Происхождение священных мест связано с теми отдаленными временами народной жизни, когда силы природы, гром и молния, наводили страх на человека, который видел в них проявление силы божества Васела-громовержца, бросающего на землю свои огненные стрелы. Пораженный божественным огнем человек был, по народному поверию, особо отмеченным среди других. Смерть пораженного молнией в народе считалась особой милостью неба, и оплакивать покойника ни в коем случае не полагалось. Вокруг убитого молнией кинжалом на земле очерчивался круг, за черту которого никому нельзя было переступать.
Все ближайшее взрослое население, мужчины и женщины, молодые и до преклонного возраста - несмотря на ливень или дождь - полностью высыпало на место происшествия с песнями, с музыкальными инструментами и, образуя попарно огромный круг, обходило покойника три раза, после чего на место, где лежал убитый молнией, приводили двух молодых бычков, еще никогда не бывших в упряжи, и запрягали их тут же в арбу.
Покойника, как есть, клали на арбу и пускали бычков на все четыре стороны. Понукать ими, направлять их куда бы то ни было не разрешалось. Предоставленные самим себе бычки шли впереди, а народ с песнями и танцами за ними. Там, где останавливались бычки и намечалась могила убитого молнией, труп снимали с арбы, могильной ямы никакой почти не рыли, но покрывали труп огромным каменным холмом из нанесенных или свезенных затем камней. Вокруг такой могилы, диаметром в десять метров, делалась небольшая ограда из камней или плетня высотой в 1-2 метра. С этого момента для всего рода, откуда происходил покойник, место это считалось уже священным. Тут же сажали молодые деревья, которые с течением времени разрастались в целую рощу. Ежегодно родственники убитого молнией на это место должны были приводить жертвенных быков и баранов. Резали их, варили, устраивали пиршество - куывд, а не хист (поминки), чтобы показать радость, а не печаль по поводу того, что покойник убит молнией и умер необыкновенной смертью.
Но то, что не поедалось, оставалось на месте, т.к. уносить оттуда ничего нельзя было во избежание гнева небесного огня. Шкуры со всех зарезанных животных вешались тут же на деревьях или на отдельных шестах (авгъыл) и оставались до следующего года, когда в урочное время здесь вновь устраивался такой же пир в честь покойника.
Так из года в год в течение многих сотен лет в урочное время справлялся указанный праздник. Место и деревья становились в народе священными, и срубить с них даже веточку народом категорически запрещалось. Так получилось по Осетии образование священных мест, деревьев и рощ и закрепилось в старину поклонение им в народе.
Ниже приведен перечень дзуаров (святилищ), церквей и часовен, во многих случаях указаны названия и их расположение (ближайший населенный пункт).
Алагирский район
с. Андиатыкау — Святилище
с. Бад (Олаци) — Святилище
с. Верхн. Зарамаг — Церковь Св. Георгия
с. Верх. Мизур — Церковь
с. Верх. Мизур — Святилище
с. Верх. Цей — Уастырджи дзуар (дерев.)
с. Гули, зап. окраина — Гули-дзуар
с. Дагом — Древнее кладбище «Арвд»
с. Дзивгис — Уастырджи-дзуар
с. Донисар, южн. окр. — Уастырджи кувандон
с. Зарамаг, 5 км к северу — Мыкалгабр
с. Згил, прав, берег р. Мамисондон — Самтхос Уастырджи дзуар
с. Згил — Мады Майрам
с. Калаки — Дзлесы дзуар
с. Калаки, зап. окр. — Халд масыги кувандон
с. Калаки, южн. окр. — Хуссаг доны заед
с. Камцхо — Мигдау дзуар
с. Камцхо — Дамбадели-дзуар
с. Камцхо, сев.-вост. окр. — Реком
с. Клиат, отселок — Рагон Уастырджи дзуар
с. Клиат, вершина горы — Хуыцауы дзуар
с. Козатикау, 1 км к сев.-вост. от села, левый берег р. Зругдон — Уастырджи (?) дзуар
с. Лац — Хуыцауы дзуар
с. Лац — Церковь
с. Лисри, вершина горы — Хуыцауы дзуар
с. Лисри, вост. окр. — Мигдау-дзуар
с. Лисри, зап. окр. — Церковь
с. Лисри — Уацилла-дзуар
с. Лисри — Фалвара
с. Лисри,правый берег р. Мамисондон — Уастырджи дзуар
с. Нар, правый берег р. Зругдон — Церковь
с. Нар, к вост. от кладбища — Нары дзуар
с. Нар, кладбище — Святилище
с. Нижн. Кора, 1,5 км к сев.-зап. — Святилище (2)
с. Нижн. Згид — Святилище (Аларды дзуар)
с. Ногкау, южн. окр., правый берег р. Закадон 5 км от села — Уастырджи (?)
