт, он должен был проделать весьма сложную фигуру.
     2. Начинал он, став на носки.
     3. Описывал на месте круг.
     4. Затем он описывал на носках огромный круг по всему большому кругу стоящего народа.
     5. Затем все также на носках делал на месте замысловатую фигуру. Этим заканчивался танец.
     «Когда я (М. Туганов - Т.В.) в 1938-1939 гг. предложил танцорам Бираговского ансамбля исполнить в зале один лишь круг на носках - не нашлось ни одного танцора, начиная с самого Бирагова, который бы мог выполнить это задание» (Литературное наследство. 1977, стр. 68-93).


Источник:
Осетия. Историко-этнографический справочник
/ Сост.: Торчинов В.А., Кисиев М.Ш.–СПб.–Владикавказ, 1998.– С.294—305.

Категория: Осетия | Просмотров: 980 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]