История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
« Ноябрь 2023 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 |
![]() Этимология слова "питиахш" не совсем ясна, но термин связывают с ахеменидской должностью "око царя" и переводят "наблюдающий". В надписи Армазийского некрополя картлийский питиахш Иодманган назван "эпитропос", что означает "управитель царя", "правитель, опекун, наместник царя, регент". Питиахши в Грузии являлись высшими должностными лицами при царском дворе, могли заменять царя в необходимых случаях. По аналогии можно предположить, что аланский Итаксис – питиахш, вероятно, был "вторым царем" и являлся носителем как военной, так и светской власти. Здесь же следует заметить, что средний слой военно-служилой знати алан – (первоначально "военные предводители") в средневековой Осетии составили сословие феодалов, а само слово "алдар" стало переводиться как "князь". Высший слой военной аристократии – багатары – в государстве алан составил элиту, представители которой к X веку захватили царский трон. |
![]() Одним из наиболее известных примеров таких браков в XI в. был брак сына императора Константина X Дуки, который в 1071 г. стал императором Михаилом VII Дукой, и Марии, дочери картлийского правителя Баграта IV. Матерью Марии была Борена, сестра аланского правителя Дорголела. В источниках Мария известна как Мария Аланская, что отражало не только ее кровное родство с аланами, но и факт тесных контактов с аланами, находившимися непосредственно при византийском дворе и на службе в различных частях Византийской империи. |
Сенсацией и находкой века уже называют обнаруженное в пяти километрах от села Никольское Енотаевского района древнее захоронение, предположительно принадлежащее сарматской знати. А помог в этом, как это часто бывает, случай. Местные фермеры, работающие на животноводческой точке, использовали курган под названием Богомольные пески, расположенный недалеко от села, под скотомогильник. Так происходило десятилетиями, еще с советских времен. Привозили туда отходы, выкапывали бульдозером ямы и закапывали его. Так вышло и на этот раз. Когда стали отрывать яму, ковш зацепил какой-то непонятный предмет. Находку очистили от земли. Вещица напоминала старинный котелок. Смекнув, что предмет может быть интересен историкам, решили привезти его в Астрахань, в краеведческий музей. |
![]() Академическая версия происхождения Тимура (1336–1405) гласит о том, что он потомок знатного рода тюркизированного племени монголов "барлас", проживавшего в XIII веке в Мавераннахре, исторической области в Средней Азии по правому берегу реки Амударья. Он был сыном Тарагая, небогатого, но влиятельного человека в своем племени; безграмотным, но очень харизматичным и умным; его кумиром был Чингисхан. |
![]() На второй – также святая с соответствующей надписью. Образ ее очень необычен и не встречается на других печатях. Святая предстает в княжеском одеянии, низком головном уборе, украшенном жемчужинами. Вокруг изображения нанесена еще одна надпись: "Господи, помоги рабе своей Елене". На оборотной стороне представлено изображение Иоанна Предтечи с надписью: "Святой Иван". Вокруг нанесена надпись: "Господи, помоги рабу своему Ивану". На третьей печати изображена святая в высоком головном уборе с подобными надписями: "Святая Олена" и "Господи, помоги рабе своей Олене". На оборотной стороне вновь представлено изображение Иоанна Предтечи с соответствующими надписями. Определенные признаки надписей позволили датировать печати в рамках 1113–1139 гг. |
![]() Ж. Дюмезиль родился 4 марта 1898 г. После получения высшего образования в Париже работал в вузах Турции и Швеции, а с 1935 по 1968 год – в разных учебных заведениях Франции. Он находился под влиянием идей одного из основоположников социологии как науки Эмиля Дюркгейма и тесно сотрудничал c его учеником, великим французским синологом Марселем Гранэ. Не имея возможности посетить Кавказ, он активно занимался этнографическими полевыми изысканиями, прежде всего в Турции, изучая этнические группы турок, убыхов, абхазов и осетин, к древней культуре которых он впервые привлек внимание европейских ученых и которых называл последними потомками скифов. |
![]() Среди теорий возникновения образа дракона наиболее популярна гипотеза о Юго-Восточной Азии как о его родине. А при обсуждении распространения большинством авторов обсуждаются сарматские и аланские волны миграционных потоков, с которыми драконы "расселились" по всей Европе. |
![]() В последний день 406 г. огромная орда вандалов, свевов и алан форсировала реку Рейн в районе Майнца и вторглась на территорию римской Галлии, где встретила племена франков, занимавших поселения на левом берегу Рейна. По мнению норвежского ученого Ф. Тордарсона, имеются основания считать, что появившиеся здесь аланы, ведомые Гоаром и Респендиалом, прежде занимали пространство между Каспием и Понтом, а также дунайские земли. На Западе аланы, возглавляемые Респендиалом, стали союзниками вандалов и свевов, тогда как другие аланы во главе с вождем Гоаром вступили в союзнические отношения с Римом. Уже в 412 г., спустя всего лишь несколько лет после этого вторжения, Гоар начинает активно вмешиваться в политические процессы римской Галлии, приняв участие в так называемой "коронации Иовина" – римского императора-узурпатора (411–413 гг.), захватившего с помощью последнего власть в Галлии, и впоследствии казненного по приказу императора Гонория. В 440 г. источники называют Гоара уже "королем алан" (king of the Alans). В 550 г. его наследник Сангибан, другой аланский вождь, со своими воинами сражался на стороне римлян в битве 451 г. на Каталаунских полях. |
![]() Собственно, с этих разных европейских полуостровов, разделенный десятками столетий и тысячами километров, и возник составной этноним "гото-аланы". Готы – восточные германцы; аланы, сарматы – восточные иранцы. Но не слово "восточный" объединяет их. Так называемые восточные германцы первоначально были расселены севернее всех остальных германских народов, затем проникли западнее и южнее всех остальных. Аланы, сарматы волею исторических судеб оказались и западнее, и севернее, и южнее всех ираноязычных народов, став "европейскими иранцами", по меткому определению Вс.Ф. Миллера. Вихри Великого переселения народов, источником которых они сами и являлись, несли готов и аланов друг на друга. И для тех, и для других это была встречная полоса. Они не могли избежать столкновения и/или объединения. |