История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
« Декабрь 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Транзит гуннов на территории Северного Кавказа во второй половине IV века оказал глубокое влияние как на равновесие между народами, населявшими Северо-Кавказский регион, так и на будущую организацию Европы в целом. Вместе с гуннами и готами в сторону Запада двигались аланы, народ храбрый и сильный, который уже давно обитал на равнинах к северу от горного хребта. Этот народ контролировал основные перевалы, обеспечивавшие транзит с севера Кавказа на юг, и регулярно принимал участие в военных столкновениях в Закавказье, выступая то за одних, то за других сторонников конфликта. Не являясь по происхождению народом кавказского региона, аланы пришли на эти территории с востока, почти с уверенностью можно сказать, пройдя путь, огибающий север Каспия и юг Уральских гор. Аланы принадлежали к ираноязычным народам, и среди предложенных этимологий их названия наиболее достоверной видится та, которая связывает этот народ с древнеиранским *arya-, оно прослеживается в прилагательном *aryāna- или в родительном падеже множественного числа *aryānām, ту же форму находим в древнеиранском aryānām xšaθram > среднеиранском Ērān-šāhr > неоперсидском Irān, слово, представленное, в том числе, и в современном названии Персии – Исламская Республика Иран. |
В античности и раннем Средневековье рядом с ираноязычными скифами, сарматами и аланами жили их соседи, разговаривавшие на других индоевропейских языках. Одними из самых интересных являются синды, одно из многочисленных племен Северного Причерноморья, обитавшее в I тысячелетии до н. э. – первых веках н. э. на Таманском полуострове и прилегающем к нему побережье Черного моря. Их название недаром перекликается с именем современного народа синдов, живущих на юге Пакистана и в Индии. Дело в том, что, по мнению исследователей, приазовские синды были кровными и языковыми родственниками современных индийцев. |
Одной из наиболее важных и значимых сил в истории Восточной Европы во II в. до н.э. – I в. н.э. выступали различные сарматские племена и племенные объединения, представлявшие из себя этнически и культурно близкие, но не идентичные образования. Сложились они в Южном Приуралье. Среди ученых продолжаются дискуссии о преемственности сарматов с савроматами Геродота, о том, как они соотносятся с сирматами, язаматами и другими ираноязычными этносами. События собственно сарматского мира Северного Причерноморья и Центральной Азии обычно отражены в письменной традиции крайне скупо и отрывочно. Соответственно, возникает неравномерность в освещении фактов военно-политической истории, да и о быте и верованиях сарматов почти ничего не известно, кроме известия Климента Александрийского, что "савроматы" поклонялись мечу. Грозу они принимали за волю богов. По свидетельству античных авторов, сарматские мужчины носили широкие шаровары, не стригли волосы и бороду, делали татуировку. Ее могли наносить уже новорожденным. По сообщению софиста Зеновия, бытовал у сарматского племени сираков и обычай искусственной деформации головы, отразившийся в нартовском эпосе осетин. |
Античными источниками у аланов засвидетельствован культ семерых богов. Анонимный автор Перипла Понта Эвксинского (V в. н.э.) сообщает, что город Феодосия в Крыму "называется на аланском или таврском языке Ардавда (΄Αρδάβδα), что значит Семибожий (επτάθεος)". К сожалению, знания ученых о городе Феодосии середины V в. очень ограничены. Аланы впервые могли появиться в окрестностях Феодосии еще в конце II в. до н. э., совершая набеги из-за пограничного рва. В конце II – начале III вв. н. э. боспорские правители переселили прикубанских аланов в свои таврические владения, именно тогда появились аланские общины в Судаке и роксоланские – в долине Байбуги. В то время аланы могли проникнуть и в сам город Феодосию или поселиться в пригороде. Примерно 277–278 гг. датируется список имен феодосийцев, среди которых заметны аланские имена и очевидна значительная общая эллинизация именника. После Великого переселения народов аланы продолжали обитать в изрядно запустевшей эллинской Феодосии, находившейся в составе Херсонского территориального государства под патронатом Восточной Римской империи с 341 г. В.И. Абаев показал, что название Ардавда действительно означает "семь (осетинское авд, древнеиранское hafta) богов (осетинское ард, древнеперсидское arta ‘божество’, авестийское aša- ‘божество’)". Порядок частей (числительное после определяемого) соответствует обычной в скифском языке инверсии в сложных словах. Чтобы доказать, что такой культ бытовал еще у скифов, В.И. Абаев обратился к сведениям Геродота. Оказалось, что число основных богов, которым поклонялись все скифы, как раз равно семи: Табити, Папай, Апи, Гойтосир, Артимпаса, "Геракл" и "Арес". Это ярко свидетельствовало об этнокультурной преемственности скифов и аланов. Наименование города "Семибожным" говорило о том, что культ семерых богов занимал центральное место в аланской религии. |
В отношении аланов исторический труд Аммиана Марцеллина на латинском языке "Деяния" (Res Gestae) в тридцати одной книге (до настоящего времени сохранились последние 18 книг (14–31: начиная с 353 г.) содержит богатый материал: географические сведения, этнографический экскурс об аланах, исторические сведения (А. Алемань). В частности, именно А. Марцеллин дает оценку участия алано-готской конницы в римско-готской войне 377–382 гг. Как пишет А. Марцеллин ок. 375 г. "гунны, пройдя через земли аланов, которые граничат с гревтунгами и обычно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрманариха (короля остготов), весьма воинственного царя, которого страшились соседние народы из-за его многочисленных и разнообразных военных подвигов. |
Процесс консолидации западных аланов завершился на рубеже 40–50-х гг. VI в. социальным переворотом, в результате которого родоплеменная знать ("соцарствующие" архонты) была отстранена от управления. В источниках неоднократно упоминается независимый правитель ("повелитель", "глава") Саросий. Перевод Константина Багрянородного сохранил фрагменты из "Истории" Менандра, офицера императорской гвардии (VI в.), который в свою очередь продолжил труд Агафия. В одном из фрагментов читаем, что тюркский хан Сизабул безуспешно пытался возобновить торговлю шелком с Персией после крушения империи эфталитов. Однако, когда его попытки провалились, он ок. 567/8 г. направил согдийца Маниаха к византийцам, чтобы предложить им союз. В августе 569 г. византийское посольство, которое возглавлял сенатор и magister utriusque militae per Orientem (магистр обоих войск – пехоты и конницы – Востока) Земарх, направилось в Согдиану вместе с Маниахом. |
Паннония (лат. Pannonia) – так называлась римская провинция, регион в Центральной Европе. Сейчас на этой территории располагаются земли современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины. Сарматское племя языгов одним из первых кочевников переправилось через Дон (ок. 200 г. до н.э.), и где-то в 20–30-х гг. н.э. они достигли северной части современной Венгрии, т.е. Верхней Паннонии. Как пишут исследователи, около 450 лет они там сохранялись как четко идентифицируемая этническая группа, и этот отрезок времени принято делить на три периода: ранний (20–160 гг. н.э.), средний (160–260 гг. н.э.) и поздний (260–430 гг. н.э.) (Дион Кассий, Т. Сулимирский, К. Скотт Литлтон, Линда А. Малкор). |
В V в. аланы продолжали играть важную роль в политической жизни Европы. Иордан отметил их во главе с Сангибаном, Григорий Турский – с вождем Респендиалом; аланы под предводительством Гоара, направленные патрицием Аэцием в Арморику, и аланы Беорга, напавшие на Северную Италию, – все они отделились от той группы, которая вместе с вандалами перешла Рейн в последний день 406 г. и расселилась в Галлии. Часть осела возле Луары, другая группа разместилась на Роне и по ее притоку Изеру; третья остановилась возле Гаронны. Некоторая часть аланов продолжала сопровождать вандалов и перешла с ними в Испанию в 409 г. Гейзерих (428–477 гг.) перед отправкой в Северную Африку в 429 г. распределил свое войско по отрядам, состоявшим из вандалов и аланов. Число воинов достигало 50 тысяч. В "Хронике" Идация (умер около 470 г.) имеется сведение, что в 418 г. погиб последний аланский "король Аудак... и уничтожилось" аланское королевство, т. к. много аланов погибло в войне с вестготами.
Дата: 29.05.2020
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии:0
|
Обау "курган" – округлая или продолговатая насыпь, воздвигнутая над одним или несколькими захоронениями. Насыпь перекрывала захоронение в яме, домике мёртвых (находился под курганом и служил гробницей для покойных; содержал обычно одно захоронение, чем отличался от склепа, в котором погребения накапливались с течением времени) или катакомбе (подземное кладбище, состоящее из галерей, погребальных ниш и камер, высеченных в скале; по сути, шахтокамерные гробницы под курганами). Наиболее ранние курганы появляются в 3-м тысячелетии до н.э., в медном веке Кавказа (майкопская культура), затем в южнорусских и украинских степях. Название культуре дал Майкопский курган, раскопанный Н.И. Веселовским в 1897 г., чья высота превышала 10 м, содержал он богатый набор золотых и серебряных изделий. |