Переселение осетин на равнину началось вскоре после заложения русским правительством крепостей Моздок (1763 г.) и Владикавказ (1784 г.). Но до начала XIX века это переселение носило эпизодический характер. Массовый переход осетин на плоскость начался только с 1803 г., когда вторично, и на этот раз окончательно, были восстановлены на территории Осетии Владикавказская крепость и военные укрепления: Потемкинское, Григориополисское, Камбилеевское и Елизаветинское. Эти мероприятия царской администрации непосредственно вытекали из условий соглашения, подписанного представителями осетинского народа с царскими властями, а главное - из самой сущности колониальной политики царизма на Кавказе.
Первый массовый этап выселения осетин с гор продолжался до 1816 г. Выселение происходило, в основном, из Тагаурского ущелья. Второй этап массового переселения осетин был вызван началом осуществления проекта генерала А.П. Ермолова по перенесению Военно-Грузинской дороги с правого берега реки на левый. Для осуществления этого плана нужно было обезопасить левобережную часть Владикавказской равнины. Наместником Кавказа было принято решение - очистить эту территорию от остатков антирусски настроенных горских (кабардинских) феодалов и заселить ее относительно спокойными осетинскими аулами. В соответствии с этим, в 1822 г. по приказу Ермолова комендант Владикавказской крепости полковник Скворцов разделил всю левобережную часть Терека на участки и указал представителям Дигорского, Алагирского, Куртатинского и Тагаурского ущелий земли, где можно селиться.
Тагаурскому обществу отводились земли между Тереком и Майрамадагом, Куртатинскому - между Майрамадагом и р. Ардон, Алагирскому - Ардонско-Курпское междуречье. Земли, предоставленные Дигорскому обществу, были разделены между феодальными фамилиями: Тугановым отводилась территория от гор до р. Разбун при ее впадении в р. Дур-Дур и по ее левому берегу до хребта Татартупа (на этом участке должны были разместиться 80 дворов); Кубатиевым - от р. Дур-Дур до устья р. Белой; проживавшим на р. Урух Пахте Кубатиеву, Кабановым и Каражаевым - по правому берегу р. Белой до р. Курп. Правобережье Терека несколько раньше было отдано во владения тагаурским феодалам Дударовым. К перераспределению этой значительной площади Ермолов намеревался приступить после переноса Военно-Грузинской дороги с правого берега Терека на левый. Накануне переселения осетин на указанные земли Ермолов объявил, что «выселившиеся из гор осетины равномерно должны быть как подданные российские ограждены от всяких утеснений со стороны прочих народов под защитою нашею»; кроме того, осетины были освобождены от платы кабардинским князьям за пользование землей на равнине.
Осетинское население, испытывавшее острую нужду в земле, устремилось на равнину. Вскоре появились «организаторы» процесса массового переселения. Ими оказывались, как правило, представители «верхов», а также отдельные состоятельные лица. Они же становились и «первопереселенцами», «основателями» новых аулов и поселений, которые назывались по их имени. На этом основании осетинские феодалы впоследствии считали землю своей собственностью, а жителей поселений - зависимым населением.
В поисках земель осетины-горцы нередко уезжали большими группами за пределы своей родины. Так в 1870-х на берегу р. Лабы осело 149 семейств, или 964 человека, вышедших преимущественно из Нарской котловины и селений Алагирского ущелья. Кстати, это переселенческое движение возглавлял отец К. Хетагурова - подпоручик Леван Хетагуров из с. Нар. Эти переселенцы образовали на Лабе одно крупное село (позже названное в честь Коста Хетагурова) и несколько отселков (Г.А. Кокиев, Изв. ЮОНИИ, III, 1936). В конце XIX в. в районе Нальчика возникло более 30 селений осетин-дигорцев, обосновавшихся на арендованных и купленных у кабардинских князей участках; по данным М.В. Рклицкого, в Кабарде в указанный период в пользовании осетинских поселенцев находилось до 38 тыс. десятин (41,8 тыс. га).
Отметим, что переселение осетин на равнину в дореволюционный период совершенно не коснулось жителей Центральной и Южной Осетии.
Источник:
Осетия. Историко-этнографический справочник / Сост.: Торчинов В.А., Кисиев М.Ш.–СПб.–Владикавказ, 1998.–С.24–30. |