Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Календарь новостей

«  Ноябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Ноябрь » 12 » Система родства
Система родства
01:21

Анализ осетинской терминологии родства показывает, что для осетин в XIX в. в основном характерна описательная система родства. При этом номенклатура для обозначения родства ограничена тесным кругом семьи. Специальные термины имеют следующие родственники: отец («фыд»), мать («мад»), сын («фырт»), дочь («чызг»), брат («фсымар»), в отдаленное время («ӕрвад»), сестра («хо»), в отдаленное время («хара»). Остальные родственники обозначаются описательно через эти термины: дед по отцу - «фыдыфыд» (отец отца), дед по матери - «мадыфыд» (отец матери), бабушка по матери «мадымад» (мать матери), бабушка по отцу «фыдымад» (мать отца), внук по сыну - «фырты фырт» (сын сына), внук по дочери - «чызджи фырт» (сын дочери), внучка по сыну - «фырты чызг» (дочь сына), внучка по дочери - «чызджычызг» (дочь дочери), дядя по отцу - «фыды ӕфсымӕр» (брат отца), дядя по матери - «мады ӕфсымӕр» (брат матери), племянник по брату - «ӕфсымары фырт» (сын брата), племянник по сестре - «хойы лаппу» или «хӕрӕфырт» (сын сестры), двоюродный брат по отцу - «фыды ӕфсымӕры лаппу», двоюродный брат по матери - «мады ӕфсымӕры лаппу». Слово «фырт» (сын) заменяется часто словом «лӕппу» - мальчик.

Степени родства простираются далеко - насколько они держатся в памяти, причем по линии не только отцовского, но и материнского рода.

Все перечисленные термины отражают родственные отношения в силу кровного родства. Одни из них показывают родство по крови по прямой линии - от отца к сыну, другие - по боковым линиям - братьев, двоюродных, троюродных и т. д. Родство по прямой линии представляет собой отношение между двумя лицами, из которых одно произошло от другого. Родство же по боковым линиям есть отношение между лицами, происшедшими от общего предка, а не непосредственно одно от другого.

Родственные отношения складываются и в силу свойства или брака, это брачное родство. У осетин по свойству имелись специальные термины: «сиахс» - зять, «чындз» - невестка, сноха, «файнуст» - невестки в отношении друг другу, «ходыгьд» - золовка, «каис» - дом, из которого взята жена, «лымӕн» - дом, в который выдана замуж дочь, «ӕфсин» - свекровь, «тиу» - деверь, «хицау» - свекр.

По своей этимологии основные термины родства у осетин восходят к древнеиранским. Такие термины как: «фыд» (отец), «фырт» (сын), дочь - «дыгъд» (сохранилось только в «ходыгъд» - золовка) - древнеиранское - «духда», брат - осетинское «ӕрвад» восходит к древнеиранскому «рвад», сестра - осет. «хо», «хара» (сохранились в «хӕрӕфырт» (сын сестры) древнеиранское «хвара»). Все это свидетельствует о том, что описательная система возникла у осетин в далеком прошлом.

Для осетинской системы родства характерна также классификационная система. В осетинском языке имеются термины, обозначающие широкую группу лиц. Так, например, термин «ӕрвад» имеет значение не родного брата, а члена того же рода, родича (однофамильца). Для обозначения же понятия «родной брат» создано новообразование «афсымӕр» (буквально - «единоутробный»).

В осетинском языке «ӕрвад» не только однофамилец, но и член более широкого родственного объединения, братства - «ӕрвадӕлтӕ». Брачные запреты распространялись на членов всех фамилий, входивших в одно и то же братство. Осетинское «хо» (сестра) означало и теперь еще означает не только родная сестра, но и всех женщин одной фамилии, осетинское «мады хо» (сестра матери) - всех женщин фамилии матери, а «хӕрӕфырт» - (сын сестры) - всех детей женщин фамилии матери. Одни и те же термины обозначают как конкретное, близкое родство, так и более отдаленное, неопределенное.

Пережитки первобытно-общинного быта долго сохранялись у осетин, чем и объясняется то положение, что восприятие своего племени, как и чужих, было коллективное, т. е. коллектив мыслился как нечто первичное, а индивид - как нечто вторичное. Это хорошо прослеживается в осетинских этнических терминах: так например, все племя называется «дыгур», а отдельный представитель этого племени - «дыгурон». Последний термин представляет собой вторичное образование от первого. «По своему облику бинонта, семья, более новое образование по сравнению с «мыггаг», род, что вполне согласуется с данными истории и этнологии, по которым род древнее семьи... Связь бинонта с бын, наследство, наследственное имущество указывает, что выделение семьи из рода было связано с возникновением института частной собственности».

Коллективное, собирательное значение имел также термин «хадзар», под которым подразумевали не только дом, очаг, но и большую семью, согревающуюся одним общим огнем. Для обозначения большой семьи или семейной общины употребляется и составной термин «ӕнӕурст бинонта» (неразделенная семья), но данный термин появился относительно поздно, когда семейная община уже распадалась.

Для обозначения более широких родственных групп, образовавшихся в результате раздела семейной общины и объединявших разделившихся братьев и их потомство до третьего поколения, сохранился термин «дыккаг хӕдзӕр» (буквально - второй дом). Более отдаленный родственный 190 коллектив, охватывавший до 7-9 поколений, именовался «иу артӕй байуаргӕ» (от одного огня разошедшиеся) или «иу фыды фырт» (потомство одного отца).

Приведенные примеры из осетинской терминологии родства показывают, что для осетинской системы родства характерна не только описательная, но классификационная система. В осетинском языке имеются термины, обозначающие широкую группу лиц: «рвад», «хӕрӕфырт», «иу артӕй байуаргӕ», «иу фыды фырт» и др.

Осетинская система родства четко различает родство по крови и родство по браку. В номенклатуре «родство по браку» различаются родственники зятя и невестки. Термины «каистӕ» и «лымантӕ» выражают также не конкретно родного брата или сестру зятя или невестки, а всех представителей их рода.

В осетинском языке нет терминов, обозначающих родственников по линии отца, в отличие от родственников по линии матери. Так, дядя и в одном и в другом случае называется описательно - «фыды фсымар» (брат отца) и «мады фсымар» (брат матери). Также не удалось зафиксировать термины родства, отражающие существование в отдаленном прошлом кровнородственной семьи, хотя известно, что у осетин еще в период существования семейных общин мужчина называл сына своего брата своим сыном, т.е. общим сыном - «ма лӕппу» (всей общины). Но даже в период создания осетинского нартского эпоса супружество брата и сестры осуждалось народом.

Возможно, дальнейшее изучение этнографии и фольклора осетин даст дополнительные материалы для выяснения терминологии родства, а пока можно сказать, что для осетинской системы родства наиболее характерна описательная система, она сохранила и черты классификационной системы родства.
 


Источник:
Осетия. Историко-этнографический справочник
/ Сост.: Торчинов В.А., Кисиев М.Ш.–СПб.–Владикавказ, 1998.–С.189—191.

 

Категория: Осетия | Просмотров: 2471 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]