Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [43]
Скифы | Сарматы | Аланы [120]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [122]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [14]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1423

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Октябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 5
Гостей: 2
Пользователей: 3
patrickny18 , aishabm18 , kerriqh11
Главная » 2015 » Октябрь » 11 » Народное предание о происхождении осетин
Народное предание о происхождении осетин
01:17

В Осетии как Северной, так и Южной, было распространено следующее предание о происхождении осетин.

Родоначальником осетин является Ос-Багатар. У него было пять сыновей: Сидамон, Царазон, Кусагон, Агуз и Цахил. От них произошли роды Сидамоновых, Царазоновых, Кусагоновых, Агузовых и Цахиловых. В.Б. Пфаф сообщает о семи братьях, сыновьях Ос-Багатара. Шестого он называет Тетло, а имени седьмого брата он не мог узнать. По осетинскому преданию, приводимому Е.Г. Пчелиной, Ос-Багатар от наложницы-номылус имел еще одного сына - Тидла, от которого произошел кавдасардский род Тидлата.

Однако общераспространенным следует признать вариант о пяти братьях. Потомки этих братьев, прародителей осетин, расселились, согласно легенде, по ущельям Уаллагира, Закка, Трусо и Урстуалта в строго разграниченных между коленами пределах. Все эти пять вышеуказанных родов считались аристократическими.

Каково историческое значение этого предания? Ос-Багатар - титул военного вождя осетин («царя» в грузинской летописи) в средние века. Относить происхождение всех осетин к одному из царей Осетии - представление, явно лишенное логического смысла, ибо осетины существовали гораздо раньше, чем появился Ос-Багатар.

Легко объяснить само происхождение сказания. Аристократическим фамилиям Осетии (так же как Грузии, Армении, России и др.) было свойственно вести свое происхождение от какого-нибудь царя, владельца или библейского героя. Так, тагаурцы обосновывали свое происхождение от армянского царевича Тагаура, фамилия Хетагуровых производила себя от родоначальника кабардинских князей - Инала, дигорские бадиляты - от выходца из Маджар (Венгрии) и т.д. Очевидно, это делалось с расчетом более убедительно обосновать знатность своего происхождения

Реально историческим в приведенном предании является факт существования древних родов, происшедших от названных пяти братьев. Как в Северной Осетии, так и в Южной, до сих пор сохранились живые предания о происхождении позднейших родов от этих более древних.

Правда, дигорцы, куртатинцы и тагаурцы не причисляли себя к этим древним родам, но в отношении происхождения тагаурцев и куртатинцев существует такой вариант предания. Два брата Куртат и Тага были правнуками Сидамона. Переселившись из Алагирского ущелья в соседнее Куртатинское, они основали на Фиагдоне село. Впоследствии Тага выселился в Даргавское ущелье и явился родоначальником Тагаурского осетинского общества и тагаурских благородных фамилий - Тагиата. Таким образом, согласно этому варианту легенды, и куртатинцы и тагаурцы имеют общее происхождение с родом названного предания.


Источник:
Осетия. Историко-этнографический справочник
/ Сост.: Торчинов В.А., Кисиев М.Ш.–СПб.–Владикавказ, 1998.–С.188—189.

Категория: Осетия | Просмотров: 866 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]