Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
Bogdanxlq
Главная » 2014 » Март » 2 » Система мер по борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (на примере Горской АССР)
Система мер по борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (на примере Горской АССР)
20:37
Д.Г. Симакова, студентка 3 курса СОГУ

В условиях мирного времени и изменения классовой борьбы в государстве, назрела необходимость изменения карательной политики и форм подавления. Появилась возможность значительно упрочить гарантии неприкосновенности личности, укрепить революционную законность. Уже в 1921 г. было сокращено применение чрезвычайных мер, начиналось совершенствование судебной системы. Позднее были проведены важные реформы в государственном аппарате и праве (судебная реформа, создание прокуратуры и др.), еще более укрепившие соцзаконность.

Особое место в указанных реформах отводилось вопросам реорганизации существующей системы органов, участвующих в борьбе с коррупцией, внесения изменений в перечень функциональных задач, стоящих перед ними, создание временных межведомственных структур по борьбе с отдельными формами проявления коррупции и пр. Одной из основных причин вышеуказанной реорганизации явилось то, что в новых экономических условиях эти органы стали малоэффективны и, вследствие резкой смены экономического и политического курсов страны, зачастую были дезориентированы. Важной составной частью деятельности государства в этом направлении была работа по совершенствованию органов ВЧК, НКЮ, НКРКИ и др. В Горской республике, Постановлением Президиума Совета Народных Комиссаров от 3 ноября 1922 г. Зампреднаркома ГССР Дзедзиевым было установлено «С целью усиленной борьбы со взяточничеством и волокитой организовать следующие комиссии:

При Наркомземе - пред. Бутаев, члены: Мальсагов, Попов;
Наркомпроде - пред. Борухин, члены: Ковалев, Рубанок;
НКВД- пред. Сафонов, члены: Измайлов, Несват;
Горсоюзе - пред. Баранчиков, члены: Полякова, Ванюшин;
НКРКИ - пред. Шейко, члены: Максимов, Кузьмин;
Наркомфине - пред. Носов, члены: Борукаев, Лисневский;
НКЮ - пред. Рогинский, члены: Назаревич, Томашевская;
Совнархозе - пред. Погорелов, члены: Грибеник, Комонеков;
Линотделе - пред. Дигтярев, члены: Фридман, Карпенко;
Хлебопродукте и Внешторге - пред. Зубков, члены: Никитин, Строгович.»[1].

Ранее, в 1921 г., был поставлен вопрос о необходимости реорганизации ВЧК. XI партийная конференция в декабре того же года приняла по этому вопросу следующее решение: «Судебные учреждения Советской республики должны быть подняты на соответствующую высоту. Компетенция и круг деятельности ВЧК должны быть соответственно сужены, и сама она реорганизована»[2]. Подчеркнута была необходимость гарантий прав личности и охраны имущества граждан. Указывалось, что новые формы отношений, созданные властью в процессе революции и на базе экономической политики государства, должны получить свое выражение в законе и защиту в судебном порядке.

Увеличение весной 1922 г. количества проявлений коррупции потребовало от руководства страны организации новых форм противодействия ей. Все губкомы РКП(б) по распоряжению ЦК РКП(б) от 1 июня 1922 г. провели неделю борьбы со взяточничеством. Многие парткомы поручили чекистам возглавить эту борьбу и подготовить для печати имевшийся у них материал. В ряде городов вводилось круглосуточное дежурство по приему граждан с заявлениями и жалобами. Население было извещено, что оно может в любое время обратиться в губернский отдел ГПУ. Совместным приказом Народного комиссариата путей сообщения и ГПУ от 15 июля 1922 г. в центре и на местах были намечены специальные мероприятия по борьбе со взяточничеством на путях сообщения.

В Горской АССР это выразилось в следующем указе Комиссии по борьбе со взяточничеством: «...все граждане могут и должны обращаться со своими заявлениями лично в прокуратуру, органы ГПУ, РКИ, милиции, угрозыска, к членам комиссии по борьбе со взяточничеством, уполномоченным или подавать эти заявления письменно, при желании опуская их в ящики». При этом «тайна сообщений и фамилий заявителей, при выраженном ими желании, целиком гарантируется, равно как обеспечивается защита от отрицательных последствий для личного и служебного положения заявителей. Лица, добровольно и немедленно заявившие о вымогательстве взятки и своевременными показаниями и донесениями оказывавшие содействие раскрытию дела о взяточничестве, могут быть судом освобождены от наказания»[3]. Однако изменить ситуацию такими мерами фактически не удалось. Было принято решение о проведение широких мероприятий по борьбе со взяточничеством.

Анализ материалов состояния борьбы с коррупцией 20-х годов неизбежно приводит к выводу о том, что перед руководством страны стояла задача создания системы всеобъемлющего на всех стадиях управленческого процесса. Контроль должен был иметь место в работе как хозяйственных, так и исполнительных и партийных органов. Только эффективно налаженный контроль позволяет своевременно обнаруживать в процессе управления негативные тенденции, собственные ошибки и принимать адекватные меры.

Таким образом, в первой половине 1922 года в стране была создана система государственных органов по борьбе с коррупционными проявлениями. Считалось, что элементы этой системы должны были действовать не разрозненно, а в тесном взаимодействии. В этом направлении предполагалось, что органы ГПУ, лишенные права проведения следствия по общеуголовным делам, будут заниматься вопросами организации и проведения агентурно-осведомительной работы по выявлению коррупционных правонарушений, органы РКП в результате проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений и предприятий также будут выявлять факты коррупционных правонарушений. Материалы о выявленной противоправной деятельности они должны были передавать для расследования и вынесения приговора в органы НКЮ. Каждый элемент этой системы решал различный круг вопросов. При этом каждый государственный орган по мере своих сил и возможностей, участвовал в формировании и осуществлении общей задачи по «искоренению» коррупции[4].

В этот же период времени учреждаются комиссии по борьбе со взяточничеством при областных и губернских экономических совещаниях (в Горской республике - комиссия при Горэкосо). Комиссии СТО вменялось в обязанность усиление репрессивных мер в пределах действующего законодательства. Эта комиссия имела право: организовывать показательные процессы по обвинению во взяточничестве в порядке упрощенного судопроизводства; применять меры законодательного характера; регламентирование порядка, условий и форм пользования государственными органами частного посредничества и установления публичного надзора за последними; регламентирование устава (положения) о государственной службе (совместительство, посредничество, участие в частных предприятиях); проведения совместных «летучих» ревизий аппаратами РКП и розыскных органов и пр.

Хронология событий дает основание говорить о постепенном расширении масштабов борьбы и усилении мер. За короткий срок было полностью завершено юридическое оформление структурного построения комиссий по борьбе со взяточничеством во всероссийском масштабе. В результате этого, повсюду в стране наряду с органами ГПУ, НКЮ и РКП теперь имелись комиссии по борьбе с различными проявлениями коррупции. Предпринятыми мерами государству к началу лета 1923 года удалось сократить рост коррупции в стране. Между тем эта «хроническая болезнь» не была вылечена, а была лишь приглушена и продолжала существовать.

Итак, подводя итоги деятельности ВЧК-ОГПУ в годы новой экономической политики, отметим, что, несмотря на все трудности организационного периода, ее деятельность по борьбе с коррупцией и охране общественного порядка можно считать удовлетворительной. Это доказывают как статистические данные по борьбе с преступностью, так и общее состояние дел. Анализ основных направлений ее деятельности свидетельствует, что с самого начала своего существования ВЧК способствовала утверждению основ нового строя в пределах своей компетенции и возможностей, коррупционных правонарушений.

Борьба с коррупцией в период нэп необходима была и потому, что теневой бизнес мог нанести существенный урон экономике страны, и, что еще более важно, подорвать политический престиж советской власти. Организация надлежащего противодействия коррупционной преступности стала настолько злободневной проблемой, что выдвинулась в ряд первоочередных задач государства и общества.

Подводя итоги, следует отметить, что судебные процессы по взяточничеству и коррупции в 1920-е гг. были действенным инструментом ограничения роста капиталистических отношений в стране. С их помощью осуществлялась карательная политика как против бывших собственников, так и против формировавшегося слоя новой буржуазии - чиновников, использовавших для обогащения свои служебные полномочия.

Примечания

1. ЦГА РСО-А. ФР. 128. Оп.1. Д.2. Л.42

2. Астанин А.М. Коррупция и борьба с ней в России. М., 2001

3. Борисова Л.В. НЭП в зеркале показательных процессов по взяточничеству и хозяйственным преступлениям // Отечественная история 2006, № I

4. Бровкин В.Н. Переходк НЭПу и революционная законность. М., 1972

Источник:
Симакова Д.Г. Система мер по борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (на примере Горской АССР) // Историческое обозрение. Сборник научных статей. / Под ред. Н.Д.Малиева. Владикавказ, 2010. 78 стр. С. 52 - 55.
Категория: Осетия | Просмотров: 1634 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]