Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [43]
Скифы | Сарматы | Аланы [120]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [122]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [14]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1425

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
bradleynb69
Главная » Архив материалов

Анализ осетинской терминологии родства показывает, что для осетин в XIX в. в основном характерна описательная система родства. При этом номенклатура для обозначения родства ограничена тесным кругом семьи. Специальные термины имеют следующие родственники: отец («фыд»), мать («мад»), сын («фырт»), дочь («чызг»), брат («фсымар»), в отдаленное время («ӕрвад»), сестра («хо»), в отдаленное время («хара»). Остальные родственники обозначаются описательно через эти термины: дед по отцу - «фыдыфыд» (отец отца), дед по матери - «мадыфыд» (отец матери), бабушка по матери «мадымад» (мать матери), бабушка по отцу «фыдымад» (мать отца), внук по сыну - «фырты фырт» (сын сына), внук по дочери - «чызджи фырт» (сын дочери), внучка по сыну - «фырты чызг» (дочь сына), внучка по дочери - «чызджычызг» (дочь дочери), дядя по отцу - «фыды ӕфсымӕр» (брат отца), дядя по матери - «мады ӕфсымӕр» (брат матери), племянник по брату - «ӕфсымары фырт» (сын брата), племянник по сестре - «хойы лаппу» или «хӕрӕфырт» (сын сестры), двоюродный брат по отцу - «фыды ӕфсымӕры лаппу», двоюродный брат по матери - «мады ӕфсымӕры лаппу». Слово «фырт» (сын) заменяется часто словом «лӕппу» - мальчик.

Категория: Осетия | Дата: 12.11.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

В Осетии как Северной, так и Южной, было распространено следующее предание о происхождении осетин.
Родоначальником осетин является Ос-Багатар. У него было пять сыновей: Сидамон, Царазон, Кусагон, Агуз и Цахил. От них произошли роды Сидамоновых, Царазоновых, Кусагоновых, Агузовых и Цахиловых. В.Б. Пфаф сообщает о семи братьях, сыновьях Ос-Багатара. Шестого он называет Тетло, а имени седьмого брата он не мог узнать. По осетинскому преданию, приводимому Е.Г. Пчелиной, Ос-Багатар от наложницы-номылус имел еще одного сына - Тидла, от которого произошел кавдасардский род Тидлата.
Однако общераспространенным следует признать вариант о пяти братьях. Потомки этих братьев, прародителей осетин, расселились, согласно легенде, по ущельям Уаллагира, Закка, Трусо и Урстуалта в строго разграниченных между коленами пределах. Все эти пять вышеуказанных родов считались аристократическими.

Категория: Осетия | Дата: 11.10.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Святилища Дзауского района Южной Осетии (Рукский и Едысский сельсоветы)
Категория: Осетия | Дата: 11.10.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Краткие биографические сведения о лицах, в честь которых установлены памятники, открыты музеи на территории Республики, названы улицы в г. Цхинвал
Категория: Осетия | Дата: 01.10.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Проблема национального единства актуальна во все времена, но особую важность она приобретает на переломных исторических этапах. В настоящее время единство осетинского народа проходит проверку не только под влиянием социально-экономических факторов (имущественное расслоение общества, диаметрально противоположные культурные ценности различных социальных групп, неординарное углубление мировоззренческого разрыва между поколениями). Национальная консолидированность размывается и в связи с угасанием осетинского языка и деформацией осетинской национальной культуры, цементирующей основы этничности. Содействуют этим процессам и тенденции в федеральной национально-культурной и образовательной политике, а также общемировые культурно-глобализационные факторы.

Категория: История Осетии | Дата: 27.09.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Памятники архитектуры на территории республики стали ее неотъемлемой частью. Повсюду - на равнинах и крутых горных склонах, вдоль рек и дорог - встречаются сигнально-сторожевые и боевые башни, фамильные крепости, склепы, культовые сооружения - безмолвные свидетели истории Южной Осетии. Они гармонично вписываются в окружающую природу. Большинство памятников на территории республики лишены каких-либо надписей, о них сохранились лишь скудные отрывочные сведения в исторических документах и устных преданиях. Архитектурные памятники Южной Осетии охраняются государством.

Категория: Осетия | Дата: 14.09.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

В 1926 г. в Южной Осетии насчитывалось 558 сел. К 1948 г. число их снизилось до 468, а к началу 1962 г. — до 455. В результате трагических событий последних лет в Южной Осетии было сожжено, разграблено и частично разрушено более 100 сел (преимущественно с осетинским населением). Большинство из них полностью обезлюдело и, возможно, уже не будет заселено. Необходимо сделать так, чтобы не были забыты их названия. Большую работу по фиксации топонимии Южной Осетии провела Терминологическая комиссия при Юго-Осетинском НИИ краеведения. Результаты этой работы были опубликованы в небольшой брошюре, изданной в 1934 г. в г. Сталинире (Цхинвал) и сохранившей для потомков большое количество топонимических названий в том виде, в какой они звучали и писались до 30-х гг. нашего столетия.
Категория: Осетия | Дата: 19.08.2015 | Рейтинг: 2.0/1 | Комментарии:0

Национальный состав населения Южной Осетии (перепись 1989 г.)
Категория: Осетия | Дата: 19.08.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Перечень сел горных районов Северной Осетии, где сохранились средневековые историко-архитектурные памятники
Категория: Осетия | Дата: 08.08.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

« 1 2 3 4 5 ... 46 47 »