Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » История Осетии
История выявляет ключевые личности в потоке времени. Для осетинского народа конца XIV века это были Аксак Тимур (Тамерлан, Хромой Тимур), строитель континентальной сверхдержавы, и Задалески Нана. Первый пытался уничтожить остатки аланов, уцелевших после нашествия монголов, вторая спасла аланских детей, а, следовательно, будущее осетинского народа.

Академическая версия происхождения Тимура (1336–1405) гласит о том, что он потомок знатного рода тюркизированного племени монголов "барлас", проживавшего в XIII веке в Мавераннахре, исторической области в Средней Азии по правому берегу реки Амударья. Он был сыном Тарагая, небогатого, но влиятельного человека в своем племени; безграмотным, но очень харизматичным и умным; его кумиром был Чингисхан.
Категория: История Осетии | Дата: 21.05.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

XIII век в судьбе Алании выдался непростым. К 1238 году золотоордынские монголы захватили всю равнинную и предгорную Аланию. Значительная часть ее населения была уничтожена или же укрылась на южном и северном склонах Центрального Кавказа, все еще сохраняя способность к сопротивлению.
Алания оказалась на острие противостояния между Золотой Ордой и государством Хулагидов, так называемой Синей Ордой, монгольских правителей Ирана и Закавказья, которые столкнулись между собой в борьбе за кавказские территории. Таким образом, территория Алании – Осетии стала полем битвы между коэнами (ханами) Золотой и ильханами Синей Орды, и аланы в этой схватке по определенным соображениям выступили на стороне ильхана Хулагу, внука Чингисхана, завоевавшего Иран. Его армия разбила войска Золотой Орды у Дербента и вышла к Северному Кавказу, но 13 января 1263 г. в решающем сражении на Тереке потерпела жестокое поражение от хана Золотой Орды Берке. В этой битве было разгромлено и аланское войско. Возглавлявший аланов царь погиб, а его жена и два сына были вывезены в Грузию. Имя погибшего царя осталось неизвестным, однако грузинские хроники, именуемые "Жамтаагмтцерели" ("Хронограф"), известные также под названием "Столетняя летопись", четко определяют его династическую принадлежность. В летописи говорится, что царь был из рода "Ахсарпакаиани", то есть Ахсартаггата, древнего рода военных предводителей и героев, воспетых в Нартском эпосе. Спасенных царевичей звали Пареджан и Багатар.
Категория: История Осетии | Дата: 14.09.2017 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Ос-Багатар – один из самых известных военачальников средневековой Алании. Его жизнь и деятельность приходятся, пожалуй, на самый тяжелый и трагический период истории аланов-овсов – XIII в. С 30-х гг. этого столетия шла упорная борьба с монголо-татарскими завоевателями, и не только за территорию, не только за независимость, но и за само существование аланов. В том, что они сохранились как этнос, велика заслуга Багатара.
Слово "багатар", напомним, означает "храбрый", "богатырь". Первоначально этим термином аланы обозначали высший слой военной аристократии, предводителей дружин. Позднее, с развитием социальных отношений, "багатарами" стали именовать и царей, подчеркивая тем самым их происхождение из военно-аристократической элиты. Так, например, согласно Ибн-Рустэ (X в.) царь аланов назывался "багатар" – "каковое имя прилагается к каждому из их царей". В отдельных случаях рассматриваемый термин использовался как антропоним. В нашем случае Багатар – т. н. говорящее имя, указывающее на полководческий талант его носителя. Своды грузинских летописей Багатара причисляют к аланскому царскому роду Ахсартагатов. Его отец в середине ХIII в. возглавил сопротивление соплеменников золотоордынским ханам. В этой борьбе царь аланов опирался на помощь ильханов – правившей в Закавказье династии монголов, соперничавших с Беркеем – владыкой Золотой Орды.
Категория: История Осетии | Дата: 11.08.2017 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Проблема национального единства актуальна во все времена, но особую важность она приобретает на переломных исторических этапах. В настоящее время единство осетинского народа проходит проверку не только под влиянием социально-экономических факторов (имущественное расслоение общества, диаметрально противоположные культурные ценности различных социальных групп, неординарное углубление мировоззренческого разрыва между поколениями). Национальная консолидированность размывается и в связи с угасанием осетинского языка и деформацией осетинской национальной культуры, цементирующей основы этничности. Содействуют этим процессам и тенденции в федеральной национально-культурной и образовательной политике, а также общемировые культурно-глобализационные факторы.

Категория: История Осетии | Дата: 27.09.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Образовательный уровень — один из важнейших элементов социально-профессиональной характеристики номенклатурного работника сталинского периода. В 1920 1930 е гг. наличие партийно-политического образования и в особенности высшего являлось значимым факторов карьерного роста партийно-советского управленца.
В обозначенный период сеть учебных заведений, дававших партийно-политическое образование включала в себя советско-партийные школы, курсы марксизма-ленинизма при ЦК ВКП (б) и коммунистические вузы (комвузы).
Особое место в системе партийного образования занимали комвузы для национальных меньшинств. Они выполняли двоякую функцию — готовили политработников для национальных окраин СССР и революционные кадры для зарубежных государств и колоний.

Категория: История Осетии | Дата: 06.06.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Вилен Уарзиати — выдающийся осетинский этно-семиолог, этнолог родился в 1952 г. в г. Владикавказе, столице Северо-Осетинской республики, входящей в состав Российской Федерации. Он с отличием закончил исторический факультет Северо-Осетинского государственного университета в 1975 г. по специальности этнография. Затем он обучался в Москве в аспирантуре Института этнографии Академии Наук СССР в секторе народов Кавказа. Здесь он стал работать над проблемой инноваций в традиционной материальной культуре осетин.
Необходимо отметить, что осетины, это небольшой народ, единственный из живущих на Северном Кавказе, говорящий на восточно-иранском языке. Они являются потомками скифов и аланов — восточноиранских народов, сыгравших большую роль в истории средневековой Европы, начиная с эпохи Великого переселения народов. Находясь в окружении различных этносов, осетины сохранили многие древние традиции и обычаи. Изучая их, В. Уарзиати пришел к выводу, что традиционные методы, применяемые в этнографии, уже исчерпали свои возможности и необходимо искать новые методы для изучения традиционной культуры. Такими возможностями, по мнению В. Уарзиати, обладала семиотика. В Советском Союзе эта наука получила достаточно большое развитие. Возникли научные школы в Москве, Тарту, Ленинграде (Санкт-Петербурге) и других городах. Многие ученые успешно применяли методы семиотики изучая проблемы языка, литературы, истории. В. Уарзиати изучал работы А. Ф. Лосева, Вяч. Вс. Иванова, В. Н. Топорова, М. Бахтина и других. Кроме того, он изучал работы многих западных ученых, в первую очередь Клода Леви-Стросса, Мишеля Фуко, Жоржа Дюмезиля.

Категория: История Осетии | Дата: 04.05.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Состояние просвещения. Проникновение капитализма в Северную Осетию способствовало не только оживлению экономической жизни. Оно дало толчок и развитию культуры. Рост промышленности, техники, сельского хозяйства обусловливал распространение просвещения в народе. Однако по-прежнему царизм опасался просвещения народных масс, особенно нерусских народов. Он стремился подчинить школы интересам распространения в Осетии христианства, своим колонизаторским целям. Один из проводников царской политики так и формулировал свою задачу: «Школа для Осетии есть миссионерский стан», «Никакую другую школу, а строго церковную нужно насаждать в Осетии». Из осетинских школ изгонялся родной язык. Он допускался в исключительных случаях, лишь при подготовке миссионеров, распространявших христианство.
Категория: История Осетии | Дата: 04.06.2013 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа в Северной Осетии способствовала развитию капиталистических отношений в деревне. Проникновение их в сельское хозяйство вносило большие изменения в хозяйственную деятельность сельского населения. Средние и крупные хозяйства занимались теперь, главным образом, производством сельскохозяйственной продукции на рынок. Только с 1897 года из Северной Осетии было вывезено 5 млн. пудов товарного хлеба. Рост товарно-денежных отношений в деревне вносил специализацию в сельскохозяйственное производство: с 80-х гг. XIX века осетинское крестьянство значительно меньше стало выращивать такие традиционные для Северной Осетии культуры, как ячмень, просо, пшеница. Эти злаки вытеснялись кукурузой — сравнительно молодой в Осетии культурой. Кукуруза становилась важным сырьевым продуктом для пищевой промышленности, быстро развивавшейся на Кавказе. Ее выращивание в Северной Осетии занимало 67% общего производства сельскохозяйственных культур.
Категория: История Осетии | Дата: 01.06.2013 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Причины крестьянской реформы. В 1861 году в России пало крепостное право. За этим последовала реформа и на Кавказе. В основе отмены феодальной зависимости на Кавказе лежали те же причины, что и в России — «низы» не хотели, а «верхи» не могли жить по-старому. Но на проведение крестьянской реформы влияли и местные условия Кавказа.
Категория: История Осетии | Дата: 26.05.2013 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

« 1 2 3 4 5 ... 7 8 »