История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
«БЛАЖЕННАЯ ОБИТЕЛЬ» В ИРАНСКОЙ МИФОЛОГИИ | 14:52 |
«На светящейся Высокой Харе нет ни ночи, ни тьмы, ни холодного ветра, ни знойного, ни губительных болезней, ни созданной дайвами11 скверны, и не поднимается туман от Высо- кой Хары» — так рассказывается в авестийских гимнах богам Митре и Рашну, так рисует ве- ликие горы иранская традиция. В этой сказочной обители, где находятся дворцы богов, куда прибывают небожители и величайшие из героев, на поднебесной высоте живут чудесные пти- цы и растут священные растения. Как и в стране счастья у Меру, здесь также нет ни болезней, ни холодных и знойных ветров, ни туманов. Как и Меру, вечно сияет Высокая Хара. По представлениям авторов индийского эпоса, именно в областях у Меру полгода про- должается день, а полгода — ночь. Вместе с тем Меру рисуется как обитель постоянного света (то же самое «наблюдалось» и у Рипейских гор, но и там шестимесячный день сменялся такой же длинной ночью). Авторы индийских сказаний, быть может имея в виду как раз это «проти- воречие», утверждали, что на самой Меру всегда светло из-за исходящего от нее постоянного сияния, «из-за собственной огненной силы самой превосходнейшей горы». Не связана ли с по- добными представлениями и иранская традиция, в которой Хара описывается как сияющая и светящаяся? В индийском эпосе говорится, что у Меру находится Великий океан (о нем упомина- лось и в рассказах о Рипейских горах). Сходные сообщения сохранила и авестийская тради- ция: у подножий Высокой Хары лежит огромное водное пространство — «море» («зрайа») по имени Воурукаша, т.е. «имеющее широкие заливы». Оно больше всех вод мира, «могучее, прекрасных очертаний, глубокое, с далеко простирающимися водами»; волнуются его берега и вздымается море Воурукаша от стремительно несущихся в него вод могучего потока Ардви, ниспадающих с великих золотых вершин Хары. Посреди «моря» Воурукаша — чудесный ост- ров, где живут священные животные и растут необыкновенно удивительные растения (такие же, как и на вершинах Хары), с великих гор слетают на остров чудесные птицы. Из отрывочных сведений древ неиранской религиозной традиции неизвестно, были ли на этом острове священные жители (индийский эпос рассказывал о божественных обитателях Белого острова на Северном океане). Но с Харой, как и с Меру, определенно связывалось по- нятие о райской обители. Вход в нее лежал у склонов Высокой Хары, и добраться в «обитель Вознаграждения» удавалось лишь душам подлинных праведников. Судьями умерших, опреде- лявшими их дальнейшую судьбу, были Митра, Сраоша и Рашну — боги, обитавшие на Высо- кой Харе. На Харе, как и на Меру, помещали благую страну небожителей. Туда могли попасть живыми лишь самые выдающиеся и справедливые герои. Лишь с помощью божественной си- лы достигали Меру земные герои индийского эпоса. На этом, однако, не завершаются индои- ранские совпадения о «стране блаженных». В иранской, как и в индийской, традиции сохранились рассказы об особом «блаженном народе». Древним иранцам были известны предания о его происхождении и о происхождении страны, где он обитал. Давным-давно это было — на заре легендарной истории человечества, когда всей зем- лей правили праведные повелители из династии первоцарей Парадата12. К ним принадлежал и Йима, сын солнечного героя, подобный солнцу, разделявший с ним его постоянное прозвище «хшайта» — «сияющий», «властвующий». ----------------------------- 11 Дайвы, дэвы — злые боги, демоны; древние индоиранские божества (индийское «дэва» — бог); в зо- роастризме эта группа богов была низведена в разряд злых в противопоставление другой группе богов — «ахура» (индийское «асура»). Главный из них стал верховным божеством под именем Ахурамазда. 12 Парадата — «впереди поставленные», «созданные, чтобы быть первыми». Это имя было известно и скифам; в их эпосе оно также принадлежало первым на земле правителям и основателю их рода — Колаксаю (подробнее см. ниже). Священная птица и богиня плодородия. Серебряная чаша. Иран. VI–VII вв. н.э. Когда Йима приносил жертвы на высочайшей вершине Хары Березайти — золотой Ху- кайрье, он просил богов не только о высшей власти над всеми странами, людьми и богами — дайвами, но и о счастливой жизни для людей. Йима молил о том, чтобы не было в его царстве «ни холода, ни зноя», «ни жаркого ветра, ни холодного», «ни холода, ни жажды», чтобы не иссякала пища, не умирали растения и люди, чтобы не было «ни старости, ни смерти», чтобы всегда «пятнадцатилетними по облику ходили отец и сын, каждый из обоих», чтобы не было «созданной дайвами зависти». Тысячу лет правил на земле блистающий Йима. Незадолго перед смертью по повеле- нию и с помощью бога-творца Ахурамазды создал Йима прекрасную обитель, «огороженную» от остального мира. Находилась она недалеко от Высокой Хары и «моря» Воурукаша. Пре- красную жизнь ведут там люди, там «много собак и птиц и прекрасных пламенеющих огней», там текут чистые воды и произрастают золотистые луга. Там «мужчины и женщины самые лучшие и прекраснейшие... животные самые большие и прекраснейшие... растения самые вы- сокие и самые благоухающие...». У жителей «благой обители» не бывает ни телесных уродств, ни безумия и проказы, ни иных болезней, которые наслал на людей глава злых богов Анхра-Майнью. Особый срок жиз- ни определен обитателем этой страны. «И живут эти люди прекраснейшей жизнью» — «так заканчивается рассказ о «блаженной обители» во второй главе «Видевдата», единственной це- ликом сохранившейся (из двадцати одной) книги старой «Авесты». Сведения дошедших авестийских текстов о конкретной «географии» стран у Высокой Хары крайне скудны. Древние иранцы считали, что эти горы находились на севере и протяну- лись по всей земле, с востока на запад. Вместе с тем Высокая Хара и «море» Воурукаша «рас- полагались» далеко от областей, действительно известных авторам авестийских гимнов, и да- же далеко за пределами всех семи частей мира, на которые, согласно традиции, делилась оби- таемая земля. Примечательно, что авестийские тексты упоминают о Большой Медведице, стоящей над Харой и «морем» Воурукаша (так и над великой северной горой Меру восходят «Семеро Риши» — Большая Медведица). Бонгард-Левин, Грантовский. От Скифии до Индии | |
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Просмотров: 4505 | Добавил: Рухс | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |