Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Календарь новостей

«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июнь » 3 » СМИ и проблема формирования имиджа региона (на примере ЮФО)
СМИ и проблема формирования имиджа региона (на примере ЮФО)
22:59
А.А. Баллаева,
аспирант СОИГСИ им. В.И. Абаева

Характерной особенностью нашего времени является огромная роль в жизни общества средств массовой информации и прежде всего «электронных» — телевидения и радиовещания. Довольно точно и образно по этому поводу высказался Б.Н. Ельцин, назвав телевидение «второй ядерной кнопкой» [1,35]. С помощью этих средств быстро формируется устойчивое общественное мнение, ломаются устоявшиеся и создаются новые стереотипы, эталоны поведения и отношений, формируется имидж того или иного объекта. Также СМИ оказывают сильное влияние на умонастроения людей, их отношения, поведение, направленность активности.

Необходимо отметить, что роль средств массовой информации значительно возрастает в критические или этапные периоды развития общества, когда оно особенно нуждается в точных оценках и характеристиках ситуации. Одной из таких критических ситуаций в развитии современного общества является проявление терроризма. Деятельность СМИ в условиях, связанных с террористической угрозой, высвечивает их сильные и слабые стороны и характеризует их способность к объективному информированию общества о происходящих событиях. При этом средствам массовой информации присуще большое влияние на формирование общественного сознания.

События последнего десятилетия, связанные с межэтнической напряженностью и даже конфликтами в стране, нередко перерастающими в акты терроризма, неоднократно демонстрировали роль прессы, телевидения и других информационных средств в укреплении или ослаблении общественной стабильности. Вот почему сегодня, по нашему мнению, представляется весьма актуальным уяснение, как, при каких обстоятельствах национальная система массовой коммуникации (НСМК) может полнее реализовать свой ресурс упрочения общегосударственных ценностей, раскрыть политический потенциал возрождения и сотрудничества народов Российской Федерации, способствовать созданию консолидированного общества с четкими гражданскими позициями, в том числе, и в вопросах борьбы с терроризмом. Следовательно, хотелось бы подчеркнуть исключительную важность прессы, электронных средств массовой информации как преобразующих факторов в области массового сознания, как действенных участников формирования зрелого гражданского общества.

Когда СМИ «работают» с данными этнополитики, иногда проявляется эффект манипулирования общественным этническим сознанием. В этих условиях при подготовке материалов из «горячих точек», где имеется опасность проявления террористической активности, особенно возрастает, на наш взгляд, роль квалифицированного, политически ответственного, понимающего национальную политику страны, журналиста.

Безусловно, эти возможности осознаются СМИ, недаром они называют себя «четвертой властью», подчеркивая тем самым свою роль, значимость и влиятельность.

Считается, что средства массовой информации создают и транслируют образы, влияющие на отношения и поведение людей. Помимо этих функций, выполняемых средствами массовой информации специалисты выделяют и ряд других. «Среди них:
— информационная;
— формирование общественного мнения и общественных отношений;
— социальная ориентировка за счет информирования;
— социальная идентификация, помогающая осознать причастность к одним группам и отмежеваться от других;
— воспитательная, влияющая на эталоны поведения и отношений и др.» [2, 223].

Очевидно, что многие из названных функций предполагают осуществление влияния на свою аудиторию, т.е. они оказывают огромное воздействие на формирование общественного мировоззрения, на оценку происходящих событий. Поэтому невозможно недооценивать роль СМИ в создании атмосферы нетерпимости в обществе к любым проявлениям терроризма, независимо от его идеологической подоплеки. Восприятие терроризма как абсолютного зла — одна из важнейших целей в деятельности средств массовой информации в этом направлении.

Рассматривая проблему терроризма, необходимо, на наш взгляд, раскрыть сущность основных методов психологического воздействия СМИ на общественное сознание.

Исследователи данной проблемы выделяют два основных психологических механизма влияния СМИ.

