После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии. Установив свое господство в европейских степях, сарматы стали налаживать мирное сотрудничество с земледельческими народами, оказывали покровительство международной торговле и греческим городам Причерноморья. Политические объединения сарматских племен заставили считаться с собой ближних и дальних соседей от Китая до Римской империи. Крупнейшие сарматские союзы — языги, роксоланы, сираки и аорсы.
|
Дороги народов североиранской культуры, к которой относятся аланы-осетины, пролегали по многим территориям и в различные времена. Иногда они переплетались, а иногда разбегались друг от друга, теряя родственные связи. Порой они обрывались, пропадая навечно под зыбучими песками истории, а то вдруг возникали как бы ниоткуда и в тех местах, где само их наличие было непредсказуемо. Мы попытаемся рассказать Вам небольшую историю, связанную с судьбой культуры алан-осетин.
|
( Из книги "Le livre des Heros. Legendes sur les Nartes", Paris, 1965)
На северных склонах Кавказской гряды, в плодородных или песчаных долинах, прилегающих к ней со стороны Европы, на узкой, покрытой пышной растительностью прибрежной полосе, отделяющей горы от Черного моря, в теснинах и ущельях, по которым мчатся воды Кубани, Терека и более мелких рек, разместилась интереснейшая мозаика народов Старого света. Одни из этих народов уже жили здесь во времена, о которых свидетельствуют древние греческие и римские авторы, другие были оттеснены с севера бесчисленными нашествиями, устремлявшимися из Азии в сторону Атлантики; третьи сами явились дерзкими головными отрядами некоторых из этих нашествий; оказавшись отрезанными от основной массы, эти пришельцы привязывались к завоеванному краю и приживались на кавказской почве, привлеченные ее удивительными пейзажами, климатом и людьми.
|
У скифов было развитое хозяйство в виде земледелия, скотоводства и ремесел. Они активно торговали с греческими колониями. Скифы имели довольно развитые социальные отношения. Знаменитые скифские курганы донесли до нас свидетельства яркой и своеобразной культуры.
Известный поэтический образ скифов как «азиатов с раскосыми и жадными очами», созданный А. Блоком, не соответствует действительности: антропологические материалы доказывают, что никаких монголоидных черт у скифов не было. Они являлись типичными европеоидами, а по языку принадлежали к североиранской группе. Из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку находятся осетины — потомки сарматов, ближайших родственников скифов.
|
Есть два понимания термина "скифы": этнографическое и географическое. Собственно скифы жили в Причерноморье, между Дунаем и Доном. Греческие и латинские тексты сохранили несколько скифских имен и топонимов, из которых ясно, что их язык относился к индо-иранской группе индоевропейской языковой семьи. Из современных языков ближе всего к скифскому осетинский язык. По своему облику, который хорошо виден на приводимых здесь предметах (пектораль из Толстой Могилы, сосуды из курганов Куль-Оба, Гайманова Могила и др.), а также по многочисленным определениям черепов из раскопанных захоронений скифы были несомненными европеоидами. Поэтому блоковские "раскосые и жадные глаза" - фантазия великого поэта.
|
Аланы, поселившиеся в Паннонии, в начале V в. вступили в союз с вандалами. Вандалы, делившиеся на силингов и асдингов, были германцами, как и готы (вестготы и остготы), свевы, бургунды, франки, с которыми аланы заключали союзы или воевали в Европе. Недовольные условиями жизни в Паннонии, аланы и вандалы 31 декабря 406 г. по льду перешли Рейн и вторглись в Галлию. Там аланы разделились. Часть из них, возглавляемая Гоаром (Эохаром), вновь перешла на римскую службу и впоследствии осела на землях между реками Луарой и Сеной. Здесь уже располагались многочисленные сарматские колонии, а с приходом алан образовалось северное Аланское королевство. С 442 г. его столицей был Орлеан.
|
С V-VI вв. аланы неоднократно упоминаются в числе «письменных» народов. В IX в. создатель славянского письма Константин-Философ называет алан среди народов, «имеющих письменность и славящих Бога на своем родном языке». В XIII в. монах-францисканец Гильом де Рубрук находит у алан «греческие письмена». Сегодня известен единственный надежно читаемый памятник средневековой осетинской письменности - каменная плита с надписью X в. из ущелья Большого Зеленчука.
|
Союзнические отношения с VI в. подкреплялись раздачей денежных субсидий аланам со стороны Византии. Писатель VI в. Агафий подчеркивает: «эта раздача производилась ежегодно с древних времен» (16, с. 321). В этой связи наше внимание привлекает рассказ Агафия о миссии византийского военачальника Сотериха, прибывшего в Лазику в 554—556 гг. для раздачи императорских денег «соседним варварам». Второй целью миссии Сотериха была передача аланам крепости Бухлоон (Вухлоон).
|
Были причины обезопасить и Дарьяльский проход. Мы уже упоминали об этих «воротах алан», которыми нередко пользовались степные кочевники. В середине V в. в связи с войной персов с гуннами-эфталитами восстали охранявшие Аланские ворота гарнизоны, состоявшие из армян, иверов и алан /17, с. 80; 20, с. 65/. В системе обороны Аланских ворот, несомненно, ключевую роль играла упоминаемая Приском крепость Юройпаах, что соответствует армянскому «Иберийское укрепление» /21, с. 64, прим. 69/. Местоположение крепости Юройпаах точно не известно, но достоверно то, что ей отводилась первостепенная стратегическая роль.
|
|