с. Ногкау — Уастырджи дзуар
с. Нузал — Часовня
с. Регах, к юго-зап. — Аларды-дзуар
с. Регах, юго-зап. окр. — Хуыцауы аргъуан (церковь)
с. Садон — Уастырджи
с. Тапанкау, лев. берег р. Льядон — Хохы-дзуар
с. Тиб — Аларды-дзуар
с. Тиб — Мады Майрам
с. Тиб — Таранджелос
с. Тиб (Боцитыкау) — Церковь Св. Мих. Архангела
с. Тиб (Тимцна), лев. берег р. Мамисондон — Тимцна Уастырджи дзуар
с. Тиб (Тимцна), прав, берег р. Мамисондон — Хуыцауы кувандон
с. Тибсли — Рекомы-дзуар
с. Тли, кладбище — Церковь
с. Уаллагсых — Святилище
с. Харисджын, отселок — Церковь
с. Харисджын — Уастырджи дзуар
с. Харисджын — Рыныбардуаг
с. Харисджын — Мады-Майрам
с. Хидикус, прав, берег р. Фиагдон — Церковь
с. Хозитыкау — Храм Хозиты Мадымайрам
с. Цамад — Каузæд
с. Цей — Реком
с. Цей — Мады-Майрам
с. Цимити, к юго-зап. от села — Тхост-Уастарджи-дзуар
с. Цми, центр — Церковь Пресвятой Богородицы
с. Цми — Санибайы кувандон
с. Цми — Рекомы-дзуар
Ирафский район
с. Верхн. Фаснал, 1.5 км к вост. от села — Святилище
с. Галиат, кладбище — Авд дзуары
с. Галиат, кладбище — Церковь
с. Галиат, зап. окр. кладбища — Святилище
с. Задалеск — Задалески нана
с. Кумбулта — Хоры Алдар
с. Фараскат — Святилище
с. Ханаз — Ханази Уацилла
Кировский район
с. Эльхотово — Татартупский минарет (руины)
с. Эльхотово — Мечеть
Правобережный район
г. Беслан — Мечеть
с. Зильги — Мечеть
Пригородный район
с. Верх. Саниба — Реком
с. Верх. Тменикау, юго-зап. окр. между селами Верх, и Нижн. Саниба; на кладбище — Святилище; Церковь Св. Троицы
с. Даргавс — Хуыцау дзуар
с. Даргавс, 200 м к юго-вост. от башни Байматовых — Фыры дзуар
с. Джимара, 700 м к югу от села — Уастырджи дзуар
с. Джимара, 400 м к югу от села — Урс дзуар (Аларды?)
с. Какадур — Уастырджи дзуар
с. Какадур — Церковь Св. Ильи
с. Найфат (Уаллагкау) — Уацилла
с. Хуссар Хинцаг — Святилище
с. Хуссар-Ламардон — Реком
с. Хуссар-Ламардон — Комплекс Святилищ
с. Цагат-Ламардон, в 1 км к сев.-вост. от села — Часовня, надгробие
Источник:
Осетия. Историко-этнографический справочник / Сост.: Торчинов В.А., Кисиев М.Ш.–СПб.–Владикавказ, 1998.–С.141—145. |