История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
СЕВЕРНЫЙ ШАМАНИЗМ И ДРЕВНЕЙШАЯ РЕЛИГИЯ АРИЕВ | 16:42 |
мудрецы индийского эпоса. На далекий север за Скифией совершал свой «полет» и Аристей. Эти воздушные странствия можно рассматривать как часть шаманского камлания. В пользу такой трактовки говорят многочисленные исследования по этнографии и истории религии, прежде всего народов Севера, «Шаман во время камлания, — пишет крупный советский этно- граф С.А.Токарев, — часто падает без сознания; это невольно должно наводить зрителей на мысль об отлете его «души»; бред и галлюцинации шамана нередко состоят в том, что он ви- дит далекие страны и громко рассказывает о своих странствиях». Путешественники и этнографы XIX — начала XX в. оставили подробные описания ша- манских камланий у различных народов Севера. Вот как, например, описывал шаманский ри- туал В.И.Анучин: шаман, одетый в особые облачения, искусственно приводит себя в возбуж- денное состояние, затем начинает петь и ударять в бубен, как бы призывая духов. «Когда духи соберутся все, шаман возвещает об этом особо резким выкриком и одновременно делает не- сколько прыжков... духи собираются поднять шамана... С этого и начинается существенная часть камлания». Наконец духи «возносят» шамана вверх, под облака, для осмотра горизонта. В песне шаман повествует о том, что именно он видит: «Я уже высоко. Енисей вижу на сто верст вверх и на сто верст вниз. Вот чум. Кто там? Ага, это старый Синтип сидит... Эй, духи, поднимай выше. Буду смотреть дальше...» Шаман, постепенно повествуя о последующем в пении, поднимается в небо, спускается в подземелье, летает во все страны света, делает много превращений; обыкновенно он превращается сам в птицу или пользуется услугами духа- птицы». По рассказу нганасанского шамана (записан А.А.Поповым), он назывался птицей и долго летал по берегу моря, добираясь до высокой горы, где жила хозяйка вод. Шаман должен был пройти дороги всех миров: он «путешествовал» в нижний мир, к морю без конца и края и, наконец, «возвращался» на землю, «постигнув» тайны всевидения и всеслышания, даже шеп- тание трав. По религиозным представлениям, бытовавшим у ряда народов Сибири, шаман мог предсказать будущее, сообщить о приближающихся несчастиях, отослать свою душу в отда- ленные области, «узнать, где что происходит»; лишь после «возвращения» души шаман опре- делял судьбу страждущего. Шаман считался исцелителем болезней, способным изгнать злых духов. Он гонялся за «виновником» болезни, принимая облик птицы: «Превратившись в воро- на, понесемся плавно... превратившись в ястреба, наблюдаем сверху... превратившись в орла, наблюдаем со всех сторон» (из песни тувинского шамана, по материалам С.И.Вайнштейна). Сходные представления были отмечены в начале XIX в. и у лапландцев (саами) на се- вере Скандинавии: душа шамана отделяется от его тела и принимает образы различных жи- вотных: как олень, она проносится по земле, как птица, парит в воздухе, как рыба, уходит в глубь моря. Так и шаман, хотя и лежит в состоянии полного транса, «путешествует» в различ- ные миры, затем его душа «возвращается», он вновь «оживает». Лапландцы верили, что шаман может разузнать все, что случилось с их родственниками, живущими в далеких селениях. На- ходясь в экстатическом состоянии, шаман громко пел и ударял в бубен, затем, как бы умирая, падал на землю. Душа в это время «улетала» туда, куда он ее посылал. Верующие с нетерпе- нием ожидали возвращения души, которая «оживляла» шамана. Тогда и рассказывал он все, что «видел» в состоянии транса, предостерегал от несчастья, предсказывал судьбу. По пред- ставлениям лапландцев, шаман должен был иметь специальную помощницу, которая оберега- ла его тело во время «путешествия» души и в необходимых случаях «отыскивала» душу ша- мана, если та долго не возвращалась, случайно «заблудившись» в горах или на дне озера. Особую роль в северном шаманизме играл культ птицы: в образе птицы шаман (или его душа) «отправлялся» в дальние странствия, как бы «пролетая» по знакомым и мифическим странам. Птица считалась покровителем шамана — недаром атрибуты его костюма уподобля- лись частям тела птицы и ее оперению. Подобные сведения о культе птиц в сибирском шама- низме приводит выдающийся русский этнограф Л.