Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [43]
Скифы | Сарматы | Аланы [120]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [122]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [14]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1430

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Архив материалов
Фамильная принадлежность памятников в горных селениях осетинских обществ
Категория: Осетия | Дата: 07.07.2015 | Рейтинг: 1.0/1 | Комментарии:0

Несмотря на довольно сложную внешнеполитическую обстановку и внутренние неурядицы, обусловленные междоусобицами феодалов и известной разобщенностью осетинских обществ в XVI-XVII вв., в горах Северной Осетии широкий размах приобретает строительство. Появляется множество хорошо укрепленных селений, расположенных, как правило, вблизи водных источников, пахотных и сенокосных угодий. Повсеместно возводятся жилые и боевые башни. Над входами в ущелье, горными тропами и дорогами для оповещения населения об опасности силами отдельных сельских общин или даже нескольких сел воздвигались сторожевые башни. Право же сооружать боевые башни принадлежало исключительно знатным («сильным») родам и фамилиям («стыр мыггаг»). Зависимым от феодалов родам на постройку башни (да и то предусмотренной обычаем высоты) требовалось особое разрешение, которое можно было получить у феодалов на особых условиях.
С ростом социально-экономической дифференцации у горцев Северного Кавказа появляются архитектурные сооружения типа осетинских галуанов (своеобразных замков), представляющих собой комплексы жилых и хозяйственных строений, боевых башен. Довольно часто галуаны возводились на неприступных скалах (Хуссар-Хинцаг, Ларс, Задалеск, Ханаз и т.д.).
Категория: Осетия | Дата: 07.07.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Образовательный уровень — один из важнейших элементов социально-профессиональной характеристики номенклатурного работника сталинского периода. В 1920 1930 е гг. наличие партийно-политического образования и в особенности высшего являлось значимым факторов карьерного роста партийно-советского управленца.
В обозначенный период сеть учебных заведений, дававших партийно-политическое образование включала в себя советско-партийные школы, курсы марксизма-ленинизма при ЦК ВКП (б) и коммунистические вузы (комвузы).
Особое место в системе партийного образования занимали комвузы для национальных меньшинств. Они выполняли двоякую функцию — готовили политработников для национальных окраин СССР и революционные кадры для зарубежных государств и колоний.

Категория: История Осетии | Дата: 06.06.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Происхождение священных мест связано с теми отдаленными временами народной жизни, когда силы природы, гром и молния, наводили страх на человека, который видел в них проявление силы божества Васела-громовержца, бросающего на землю свои огненные стрелы. Пораженный божественным огнем человек был, по народному поверию, особо отмеченным среди других. Смерть пораженного молнией в народе считалась особой милостью неба, и оплакивать покойника ни в коем случае не полагалось. Вокруг убитого молнией кинжалом на земле очерчивался круг, за черту которого никому нельзя было переступать. Все ближайшее взрослое население, мужчины и женщины, молодые и до преклонного возраста - несмотря на ливень или дождь - полностью высыпало на место происшествия с песнями, с музыкальными инструментами и, образуя попарно огромный круг, обходило покойника три раза, после чего на место, где лежал убитый молнией, приводили двух молодых бычков, еще никогда не бывших в упряжи, и запрягали их тут же в арбу. Покойника, как есть, клали на арбу и пускали бычков на все четыре стороны. Понукать ими, направлять их куда бы то ни было не разрешалось. Предоставленные самим себе бычки шли впереди, а народ с песнями и танцами за ними. Там, где останавливались бычки и намечалась могила убитого молнией, труп снимали с арбы, могильной ямы никакой почти не рыли, но покрывали труп огромным каменным холмом из нанесенных или свезенных затем камней. Вокруг такой могилы, диаметром в десять метров, делалась небольшая ограда из камней или плетня высотой в 1-2 метра. С этого момента для всего рода, откуда происходил покойник, место это считалось уже священным. Тут же сажали молодые деревья, которые с течением времени разрастались в целую рощу. Ежегодно родственники убитого молнией на это место должны были приводить жертвенных быков и баранов. Резали их, варили, устраивали пиршество - куывд, а не хист (поминки), чтобы показать радость, а не печаль по поводу того, что покойник убит молнией и умер необыкновенной смертью.

