История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
« Декабрь 2018 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
Гото-аланы: готы и/или аланы | 15:15 |
Собственно, с этих разных европейских полуостровов, разделенный десятками столетий и тысячами километров, и возник составной этноним "гото-аланы". Готы – восточные германцы; аланы, сарматы – восточные иранцы. Но не слово "восточный" объединяет их. Так называемые восточные германцы первоначально были расселены севернее всех остальных германских народов, затем проникли западнее и южнее всех остальных. Аланы, сарматы волею исторических судеб оказались и западнее, и севернее, и южнее всех ираноязычных народов, став "европейскими иранцами", по меткому определению Вс.Ф. Миллера. Вихри Великого переселения народов, источником которых они сами и являлись, несли готов и аланов друг на друга. И для тех, и для других это была встречная полоса. Они не могли избежать столкновения и/или объединения. Они вместе с неиндоевропейскими гуннами, вандалами и другими германскими народами теснили римский миропорядок, пока не опрокинули его. Их совместные действия на территории современных Франции, Испании и в Северной Африке, имевшие далеко идущие последствия для судеб всей Европы, известны по записям римских историков, современников этих событий. Спорадически оказывались по одну сторону баррикад и по разные, втянутые в различные военные альянсы, они сражались вместе и против друг друга. Они образовывали соединенные королевства, но у них не было шансов распасться на этнократические государства, они и сами немало поспособствовали взаимному ослаблению и истреблению, обрекая себя и других на ассимиляцию в иноязычных и иноэтничных социумах. "Я ЗНАЮ, ЧТО Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ" Как правило, этноним, знакомый и понятный, становится многомерным и непонятным при ближайшем рассмотрении и при попытке восстановить его историю. Может, поэтому человечество любит расшифровывать этнонимы – всегда есть "личный" в буквальном смысле этого слова интерес, и всегда есть вызовы, задаваемые новым временем, новыми данными, пытливостью этнического самосознания. Еще сложнее дело обстоит с составными этнонимами, т.к. к головоломкам, задаваемым самими слагаемыми названиями, добавляется проблема интерпретации их суммы. С гото-аланами так же. На поверхности все более или менее очевидно. Германский народ готов и иранский народ аланов, не уступавшие друг другу в своей воинственности и мобильности в течение бурного V века, оказавшись на территории Пиренейского полуострова, образовали общее королевство, название которого надолго пережило и само королевство, и народы, его сформировавшие. Многие историки предполагают, что от их названий и произошло слово "Каталония". Каталония (Гото-Алания), автономная область Испании, известна своей самобытностью, своим неистребимым духом к независимости и сепаратизму. Возможно, присутствие готов, аланов не только увековечено в названии, но и повлияло на формирование этнического характера. В Крыму аланы оказались раньше, еще во II в. н.э. и на столетие раньше готов. Приход и тех, и других сопровождался резонансными событиями и процессами. В контексте нашей темы важно, что, объединенные территорией, единой христианской верой, они постепенно образовали этническую общность "гото-аланы", которая впоследствии участвовала в этногенезе других крымских народов. Кстати, готский язык, ныне считающийся мертвым, дольше всего просуществовал, полноценно функционируя и как письменный, и как разговорный именно в Крыму до IX–X веков. По свидетельству Вильгельма де Рубрука, он мог ограниченно употребляться даже еще в XIII веке. Данными об аланском языке в Крыму мы не располагаем, хотя косвенно можно полагать примерно такие же амплитуды его употребления и стадии исчезновения. Но это линейное выстраивание исторических судеб двух народов наталкивается на целый ряд проблем при более глубоком анализе. Во-первых, сама степень родства между сармато-аланскими и германскими языками – вопрос дискуссионный, который решается по-разному разными авторами. Понятно, что речь идет об индоевропейских народах, языковое родство которых бесспорно. Но у древних авторов читаем про "скифов, называемых готами" в рукописи середины III века, приписываемой Дексиппу. Средневековые историки практически отождествляли или не различали готов и аланов. Иордан, Прокопий Кесарийский пишут про "аланов и другие готские племена", про "готский народ аланов", может, потому Иордан в одном месте называет себя аланом, в другом – готом. Эта же традиция отмечена и у медиевистов XVIII века, писавших о "скифах, говорящих на готском". Характерное неразличение этих народов можно проиллюстрировать использованием разделительного союза "или" в названии труда Дж. Пинкертона "Диссертация о происхождении и истории скифов или готов". Наряду с подобным декларированием общего происхождения отдельные германские племена, в частности, саксы, возводятся к скифо-сарматским народам (Ш. Тернер). Известный ученый начала XVII в. Р. Шерингэм считал, что и саксы, и юты родом из Скифии, которую он локализовал в предгорьях Арарата. По его мнению, они продвигались через Сарматию и Скандинавию, более гостеприимные, чем Германия и остальная Европа. Его современник медиевист Дж. Макферсон считает саксов самыми "чистыми" ("unmixed") сарматами, называя их предками англосаксов, заселивших юг Британии, а также классифицирует их как "сарматские германцы" и "сарматские скандинавы" (Sarmatian Germans и Sarmatian Scandinavians). Даже в самом собирательном этнониме "тевтоны" он усматривает сарматское происхождение, считая тевтонов частью, авангардом скандинавских сарматов. Когда другие ученые (тоже европейские) впервые столкнулись с самим фактом существования осетинского языка и с проблемой его описания и классификации, лежавшие на поверхности факты лексических схождений с германскими\немецким словами подсказали мысль о его близком родстве с группой германских языков. В середине XIX в. А. Гакстгаузен, этнический немец и германоязычный ученый, на основании лексических совпадений, а также из особенностей ряда предметов культуры и быта обосновывал теорию германского происхождения осетин, полагая, что осетины являются сохранившимися на Кавказе остатками готских племен, разбитых гуннами. В таком случае снова встает вопрос, что дают готы и аланы в сумме. Я ЗНАЮ, ЧТО Я ЧТО-НИБУДЬ УЗНАЮ С прилагательным "гото-аланский" все более или менее понятно. Гото-аланская волна нашествий – это их совместные военные экспедиции, гото-аланская армия – это армия, в которой ряды готов "стали быстро пополняться аланами". И дружина гото-аланская потому, что состоит из воинов разных народов, даже если ее возглавляет алан, как, например Аспар, этнический алан. Но кто же все-таки сверг последнего римского императора? Германец Одоакр или его аланское войско? Название гото-аланы или сармато-готы можно сопоставлять с другими составными этнонимами, хотя это не проливает свет на его содержание. Если правы Иордан, Прокопий и другие приведенные выше авторы, то это как южнославянские сербо-хорваты, объединенные по принципу близкородственности. Более близкий нам пример: адыго-кабардинцы или карачаево-балкарцы. Если встать на позиции Дж. Макферсона и А. Гакстгаузена, то следует подбирать параллель, где основанием для объединения служит историческая преемственность, например, скифо-сарматы. Или у того же Прокопия можно найти про персо-армян, неприжившийся термин, но отражающий стадию совместного проживания двух этносов на определенной территории. Для примера можно привести и уже упоминавшихся соседей, но в другом сочетании, игнорирующем их языковое и генетическое родство: кабардино-балкарский, такое название подчеркивает равноправность этносов, союзнический характер их отношений. Это могло быть территориальное и полиэтничное объединение, как Австро-Венгрия, обреченное распасться именно по этническому принципу на этнократические государства. Но в Гото-Алании обе титульные нации теряют собственные языки. Среди составных этнонимов есть и откровенно противоречивые названия: были ли и если да, то в какой пропорции по отношению к монголам татары в составе татаро-монгольских войск, если принимать во внимание ненависть императора вселенной к ним, истребившим большую