Я.Штернберг (1861–1927). Птица считалась творцом шаманов, от птицы будто бы рождается истинный шаман. Согласно финской мифоло- гии, шаманы сыновья небесного бога — орла. По свидетельству В.И.Анучина, у угорских на- родов Западной Сибири существовало поверье, что орел был первым шаманом и научил чело- века шаманить. По религиозным представлениям, бытовавшим у обских угров, душа нередко принима- ет образ птицы, ее может видеть только шаман, да и в загробный мир душа отправляется в об- лике птицы. По эвенкийской легенде, некий человек захотел жить на верхней земле. Отыскал он большую птицу, которая сказала ему: «Запаси на три года еды, одежды, воды, дров». По- ложил он все это на птицу, и поднялись они в воздух. Долго летели; наконец увидел он лест- ницу, ведущую в верхний мир, поднялся по ней, но прогнал его шаман из небесной обители: «Иди на свою землю». Сел опять человек на птицу и улетел обратно домой, где рассказал со- родичам о полете в верхний мир. По представлениям эвенкийских шаманов, лишь шаман во время особых камланий мог попасть в верхний (или утренний) мир, где восходит солнце, где вечный день и богатая растительность. Обычным же людям туда проникнуть не удавалось. Особым почитанием пользовался ворон, ему приносили жертвы, он — один из главных персо- нажей шаманских ритуальных танцев. Шаманское камлание ученые сравнивают с состоянием нервно-истерического припад- ка. Шаманами могли быть, как правило, люди впечатлительные, страдающие галлюцинация- ми, даже склонные к эпилепсии, но регулирующие благодаря специальной тренировке свое состояние. Шаманы нередко прибегали к помощи искусственных возбудителей, принимали различные наркотические средства, приводящие их в особое возбуждение, экстаз. Об этом имеются многочисленные свидетельства этнографов и путешественников. Приведенные материалы о шаманском культе и религиозных представлениях у народов Севера находят много любопытных и часто прямых аналогий в эпической и религиозной тра- диции древней Индии, Ирана, Скифии. Вспомним об Аристее: принимаемый им облик ворона, состояние особой одержимости, в котором он совершал «путешествие» в далекие края, «по- лет» души, оставлявшей безжизненно лежащее тело, рассказы о «странствиях» души в недос- тупную страну Севера. Или об Абарисе — он «путешествовал» по воздуху, переправляясь че- рез моря и горы, мог во время «странствий» изгонять болезни, делать предсказания и даже ус- мирять ветры и морские бури. Выше приводились и некоторые предания из «Махабхараты»: о «полетах» божествен- ных риши, о «путешествиях» почтенных мудрецов на птицах в различные страны света и осо- бенно в северную обитель «блаженного» народа; к вершинам Меру «летал» на птице Гаруде муни Галава, осматривая знакомые и незнакомые страны, летал, «не чувствуя своего тела»; «парил» подобно ветру мудрец Нарада; «странствовал» по небу, как птица, йогин Шука. Невкушающие, вкушающие (лишь) воздух, реющие в воздухе, как птицы, Великие риши в лунные четверти посещают превосходную гору (Меру). Пройти туда никто из смертных не может, об этом нельзя даже помыслить, но «слета- Интереснейшие сведения о шаманских чертах в древнейших религиозных представле- "От Скифии до Индии" Бонгард-Левин, Грантовский | |
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Просмотров: 6053 | Добавил: Рухс | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |