В Осетии как Северной, так и Южной, было распространено следующее предание о происхождении осетин.
Родоначальником осетин является Ос-Багатар. У него было пять сыновей: Сидамон, Царазон, Кусагон, Агуз и Цахил. От них произошли роды Сидамоновых, Царазоновых, Кусагоновых, Агузовых и Цахиловых. В.Б. Пфаф сообщает о семи братьях, сыновьях Ос-Багатара. Шестого он называет Тетло, а имени седьмого брата он не мог узнать. По осетинскому преданию, приводимому Е.Г. Пчелиной, Ос-Багатар от наложницы-номылус имел еще одного сына - Тидла, от которого произошел кавдасардский род Тидлата.
Однако общераспространенным следует признать вариант о пяти братьях. Потомки этих братьев, прародителей осетин, расселились, согласно легенде, по ущельям Уаллагира, Закка, Трусо и Урстуалта в строго разграниченных между коленами пределах. Все эти пять вышеуказанных родов считались аристократическими.
Каково историческое значение этого предания? Ос-Багатар - титул военного вождя осетин («царя» в грузинской летописи) в средние века. Относить происхождение всех осетин к одному из царей Осетии - представление, явно лишенное логического смысла, ибо осетины существовали гораздо раньше, чем появился Ос-Багатар.
Легко объяснить само происхождение сказания. Аристократическим фамилиям Осетии (так же как Грузии, Армении, России и др.) было свойственно вести свое происхождение от какого-нибудь царя, владельца или библейского героя. Так, тагаурцы обосновывали свое происхождение от армянского царевича Тагаура, фамилия Хетагуровых производила себя от родоначальника кабардинских князей - Инала, дигорские бадиляты - от выходца из Маджар (Венгрии) и т.д. Очевидно, это делалось с расчетом более убедительно обосновать знатность своего происхождения
Реально историческим в приведенном предании является факт существования древних родов, происшедших от названных пяти братьев. Как в Северной Осетии, так и в Южной, до сих пор сохранились живые предания о происхождении позднейших родов от этих более древних.
Правда, дигорцы, куртатинцы и тагаурцы не причисляли себя к этим древним родам, но в отношении происхождения тагаурцев и куртатинцев существует такой вариант предания. Два брата Куртат и Тага были правнуками Сидамона. Переселившись из Алагирского ущелья в соседнее Куртатинское, они основали на Фиагдоне село. Впоследствии Тага выселился в Даргавское ущелье и явился родоначальником Тагаурского осетинского общества и тагаурских благородных фамилий - Тагиата. Таким образом, согласно этому варианту легенды, и куртатинцы и тагаурцы имеют общее происхождение с родом названного предания.
Источник:
Осетия. Историко-этнографический справочник / Сост.: Торчинов В.А., Кисиев М.Ш.–СПб.–Владикавказ, 1998.–С.188—189. |