Список осетинских фамилий Владикавказского аула
(1861 г; первая перепись осетинского населения г. Владикавказа)*
|
Перечень осетинских фамилий, проживающих или проживавших в Осетии
|
Фамилии осетинского происхождения восходят не только к осетинским именам, но и включают определенное количество производных от арабо-мусульманских, иранских, монгольских имен, а также имен местных северокавказских народов (особенно черкесских).
|
В осетинском нартском эпосе деление нартов на три фамилии или рода - Ахсартаггата, Бората и Алагата - проходит через все нартские сказания. Каждый из этих трех родов характеризовался только ему присущими особенностями, определявшими его преимущества по отношению к другим родам. По одному из вариантов эпоса, Бората были богаты скотом, Алагата были сильны умом, Ахсартаггата были храбры и сильны людьми.
|
Царазонта
Агузата
Цахилта
Кусагонта
Сидамонта
Тидлата
|
Анализ осетинской терминологии родства показывает, что для осетин в XIX в. в основном характерна описательная система родства. При этом номенклатура для обозначения родства ограничена тесным кругом семьи. Специальные термины имеют следующие родственники: отец («фыд»), мать («мад»), сын («фырт»), дочь («чызг»), брат («фсымар»), в отдаленное время («ӕрвад»), сестра («хо»), в отдаленное время («хара»). Остальные родственники обозначаются описательно через эти термины: дед по отцу - «фыдыфыд» (отец отца), дед по матери - «мадыфыд» (отец матери), бабушка по матери «мадымад» (мать матери), бабушка по отцу «фыдымад» (мать отца), внук по сыну - «фырты фырт» (сын сына), внук по дочери - «чызджи фырт» (сын дочери), внучка по сыну - «фырты чызг» (дочь сына), внучка по дочери - «чызджычызг» (дочь дочери), дядя по отцу - «фыды ӕфсымӕр» (брат отца), дядя по матери - «мады ӕфсымӕр» (брат матери), племянник по брату - «ӕфсымары фырт» (сын брата), племянник по сестре - «хойы лаппу» или «хӕрӕфырт» (сын сестры), двоюродный брат по отцу - «фыды ӕфсымӕры лаппу», двоюродный брат по матери - «мады ӕфсымӕры лаппу». Слово «фырт» (сын) заменяется часто словом «лӕппу» - мальчик.
|
В Осетии как Северной, так и Южной, было распространено следующее предание о происхождении осетин.
Родоначальником осетин является Ос-Багатар. У него было пять сыновей: Сидамон, Царазон, Кусагон, Агуз и Цахил. От них произошли роды Сидамоновых, Царазоновых, Кусагоновых, Агузовых и Цахиловых. В.Б. Пфаф сообщает о семи братьях, сыновьях Ос-Багатара. Шестого он называет Тетло, а имени седьмого брата он не мог узнать. По осетинскому преданию, приводимому Е.Г. Пчелиной, Ос-Багатар от наложницы-номылус имел еще одного сына - Тидла, от которого произошел кавдасардский род Тидлата.
Однако общераспространенным следует признать вариант о пяти братьях. Потомки этих братьев, прародителей осетин, расселились, согласно легенде, по ущельям Уаллагира, Закка, Трусо и Урстуалта в строго разграниченных между коленами пределах. Все эти пять вышеуказанных родов считались аристократическими.
|
Святилища Дзауского района Южной Осетии (Рукский и Едысский сельсоветы)
|
Краткие биографические сведения о лицах, в честь которых установлены памятники, открыты музеи на территории Республики, названы улицы в г. Цхинвал
|
|