часть мужского населения этого народа? До появления новых данных и теорий можно оставаться на умеренных позициях и считать готов и аланов родственными индоевропейскими народами, в эпоху поздней античности и раннего Средневековья оказавшимися в условиях вторичной конвергенции. У готов и аланов был общий индоевропейский словарный фонд. Но во время совместных действий и проживания с неизбежностью должны были появляться новые точки сближения, заимствоваться слова и понятия. Судить об этом не позволяет, во-первых, тот факт, что от готского языка сохранились только фрагменты перевода Нового Завета IV века, это время соответствует начальной и ранней стадии их активного языкового контактирования с аланами. Во-вторых, это текст особого рода со своим метаязыком, повлиять на который должны были, главным образом, греческий и латинский языки. В-третьих, разрыв между письменными традициями двух языков составляет порядка 14 столетий – длительный промежуток, за который готский прекратил существование, а осетинский в своей эволюции мог утратить ряд слов. У осетин есть особенные причины сожалеть, что история обрекла готский язык на вымирание. Тем не менее изучение рунических надписей и текста готских Евангелий может представлять интерес. Приведу свой собственный пример, иллюстрирующий гото-осетинские сепаратные связи. Глава 8 от Матфея, описывающая события после Нагорной проповеди Иисуса Христа, начинается словами: "Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа". В готском тексте последние два слова "множество народа" переведены словами iumjons managos "толпы многие". "Managos" имеет параллели во многих языках, это известный индоевропейский корень, от него и русское "много, многие", и английское "many". А "iumjo" в готском глоссарии определяется как существительное "куча, толпа, масса, множество". А может, осетинское "иумæ"? "Иумæ бирæтæ"? "Вместе многие?" Вполне резонно, т.к. по звучанию и по значению готское и осетинское слова вполне сопоставимы. Кроме того, определение стоит в постпозиции, т.е. после определяемого слова, а это нетипично для порядка слов в готском. А главное, что параллелей этому готскому корню в других языках нет, и в словаре "iumjo" снабжено пометкой "этимология неизвестна". А если учитывать осетинский, известна? Напоследок расскажу историю. Жила-была принцесса, дочь короля. И вышла она замуж и стала королевой. Вполне себе сказочный зачин, но так как история эта историческая, то и финал у нее трагический. Случился дворцовый переворот, ее заточили в тюрьму на озере(!). Она ждала помощи с востока(!), но не дождалась. С опозданием с востока прибыл герой, которому оставалось только отомстить за ее гибель, что он и сделал: развязал войну и перебил ее обидчиков. Принцессу звали Амаласунта, отца – короля остроготов – Теодорих Великий, мстил за нее император Юстиниан. После смерти Амаласунты в 535 г. он развязал гото-византийскую войну. Здесь корень "гот" – на первом месте по футбольному принципу, они "принимающая" сторона, у них на тот момент было королевство с территорией, подданными, войском. Но в войне с византийцами первого места они не получили. Заметно, что в истории нет упоминания аланов, но это опять на первый взгляд. Византийский император, кстати, с неустановленной родословной в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским по числу покоренных народов. Амалы, семья Амаласунты, считаются готами, но с зафиксированными матримониальными связями с аланами, а биография ее известна из работ Прокопия Кесарийского и Иордана, тех самых, которые считали готов и аланов одним народом. Чем глубже в историю, тем больше аланских следов, ведь зачем-то аланы сохранили в эпической форме в кадаге "Как Сослан спас Шатану из озера Ада" рассказ об этой трагедии на таком далеком Аппенинском полуострове (см. статью "Эпическая Сатана и историческая Амаласунта". Нартоведение. 2017). Это уже третий, а с учетом армориканской Бретани даже четвертый знаменитый европейский полуостров в исторической судьбе аланов. Автор: Э. Гутиева | |
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Просмотров: 6462 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |