История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
ВОСТОК ИЛИ СЕВЕР? | 16:16 |
образом размещают на карте народы за Скифией. Наиболее убедительно положение, согласно которому торговый путь из Скифии вел до лесных районов Поволжья и областей Южного Приуралья; это мнение, в частности на основе археологических материалов, было убедительно обосновано известным советским ученым Б.Н.Граковым. Если принять такое направление торгового пути, исседонов следует помещать в Заволжье у Южного Урала или в Зауралье. Возможно, справедливо отождествление имени исседонов, или «исседов» (такая форма также встречается в источниках), с названием реки Исеть, на которой стоит современный Сверд- ловск. Еще в XVII в. была известна область Исетия, упоминаемая в русских документах; в XVIII в. эти районы Зауралья входили в особую Исетскую провинцию Российского государст- ва. Если следовать таким выводам, то высокие горы (Рипейские), у которых живут аргип- пеи и исседоны, — Уральский хребет (не случайно вслед за античной традицией русские по- эты М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и др. именовали Уральские горы Рифейскими). Но часто на географическую карту современные ученые наносят области не только аргиппеев и исседонов, но также одноглазых аримаспов, гипербореев и даже «остроклювых» грифов. Их обычно по- мещают далеко на востоке. Сцена лечения. По мнению советского скифолога Д.С.Раевского, здесь изображены сюжеты скифского эпоса Иногда и аргиппеев локализуют не в лесах Поволжья, а в степях Казахстана, восточнее их — исседонов и т.д. Аримаспы оказываются в приалтайских степях, а грифы — на богатом золотом Алтае. Золототекучая река аримаспов увязывается с Енисеем, Рипейские горы ото- ждествляются с горными массивами Центральной Азии, расположенный же за Рипейскими горами «океан» — с морями Тихоокеанского бассейна. Гипербореи, жившие, по античной тра- диции, между Рипейскими горами и океаном, оказываются тогда на территории Китая. Такую версию принимает, например, и английский ученый Дж. Болтон в своей книге об Аристее. В заключении к своему труду Болтон, в частности, пишет, что Аристей, не вернувшийся из сво- его второго путешествия, мог закончить жизнь среди гипербореев в Китае. Подобные мнения, безусловно, необоснованны. Они расходятся с конкретными сведе- ниями античных источников о тех или иных областях и народах за Скифией, сведениями, ко- торые показывают, например, что путь в далекие страны пролегал по степным, а затем по лес- ным районам. Аргиппеи, в частности, также не могут быть помещены на территории Казах- стана или иных степных областей, т.к. этот народ, по данным Геродота и других авторов, жил в лесной местности. Выводы сторонников «восточного направления» прямо противоречат и всей системе географических представлений античных авторов, помещавших далекие заскиф- ские страны именно на севере, а не на востоке. Не могут быть приняты и отдельные аргументы в пользу того, что упомянутый торго- вый путь якобы вел в далекие восточные страны. В свое время защитники этого мнения не раз ссылались на находки, сделанные известным русским путешественником, исследователем Центральной Азии П.К.Козловым при раскопках в Ноин-Ула (Северная Монголия). Считали, что найденные здесь «греческие ткани» попали в эти районы в результате торговых связей между Северным Причерноморьем и Монголией. Но курганы Ноин-Улы теперь датируются рубежом новой эры, т.е. временем гораздо более поздним, чем интересующий нас скифский период в истории Северного Причерноморья (VII-IV вв. до н.э.). Ткани же западного происхо- ждения из этих гуннских курганов попали туда, очевидно, иным путем — через Среднюю Азию и Иран, о чем свидетельствуют находки в Ноин-Уле предметов из этих стран или же из Передней Азии (в ту эпоху греческие поселения имелись во всех этих областях, от Средней до Передней Азии). Торговый путь из Передней Азии и Ирана через Среднюю Азию существовал уже в эпоху державы Ахеменидов (VI-IV вв. до н.э.). Одним из ярких доказательств этого служат находки в курганах Алтая переднеазиатских и иранских тканей (VI-IV вв. до н.э.). Напротив, в скифский период предметы греческого экспорта из Северного Причерно- морья обычно не достигали областей Глубинной Азии. Зато они хорошо известны в Поволжье, до бассейна Камы, где могут быть локализованы аргиппеи, а в степном регионе встречаются не далее современной Оренбургской области (т.е. до районов возможного расселения исседо- нов). Представления античной традиции об обилии золота и текущих в золотых руслах пото- ках у Рипейских гор находят прямые подтверждения не только в многочисленных находках древних золотых изделий в этих областях, но и в истории «золотого дела» на Урале, где дра- гоценный металл добывался и из золотоносного песка рек (в XVIII — первой половине XIX в. эти месторождения были широко освоены русскими старателями и промышленниками). Дж. Болтон и его предшественники не раз отмечали, что необычные сообщения антич- ной литературы о далеких заскифских странах и сверхъестественном облике их обитателей (например, одноглазых аримаспов и их чудовищных противников — грифов) находят соответ- ствия в фольклорной традиции центральноазиатских и восточносибирских народов. Действи- тельно, эти параллели весьма интересны. Однако они вовсе не доказывают, что до причерно- морских скифов и греков доходили рассказы из далеких восточных стран. Дело в том, что та- кие же и даже более поразительные аналогии можно обнаружить в мифологических представ- лениях и эпосе народов Северной Европы и Урала (далее мы отметим ряд таких совпадений). Античные авторы были уверены в том, что известные им народы и страны за Скифией находились на севере. Но многие ученые, к сожалению, не учитывают эти свидетельства или полагают, что они указывают лишь на примерное направление — от моря в глубь Скифии, первоначально на северо-восток, а далее к востоку. Но вот что сообщают источники. В своем сочинении «О народах» Дамаст писал: «Выше скифов живут исседоны, еще выше этих — аримаспы, за аримаспами (находятся) Рипейские горы, с которых дует Борей и никогда не сходит снег, а за этими горами живут гипербореи до другого моря». Борей — северный ветер (или бог северных ветров), а упоминаемое здесь море называется «другим» в противопостав- ление Черному морю. Сходное сообщение приводит Геродот со слов Аристея: «Над исседонами живут одно- глазые люди-аримаспы, над аримаспами — стерегущие золото грифы, а еще выше — гипербо- реи, простирающиеся до моря». Имеется в виду «северное море», т.к. Геродот прямо противо- поставляет его «южному морю» (Черному). В другой части его труда есть еще одно четкое указание на то, что эти заскифские области (именно те, куда помещали грифов и аримаспов) находились на севере: Геродот противопоставляет упомянутые области (как находящиеся на далеком севере Европы) крайним, известным ему странам на юге (Аравия, Эфиопия), а также на западе (западные окраины Европы) и на востоке (восточные районы Индии). По данным Помпея Трога (конец I в. до н.э. — начало I в. н.э.), Скифия ограничивалась с юга Понтом Эвксинским, а с севера — Рипейскими горами. В географическом труде Помпония Мелы в разделе о заскифских областях рассказывается, что за страной аргиппеев возвышаются Рипей- ские горы, а по другую их сторону «лежит побережье, обращенное» к Северному океану. В сочинении Аристотеля «Метеорологика» читаем: «Под самым севером выше крайних преде- лов Скифии находятся Рипы». Именно на севере помещали также грифов; об этом сообщают различные авторы, в том числе Геродот, который ссылается на рассказы скифов об аримаспах. Согласно Плинию, аримаспы обитают «недалеко от места возникновения Аквилона» (Север- ный ветер, латинское соответствие Борею). Области у Рипейских гор, как пишет Плиний, «обездолены природой и окутаны мглой, служат лишь образованию льда и холодным обиталищем Северного ветра». Эту страну Пли- ний и ряд других авторов называют «Пероносной», т.к. там «постоянно падает похожий на пе- рья снег». Уже Геродот со слов скифов сообщал о том, что в отдаленных местностях к северу от Скифии «перьями наполнены земля и воздух... Всякий видевший вблизи, как идет сильный снег, понимает меня, потому что снег похож на перья». В той стране далеко за Скифией, у Рипейских гор, по описанию античных авторов, ца- рят мрак и темнота. «Самой природой погруженная в вечную тьму и совершенно оцепеневшая от самых вместилищ Аквилона единственная земля, — писал Солин, — которая не знает сме- ны времени года и ничего другого не получает от неба, кроме постоянной зимы». А вот отры- вок из трагедии Софокла «Эдип в Колоне»: Как на севере зимою, в море мыс, отовсюду волн прибоем потрясен... То с востока при- бой гремит, то подымется с запада, то с полуденных светлых стран, то от гор Рипейских полу- ночных. Как области севера, холода, мрака, снега описывались местности у Рипейских гор мно- гими греческими авторами уже в VII-IV вв. до н.э. И очень важно, наконец, что именно там, за этими далекими заскифскими горами, они помещали страну, где «шесть месяцев продолжает- ся день и столько же месяцев непрерывная ночь», где «солнце встает однажды в год», где лю- ди спят по полгода. У нас не остается сомнений в том, что все эти народы и страны не могли находиться на востоке вплоть до Центральной Азии и Китая, а помещались к северу от Скифии. Их опреде- ленно следует связывать с областями от Северо-Восточной Европы до Зауралья. Бонгарт-Левин, Грантовский. "От Скифии до Индии" | |
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Просмотров: 3561 | Добавил: Рухс | Рейтинг: 4.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |