Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Май 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Май » 4 » В. С. Уарзиати. К 60 летию ученого (1952-1995)
В. С. Уарзиати. К 60 летию ученого (1952-1995)
12:34
Галиев А. А., г. Алматы, Республика Казахстан

Вилен Уарзиати — выдающийся осетинский этно-семиолог, этнолог родился в 1952 г. в г. Владикавказе, столице Северо-Осетинской республики, входящей в состав Российской Федерации. Он с отличием закончил исторический факультет Северо-Осетинского государственного университета в 1975 г. по специальности этнография. Затем он обучался в Москве в аспирантуре Института этнографии Академии Наук СССР в секторе народов Кавказа. Здесь он стал работать над проблемой инноваций в традиционной материальной культуре осетин.

Необходимо отметить, что осетины, это небольшой народ, единственный из живущих на Северном Кавказе, говорящий на восточно-иранском языке. Они являются потомками скифов и аланов — восточноиранских народов, сыгравших большую роль в истории средневековой Европы, начиная с эпохи Великого переселения народов. Находясь в окружении различных этносов, осетины сохранили многие древние традиции и обычаи. Изучая их, В. Уарзиати пришел к выводу, что традиционные методы, применяемые в этнографии, уже исчерпали свои возможности и необходимо искать новые методы для изучения традиционной культуры. Такими возможностями, по мнению В. Уарзиати, обладала семиотика. В Советском Союзе эта наука получила достаточно большое развитие. Возникли научные школы в Москве, Тарту, Ленинграде (Санкт-Петербурге) и других городах. Многие ученые успешно применяли методы семиотики изучая проблемы языка, литературы, истории. В. Уарзиати изучал работы А. Ф. Лосева, Вяч. Вс. Иванова, В. Н. Топорова, М. Бахтина и других. Кроме того, он изучал работы многих западных ученых, в первую очередь Клода Леви-Стросса, Мишеля Фуко, Жоржа Дюмезиля.

Прекрасно зная культуру своего народа, Вилен попытался применить свои знания в области семиотики для более глубокого понимания древних традиций, обрядов и материальной культуры.

В 1978 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Новое и традиционное в материальной культуре осетин» Его научным руководителем был известный этнолог Б. А. Калоев. В своей диссертации В. Уарзиати, также как в последующих работах, успешно использовал методы семиотики, что позволило по новому взглянуть на многие, казалось бы, давно известные вещи.

Прежде всего, Вилен Уарзиати продолжил исследования Жоржа Дюмезиля, Д. С. Раевского, Вяч. Вс. Иванова, В. И. Абаева, которые реконструировали модель мира индоевропейских народов, в том числе и аланов-осетин. Он показал, что трехфункциональная модель мира и общества (производительная, военная и сакральная функции) структурирует и определяет все явления культуры осетин и что эта культура не просто беспорядочный набор знаков, а строгая система, и все эти знаки образуют единый текст. В частности, изучая традиционную кухню осетин, он показал, что ритуальные пироги, являются репликой трехчастного мира, — они состоят из трех слоев, символизирующих не только три уровня Космоса, но и три группы народа. В свою очередь, каждая группа связана с представлениями о трех функциях. Та же самая идея лежит в традиционном ритуальном танце «Симд», который исполняется мужчинами в наиболее важные моменты жизни общества. Моделью мира является и традиционный осетинский стол «фынг», в основе которого лежит представление о трех уровнях мира и четырех сторонах света. Статья о столике «фынг» была замечена исследователями и ее опубликовали в Венгрии, что для закрытого советского общества было показателем международного признания.

В. Уарзиати оставил после себя не только более 90 статей, но и несколько книг. В них освещаются самые различные стороны материальной и духовной культуры осетин, их исторические и этнокультурные контакты с соседними народами Кавказа. Написанные на высоком профессиональном уровне, с глубоким знанием исследуемых сторон культуры и быта осетинского народа, работы В. Уарзиати являют собой существенный вклад в этнографическое кавказоведение.

Одну из своих книг он посвятил изучению осетинских праздников, игравших важное значение в жизни народа. Вилен показал, что все эти праздники и ритуалы, также являются текстами, и каждый элемент праздника, это знак несущий определенный смысл. Каждый их этих праздников имеет строго определенную структуру, и каждый праздник имеет свое предназначение. Трудно сказать, какое явление культуры не привлекало внимание исследователя. Им были изучены осетинские куклы и флаги, ритуальные напитки и жилище. Конечно, все эти явления и раньше изучались учеными, но методы семиотики, которые применил для их понимания Уарзиати, помогли осознать связь между различными явлениями культуры. За свои работы В. С. Уарзиати был награжден премией Академии Наук Российской Федерации.

Пик творчества Вилена совпал с трудным периодом в жизни страны. СССР переживал глубокий кризис, закончившийся распадом страны. Экономические трудности не очень способствовали научным изысканиям, но вместе с тем научная интеллигенция испытывала мощный творческий подъем, надеясь на новые времена. Вилен проявлял огромный интерес ко всему происходящему в стране, искренне надеялся на то, что его народ сможет сам определять свою судьбу. В то же время, как настоящий патриот и сын своего народа, он глубоко переживал о том, что Осетия была втянута в межэтнические войны, которые начались на Кавказе, в частности осетино-ингушский и осетино-грузинский вооруженные конфликты. Находясь на конференции этнологов и антропологов в г. Алматы в 1990 году, он пытался обсуждать пути выхода из этих конфликтов с грузинскими коллегами. Возможно, что ученые могли бы найти решение, но когда власть прислушивалась к разуму? Но и в этот тяжелый период глубокие знания истории, которыми отличался Вилен, стали востребованными, нужными народу. В частности пригодились его знания средневековой осетинской геральдики. В. Уарзиати показал, что обнаруженный в древних книгах рисунок средневекового осетинского герба является изображением модели мира. На гербе изображено пять горных вершин, которые символизируют четыре стороны света и центр (Axis Mundi). Сами горы, также как и Мировая река и Мировое дерево (Arbor Mundi) — это одно из воплощений Вселенной. Изображенный в центре композиции барс, согласно традиционным представлениям олицетворял собой гаранта стабильности мира. Вскоре правительство Северной Осетии приняло этот герб в качестве государственного. Затем, было восстановлено древнее название народа и Северная Осетия стала официально называться Республика Северная Осетия-Алания.

Одним из позитивных результатов происходящих в тот период процессов стала открытость. Ученые получили возможность общаться с западными коллегами. В 1993 г. была организована экспедиция «Дорогой алан». Осетинские историки, археологи, этнологи должны были пройти по маршруту, по которому некогда прошли аланы в период, получивший название «Великое переселение народов». Среди них был и этносемиолог В. Уарзиати. Это была не просто научная экспедиция, ученые должны были сблизить народы, напомнив об общей истории, общем прошлом. Из Украины, Венгрии и Франции Вилен привез не только новые впечатления, факты, но и множество идей, которые нужно было обдумать и воплотить в новых статьях и книгах.

Как говорилось выше, несмотря на экономические трудности на всем постсоветском пространстве, социальные науки, избавившись от строгой цензуры, испытывали сильный подъем. Это относится и к Казахстану, одному из государств, возникших на развалинах СССР. Здесь также появилось больше возможностей для изучения древней истории. В древний период, степи Казахстана населялись аланами, саками, сарматами — народами, говорившими на восточноиранских языках. Пришедшие сюда в период Великого переселения народов тюркоязычные этносы смешались с ними и впоследствии на этой основе сложился казахский народ. Таким образом, можно было ожидать, что в культуре современных казахов имеются следы культуры древних ираноязычных народов. Многие ученые еще в период существования СССР делали попытки найти эти следы и находили их в самых различных явлениях культуры. В независимом Казахстане эти исследования были продолжены, но для выяснения более полного влияния древних ираноязычных народов на культуру последующих поколений, было решено привлечь специалиста по истории, семиотике и этнологии из Осетии. Институт Востоковедения Республики Казахстан посчитал, что с решением этой задачи прекрасно справится В. Уарзиати и предложил ему в 1992 г. принять участие в проекте «Восточноиранский компонент казахской культуры». Вилен с большой радостью откликнулся на это предложение и блестяще справился с этой задачей. Он подтвердил предположение, что традиционная социальная структура казахов (три жуза=орды, три крупных союза племен) восходит к аланской традиции. В рамках проекта было показано, что трехфункциональная структура казахов и осетин явилась матрицей для всех проявлений культуры. Она коррелирует с устройством традиционного жилища, определяет порядок мест в ходе ритуальной трапезы, влияет на то, какую часть мяса получает участник этой трапезы. Эта трехчастная организация космоса и общества реактуализируется в ходе обряда архетипа, которым является жертвоприношение животного. Далее было показано, что каждая из трех частей общества маркируется определенным цветом, аналогично тому, как у индийцев каждая из трех варн (варна=цвет) имеет определенный цвет. Этот вывод позволил понять, почему имена мифических предков казахов (Алаш) и осетин (Алгуз) переводятся как «пестрый». Предок-правитель, является символом единства народа, «суммой» трех цветов, поэтому он «пестрый». Таким образом, было показано, что традиционная культура казахов и осетин — это не набор отдельных знаков, она является строгой системой.

К сожалению, болезнь забрала В. Уарзиати в молодом возрасте, он не успел реализовать все свои планы. Но даже после смерти Вилена Уарзиати продолжают выходить его книги. Друзья и коллеги издали первый том его сочинений. Книга «Избранные труды. Этнология. Культурология. Семиотика», была опубликована в Москве в 2007 г. и получила высокую оценку специалистов. Идеи, высказанные В. Уарзиати, развиваются учеными Венгрии, России, Украины, Казахстана и других стран. Они находят подтверждение при изучении традиционной культуры индоевропейских, тюркоязычных и угорских народов. Это значит, что имя В. Уарзиати, талантливого ученого, мудрого преподавателя вечно будет жить в истории науки.

 



Источник:
Галиев А. А. В. С. Уарзиати. К 60 летию ученого (1952-1995) // Народы Кавказа: история, этнология, культура. К 60-летию со дня рождения В. С. Уарзиати. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО СОГУ им. К.Л. Хетагурова; ФГБУН СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А. – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. – 294 с.

Об авторе:
Галиев Ануар Абитаевич — профессор кафедры мировых культур и цивилизаций Казахского университета международных отношений и мировых языков им. Абылайхана, доктор исторических наук, профессор (г. Алматы, Республика Казахстан)

Категория: История Осетии | Просмотров: 3393 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]