Первый из них в психологии изучен весьма основательно и связывается с реально существующей у людей информационной потребностью. Информационная потребность тесно связана с жизнедеятельностью людей в постоянно изменяющихся ситуационных взаимодействиях. Новые ситуации предъявляют новые требования, ставят новые задачи, решать которые можно, только обладая необходимой информацией. Отсюда и возникает информационная потребность.

Второй механизм влияния СМИ обусловлен широко применяющейся системой психологических воздействий. Научные исследования показывают, что СМИ практически постоянно применяют следующие методы психологического воздействия:
— убеждение;
— внушение;
— нейролингвистическое программирование;
— мифологию.

Если проанализировать методы психологического воздействия СМИ, то за исключением убеждения, по нашему мнению, остальные его виды являются манипулятивными, то есть имеют вполне конкретные цели, часть из которых скрывается или преподносится в трансформированном, иллюзорном виде. Истинные цели обычно связаны с желанием добиться контроля над сознанием людей и осуществлением на них влияния. При этом зачастую тщательно формируются иллюзорные образы «осознанности выбора».

Согласно нашей точки зрения, все перечисленные методы психологического воздействия на аудиторию используются комплексно. Довольно часто границы между ними носят условный характер. Наивысшей точкой оперирования массовым сознанием является мифологизация окружающего мира и формирование у массовой аудитории образа «врага» или «друга». «Эти методы психологического воздействия широко используются современным терроризмом (сеть Internet) и, учитывая глобализацию информационных процессов в современном мире, представляют огромную угрозу для национальной безопасности в масштабах государства» [3, 13].

Учитывая универсальность данных методов и тесное переплетение информационных потоков в современном мире, главной задачей средств массовой информации является, на наш взгляд, противодействие идеологии террористов, стремление к формированию у массовой аудитории объективного мировоззрения на происходящие события.

Рассматривая методы психологического воздействия, используемые средствами массовой информации, следует также отметить, что при помощи такого влияния на общественное сознание, с одной стороны, и индивидуальное сознание каждого отдельного человека, с другой, СМИ также могут формировать имидж того или иного объекта: товара, фирмы, политика, региона. Остановимся подробнее на последнем.

Имидж региона — один из наиболее действенных социально-психологических региональных регуляторов. Имидж, определяющий характер наших взаимоотношений с объектами, обладает высочайшей степенью эффективности. «И если мы в сегодняшнем информационно ориентированном мире откажемся или не научимся эффективно использовать социально-психологический региональный регулятор, который может служить и для привлечения инвестиций, и для выравнивания экономического уровня регионов, и для взаимодействия с региональными властными структурами, и для сглаживания этнических противоречий, и для предотвращения центробежных тенденций — завтра другие используют имидж региона, возможно гораздо более результативно, но с прямо противоположными целями — ради мелкокорыстных интересов, связанных с обогащением и властными амбициями, ради ослабления и дискредитации конкретных регионов»[4,57]. Для достижения этих целей, по нашему мнению, широко используются все вышеперечисленные методы психологического воздействия на население для создания отрицательного имиджа отдельных этнических образований и регионов в целом.

Имидж региона представляет собой сложный социально-психологический феномен, необходимым условием формирования которого являются такие свойства человеческой психики, как восприятие и способность формирования ассоциативных представлений. Вполне очевидно, что имидж региона напрямую связан с тем, какая информация о регионе попадает в СМИ. И поэтому сегодня, на наш взгляд, необходимо постоянно высвечивать различные, особенно наиболее привлекательные, стороны региона с помощью активной и грамотно поставленной информационной работы. Регион не должен быть представлен в информационном потоке совершенно случайными событиями, большинство из которых носит скандальный характер — теракты, убийства, крушения, скандалы и т.п., в то время как ежедневно происходит множество позитивных событий. Для наглядного примера можно рассмотреть сформированный за последнее десятилетие имидж Северокавказского региона, входящего в состав ЮФО.

Согласно нашей точки зрения, на протяжении последнего десятилетия некоторыми средствами массовой информации вольно или невольно формировалось мнение, что Северный Кавказ является источником зла, антикавказские настроения становились порой чуть ли не доминантой, определяющей характер многих политических и экономических событий. Почти ежедневно СМИ информировали нас об очередном теракте, взрыве, захвате заложников и т.д. Зритель, читатель, лишь услышав об этом, практически не сомневался в том, что это дело рук «кавказцев».

Все это способствовало формированию в общественном массовом сознании отрицательного имиджа Северного Кавказа в целом. Но в настоящее время ситуация резко изменилась в лучшую сторону. Так, например, российские СМИ сделали немало для того, чтобы прекратить античеченскую кампанию и отказаться от таких формулировок, как «чеченские бандиты», «чеченские террористы». Одна такая фраза на центральном ТВ сводила практически на нет долгий труд как журналистов северокавказских республик, так и представителей общественности. Российские средства массовой информации должны всячески противодействовать формированию негативного образа Кавказа в сознании общества, препятствуя созданию мифов типа того, что Кавказ изначально конфликтогенен в силу его этноразнообразия, а кавказские, особенно северокавказские, народы не способны к мирному сосуществованию и т.д.

Можно найти выход из такого кризиса. Например, путем увеличения числа материалов, описывающих лучшие традиции кавказских народов и их культуры. Подобные мифологемы, периодически наполняющие информационное пространство, наносят непоправимый ущерб нашему обществу, поскольку являются легко воспринимаемыми и живут в сознании и поведении людей.

Также хотелось бы отметить, что в понимании культурно-исторического своеобразия ЮФО, в понимании сути происходящих здесь отнюдь непростых, порой трагических событий, на наш взгляд, все же не хватает фундаментальности, адекватности политических суждений и оценок реалий, научной обоснованности и объективности, причем донесенных до аудитории столь влиятельными в современном обществе средствами массовой информации. Именно на дефиците научного понимания культурно-исторической реальности Кавказа создается тот самый идеологический вакуум, который заполняется негативной информацией.

Существующее понимание Юга России как региона, в котором есть различия между составляющими его этнокультурными образованиями, но нет единства и объединяющей их социокультурной целостности, ведет к определенным политическим последствиям, которые мы уже имеем. Это — разделение единого Кавказа на сферы влияния.

По нашему мнению, необходимо способствовать формированию восприятия данного региона как региона, в котором имеются не только различия между населяющими его этносами и народами, но существует и объединяющая их система ценностей, ведущая к сохранению социокультурного единства Кавказа. А в формировании восприятия Кавказа как единого организма в мировоззрении российского общества большая роль, на наш взгляд, должна отводиться именно средствам массовой информации.

Следовательно, политика средств массовой информации (в том числе и региональных) в области телевизионного вещания, радиовещания и печатных изданий, как нам представляется, должна быть направлена на укрепление общенационального единства, воспитания высокой нравственности, чувства патриотизма граждан (и, прежде всего, подрастающего поколения) и их государственного самосознания, распространения культурных ценностей не только в рамках Северного Кавказа, но и всей России в целом.

Особое внимание, как отмечалось выше, средства массовой информации должны уделять воспитанию подрастающего поколения, так как это стратегическая задача нашего общества. Поэтому СМИ, являясь одним из важнейших общественных институтов и одним из основных на сегодняшний день, агентов социализации молодого поколения, должны акцентировать внимание аудитории на настоящих гуманных ценностях, лучших культурно — исторических традициях нашей многонациональной Родины.

Литература

1. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим, М., 2004.

2. Ворошилов В.В. Журналистика, СПб., 2002.

3. Зеркин Д.П. Основы политологии, М., 1997.

4. Егоров В.В. Очерки по истории Российского телевидения. М., 2003.

Источник:
Баллаева А.А.
СМИ и проблема формирования имиджа региона (на примере ЮФО) // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2010. Вып. 4. С. 56 - 62.
Категория: Кавказ | Просмотров: 2479 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]