В пределах Кавказа проживают около 60 коренных народов. Все они густо перемешаны и нередко относятся к разным языковым группам и даже семьям. Горный ландшафт способствовал обособлению большинства народов. Кроме того, здесь сошлись две мировые религии: христианство и ислам.
В этом регионе соседствовали четыре союзные республики, семь автономных республик и четыре автономные области. Только на Северном Кавказе существовали автономии - «коммуналки», в которых под одной крышей собраны два народа: Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Чечено-Ингушетия (а в Дагестане их более трех десятков). И только на Кавказе одни и те же народы разведены в автономии по разным государствам: осетины - в России и Грузии, армяне - в Армении и Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана, лезгины в Дагестане и Азербайджане и др.
На Северном Кавказе границы политико-административных единиц перекраивались так часто (особенно активно это делалось в 1920-е, 1930-е и 1950-е годы), что лишь немногим более половины территории автономий никогда не меняли свою административную принадлежность.
Совершенно особым процессом явились депортации народов: турок-месхетинцев, курдов, карачаевцев, балкарцев, ингушей, чеченцев (всего более 600 тыс. чел.). На их место были насильственно заселены другие, ставшие впоследствии конкурентами вернувшимся из ссылки и, соответственно, внутренними репатриантами.
Особенностью Кавказа является множество требований по созданию или восстановлению политико-административных единиц и повышению их статуса: разделение Карачаево-Черкесии, федерализация Кабардино-Балкарии, восстановление Ингушетии, выход Нагорного Карабаха из Азербайджана, Абхазии и Южной Осетии из Грузии и др.
Но главная черта национально-территориальных претензий на Кавказе заключается в стремлении ряда народов к объединению именно как к средству выживания. Самым ярким примером является инициатива по восстановлению Горской республики от Черкесии на западе до Чечни на востоке (ее аналог существовал в начале 1920-х годов).
Нередко народ, предъявляющий одному соседу территориальные претензии, вынужден «обороняться» от другого соседа. Территориальные претензии выдвигаются на Кавказе мощными общественно-политическими течениями, а часто и на государственном уровне.
Сегодня проявили себя около трех десятков национально-территориальных противоречий, но разговор с жителем практически любой части Кавказа легко дополняет этот список. Создается впечатление, что в регионе нет бесспорных территорий, хотя Кавказ - богатейший и благодатнейший край, где каждый народ не обделен ни территорией, ни ресурсами.
Источник:
Осетия. Историко-этнографический справочник / Сост.: Торчинов В.А., Кисиев М.Ш.–СПб.–Владикавказ, 1998.–С.58–59. |