Категория: Осетия | Дата: 02.06.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Одним из важнейших направлений повседневной жизнинаселения Северного Кавказа, наряду с изобразительным искусством, является музыкальная культура. В музыкально-исторической науке самыми древними принято считать духовые инструменты, изобретенные еще в эпоху палеолита.
Свидетельства о широком распространении флейтовых инструментов среди народов Кавказа — кабардинцев, черкесов, карачаевцев, адыгов, абхазов, осетин, грузин, армян, азербайджанцев и др. можно найти в работах целого ряда исследователей — историков, этнографов, археологов и т.д. Археологическим материалом подтверждается, например, наличие открытой с обеих сторон костяной флейты на территории Восточной Грузии еще в XV XIII вв. до н.э. Характерно, что она найдена вместе со скелетом мальчика и черепом быка. Исходя из этого, грузинские ученые считают, что в могильнике был погребен пастушок со свирелью и быком.
Многоствольная флейта — «флейта Пана» обнаружена в ходе раскопок одного из курганов предкатакомбной культурной группы (Краснодарский край, ст. Брюховецкая). Найденные здесь 9 заполированных и частично окрашенных охрой птичьих костей составляли аэрофон — набор различно настроенных продольных флейт, соединенных в один инструмент либо в форме плота, либо в форме пучка.
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Дата: 18.05.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

В этом разделе дается современный адрес и указывается период времени, в течение которого упомянутое историческое лицо проживало, работало или училось в доме, находящимся по приведенному адресу. Знакомство с представленным материалом, возможно, поможет подчеркнуть роль и значение Владикавказа и некоторых других населенных пунктов Осетии в жизни и творчестве того или иного известного писателя, поэта, художника, историка, государственного или общественного деятеля. Более подробные биографические сведения о многих из представленных персонажей можно почерпнуть из подготовленного к печати биографического справочника.

Категория: Осетия | Дата: 12.05.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

После присоединения Кавказа к Российской империи происходят прогрессивные в своей основе изменения в экономике и культуре. Появляются первые очаги просвещения, которые испытывают настоятельную потребность в учебниках на основе своей письменности, составленной уже на русской графической основе. Наиболее ранние сведения о её появлении мы наблюдаем у осетин.
По некоторым источникам, первыми сеятелями книжных знаний среди осетин были русские священники, бежавшие из плена во времена русско-крымских походов. Огромную роль в зарождении письменности играли и грузинские миссионеры. Имеются убедительные источники, свидетельствующие о том, что более 200 лет назад, в 1753 г. появились и существовали осетинские печатные книги — переводы грузинских церковных книг]. Об этом, например, имеется прямое указание в рапорте арх. Пахомия, а именно, что «еще в 1753 году ими переведены с грузинского на осетинский язык стихи религиозного содержания». Эти книги служили пособиями в Куртатинской школе в начале 50 х годов XVIII в..

Категория: Кавказ | Дата: 09.05.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Вилен Уарзиати — выдающийся осетинский этно-семиолог, этнолог родился в 1952 г. в г. Владикавказе, столице Северо-Осетинской республики, входящей в состав Российской Федерации. Он с отличием закончил исторический факультет Северо-Осетинского государственного университета в 1975 г. по специальности этнография. Затем он обучался в Москве в аспирантуре Института этнографии Академии Наук СССР в секторе народов Кавказа. Здесь он стал работать над проблемой инноваций в традиционной материальной культуре осетин.
Необходимо отметить, что осетины, это небольшой народ, единственный из живущих на Северном Кавказе, говорящий на восточно-иранском языке. Они являются потомками скифов и аланов — восточноиранских народов, сыгравших большую роль в истории средневековой Европы, начиная с эпохи Великого переселения народов. Находясь в окружении различных этносов, осетины сохранили многие древние традиции и обычаи. Изучая их, В. Уарзиати пришел к выводу, что традиционные методы, применяемые в этнографии, уже исчерпали свои возможности и необходимо искать новые методы для изучения традиционной культуры. Такими возможностями, по мнению В. Уарзиати, обладала семиотика. В Советском Союзе эта наука получила достаточно большое развитие. Возникли научные школы в Москве, Тарту, Ленинграде (Санкт-Петербурге) и других городах. Многие ученые успешно применяли методы семиотики изучая проблемы языка, литературы, истории. В. Уарзиати изучал работы А. Ф. Лосева, Вяч. Вс. Иванова, В. Н. Топорова, М. Бахтина и других. Кроме того, он изучал работы многих западных ученых, в первую очередь Клода Леви-Стросса, Мишеля Фуко, Жоржа Дюмезиля.

Категория: История Осетии | Дата: 04.05.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Памятники Владикавказа
Категория: Осетия | Дата: 03.05.2015 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии:0

« 1 2 3 4 5 6 ... 46 47 »