Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [43]
Скифы | Сарматы | Аланы [120]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [122]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [14]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1425

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Davidisock
Главная » 2014 » Февраль » 4 » Этнокультурный бренд как ресурс инновационного развития и межнационального согласия
Этнокультурный бренд как ресурс инновационного развития и межнационального согласия
23:46
Э. Ш. Гутиева

В современном российском обществе наблюдается значительное усиление этнического фактора и ярко выраженный интерес всех народов к культурно-историческим ценностям, их истокам и перспективам. Ответом на вызовы глобализации стала переоценка традиционной культуры, вновь пришло понимание исключительности и целесообразности, значимости и необходимости традиции для сохранения культурной преемственности. Поэтому культура должна рассматриваться не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система ценностей, формирующих культурную идентичность нации, единство Российского государства и влияющая на все сферы государственного и гражданского бытия.

Залогом инновационного развития Северного Кавказа как полиэтничного региона должна стать интеграция его народов и культур, укрепление региональной идентичности в рамках общероссийской традиции.

Культурная политика руководства РСО-Алания предусматривает сохранение накопленного культурного потенциала, обеспечение преемственности культурных традиций, а также формирование и эффективное использование архивного, библиотечного, музейного фондов; поддержку кинематографа и художественной культуры, сохранение профессионального образования в области культуры и искусства, поддержку молодых дарований и инноваций, обеспечивающих рост культурного потенциала общества.

Важно отметить, что государственная поддержка оказывается не только осетинской национальной культуре. Республика Северная Осетия-Алания позиционирует себя как многонациональное сообщество, имея на то все основания. В этническую структуру Осетии включено более 100 национальностей, многие из которых сформированы в диаспорные и этнические группы. Осетия исторически складывалась как этноконтактный регион с активным взаимодействием и взаимовлиянием различных культурных традиций, как миграционный ареал для представителей европейских, российских и восточных этносов — русских, казаков, армян, грузин, евреев, немцев, греков, поляков, татар, азербайджанцев, персов и некоторых других народов. Эти группы не только сохранились в условиях различных политических режимов, избежали межнациональных столкновений, но и возродили свою национальную культуру. В октябре 1990 г. в Северной Осетии было создано республиканское межнациональное общественно-политическое движение «Наша Осетия», объединившее все национально-культурные общества. Сегодня стала очевидной конструктивная роль этого общественного движения как в сохранении межэтнического согласия, так и в формировании гражданского общества. По определению известного этнолога, советника Президента РФ, Г. В. Старовойтовой, движение «Наша Осетия» является примером для подражания и может восприниматься как маленькая лаборатория по урегулированию межнациональных конфликтов»1. Будучи «горячей точкой» в постсоветском пространстве, Осетия сумела сохранить свои диаспоры, позитивный характер их жизнетворчества, условия для этнокультурного возрождения.

Многоэтничный состав населения, свободное сосуществование и взаимовлияние разных культур и языков придают культурно-цивилизационному потенциалу Осетии особую устойчивость, силу и яркость, создают надежный гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов.

Содействие возрождению национальных культур народов и этнических групп мы рассматриваем как необходимое условие межнационального согласия. Уважение к культурному наследию и одновременная открытость межкультурному взаимодействию являются основой цивилизационных отношений, межнационального согласия и инновационного развития.

Правительство РСО-А оказывает поддержку развитию культуры и межкультурному диалогу, создает законодательную, институциональную, кадровую, финансовую и материально-техническую базу. Государственная поддержка осуществляется также с помощью различных программ и проектов, системы грантов и стипендий, призванной содействовать проектам, направленным на сохранение и развитие культурных ценностей, в том числе проведению региональных, межрегиональных, всероссийских и международных фестивалей, конкурсов, выставок народного творчества, дебютных проектов молодых авторов и исполнителей, обеспечению культурного обмена, внедрению информационных продуктов и технологий.

Сохранение и развитие культурного наследия нуждается в научном и методическом обеспечении, которое отчасти предусмотрено республиканскими целевыми программами. Рассмотрим некоторые из них.

Достаточно перспективной представляется республиканская целевая Программа развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Республике Северная Осетия-Алания на 2011 г. Она предусматривает реализацию таких магистральных направлений, как сохранение и развитие национально-культурных традиций народов Республики Северная Осетия-Алания, развитие толерантной среды Республики Северная Осетия-Алания средствами массовой информации, разработку системы мер по укреплению толерантности и снижению межэтнической напряженности, научное и организационно-методическое обеспечение реализации системы мер и действий по активизации деятельности институтов гражданского общества, международное и межрегиональное сотрудничество в сфере формирования культуры толерантности и межнационального согласия, возрастание роли национально-культурных объединений в реализации социально значимых проектов; формирование в обществе культуры межнационального взаимодействия, основанной на толерантном отношении к этноконфессиональному многообразию населения республики.

В рамках этих направлений предусмотрено осуществление таких конкретных задач, как оснащение действующих центров национальной культуры и других общественных организаций необходимым оборудованием, техническими средствами, национальными костюмами, музыкальными инструментами и т. д., поддержка деятельности подведомственных учреждений Министерства общественных и внешних связей РСО-Алания (республиканские государственные учреждения: «Республиканский Дом дружбы и национально-культурных связей» и «Моздокский Дом дружбы»), проведение фестивалей, дней национальной культуры, смотров-конкурсов коллективов самодеятельности национально-культурных обществ, национальных праздников; организация встреч с общественными деятелями, представителями культуры и искусства и т. д., развитие действующих и создание новых центров национальной культуры, поддержка и пропаганда традиционных форм национального художественного творчества и народных промыслов на территории республики, организация выставок-экспозиций произведений национальных культур при проведении республиканских фестивалей и конкурсов, участие национально-культурных центров и других общественных организаций в республиканских мероприятиях.

Программа включает также подготовку постоянно действующих рубрик в республиканских и районных СМИ, посвященных этнокультурной специфике населения Республики Северная Осетия-Алания (история и современность), а также деятельности национальных общественных объединений, активизацию работы средств массовой информации по пропаганде норм толерантного поведения и формированию положительного представления о многонациональности РСО- Алания, содействие укреплению единства жителей республики.

Актуальным становится повышение оперативности в реагировании журналистского профессионального сообщества и общественности на появление в средствах массовой информации, в том числе на сайтах общественных организаций тенденциозных и дискриминирующих высказываний.

Перспективной представляется задача разработки методик формирования у молодежи позитивных установок в отношении представителей всех этнических групп, проживающих в республике, через СМИ. Необходимо и проведение научно-практических конференций, «круглых столов», семинаров, публичных лекториев с целью организации и проведения адаптационной, просветительской и профилактической работы с национально-культурными и другими общественными организациями, укрепления межэтнической и межконфессиональной толерантности в республике.

В части научно-организационного и методического обеспечения Программы особая значимость отведена социологическим исследованиям и мониторингу состояния институтов гражданского общества и межнациональных отношений.

Создание эффективной системы государственной поддержки гражданских, общественных и национально-культурных инициатив требует организации информационно-методических семинаров, совещаний и других мероприятий для муниципальных служащих органов местного самоуправления, государственных служащих исполнительных органов государственной власти республики.

Мероприятия Программы не замыкаются в пределах республики и предусматривают взаимодействие с международными и национальными организациями, создание и реализация совместных проектов. Важно отметить, что Программой предусмотрена государственная финансовая поддержка общественных и национально-культурных объединений в виде субсидий.

Изучение, сохранение и популяризация историко-культурного наследия, национальной идентичности и межэтнических отношений является обязательным условием укрепления государственности, удовлетворения этнокультурных запросов граждан и обеспечения гармоничного развития общества. В этой связи необходима популяризация достоверных научных знаний, истинных ценностей традиционной культуры народов республики. С этой целью правительство республики поддержало республиканскую целевую программу «Историко-культурное наследие и духовные ценности Осетии: изучение, сохранение и актуализация» на 2010 г. В рамках программы осуществлены фундаментальные научные исследования и прикладные разработки по языкознанию, фольклористике, литературоведению и художественной культуре, истории, археологии, этнологии, социальной и культурной антропологии осетин, а также исследования по другим народам Северного Кавказа. Программа включала и проект «Историко-культурное наследие диаспорных групп Осетии». По результатам исследований изданы книги и статьи, введенные в научный оборот и в социально-культурную практику. В частности, полученные материалы легли в основу цикла телепередач «Одна сотая», посвященных истории и культуре народов республики.

Проблема диаспорных групп в Осетии получила также поддержку Российского гуманитарного научного фонда, Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез» на 2009-2011 гг., в рамках которой проводится мониторинг их современного состояния и прогнозирование.

Заслуживает внимания и проект программы «Государственная поддержка казачьих обществ РСО-Алания на 2011-2012 гг.», главными целями которой являются развитие государственной и иной службы казаков, возрождение и развитие духовно-культурных основ, семейных традиций казачества, военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи республики.

Ученые-гуманитарии работают сегодня над созданием современной системы культурных брендов, которая будет способствовать интеграции народов СКФО, формированию позитивного, мультикультурного образа региона. Для этого необходимо выявление и использование этнокультурных образов, общих и понятных для всех народов региона, сложившихся независимо от влияния мировых религий. Таковыми могут стать многие элементы жизнеобеспечивающей, социальной, духовной культуры.

1 Северная Осетия. 22 марта 2003 г. № 54(23855)

Источник:
Гутиева Э. Ш. Этнокультурный бренд как ресурс инновационного развития и межнационального согласия // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). С. 254 - 257.
Категория: Кавказ | Просмотров: 2232 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]