Одной из наиболее важных и значимых сил в истории Восточной Европы во II в. до н.э. – I в. н.э. выступали различные сарматские племена и племенные объединения, представлявшие из себя этнически и культурно близкие, но не идентичные образования. Сложились они в Южном Приуралье.
Среди ученых продолжаются дискуссии о преемственности сарматов с савроматами Геродота, о том, как они соотносятся с сирматами, язаматами и другими ираноязычными этносами. События собственно сарматского мира Северного Причерноморья и Центральной Азии обычно отражены в письменной традиции крайне скупо и отрывочно. Соответственно, возникает неравномерность в освещении фактов военно-политической истории, да и о быте и верованиях сарматов почти ничего не известно, кроме известия Климента Александрийского, что "савроматы" поклонялись мечу. Грозу они принимали за волю богов. По свидетельству античных авторов, сарматские мужчины носили широкие шаровары, не стригли волосы и бороду, делали татуировку. Ее могли наносить уже новорожденным. По сообщению софиста Зеновия, бытовал у сарматского племени сираков и обычай искусственной деформации головы, отразившийся в нартовском эпосе осетин.
|
Античными источниками у аланов засвидетельствован культ семерых богов.
Анонимный автор Перипла Понта Эвксинского (V в. н.э.) сообщает, что город Феодосия в Крыму "называется на аланском или таврском языке Ардавда (΄Αρδάβδα), что значит Семибожий (επτάθεος)". К сожалению, знания ученых о городе Феодосии середины V в. очень ограничены. Аланы впервые могли появиться в окрестностях Феодосии еще в конце II в. до н. э., совершая набеги из-за пограничного рва. В конце II – начале III вв. н. э. боспорские правители переселили прикубанских аланов в свои таврические владения, именно тогда появились аланские общины в Судаке и роксоланские – в долине Байбуги. В то время аланы могли проникнуть и в сам город Феодосию или поселиться в пригороде. Примерно 277–278 гг. датируется список имен феодосийцев, среди которых заметны аланские имена и очевидна значительная общая эллинизация именника. После Великого переселения народов аланы продолжали обитать в изрядно запустевшей эллинской Феодосии, находившейся в составе Херсонского территориального государства под патронатом Восточной Римской империи с 341 г. В.И. Абаев показал, что название Ардавда действительно означает "семь (осетинское авд, древнеиранское hafta) богов (осетинское ард, древнеперсидское arta ‘божество’, авестийское aša- ‘божество’)". Порядок частей (числительное после определяемого) соответствует обычной в скифском языке инверсии в сложных словах. Чтобы доказать, что такой культ бытовал еще у скифов, В.И. Абаев обратился к сведениям Геродота. Оказалось, что число основных богов, которым поклонялись все скифы, как раз равно семи: Табити, Папай, Апи, Гойтосир, Артимпаса, "Геракл" и "Арес". Это ярко свидетельствовало об этнокультурной преемственности скифов и аланов. Наименование города "Семибожным" говорило о том, что культ семерых богов занимал центральное место в аланской религии.
|
В отношении аланов исторический труд Аммиана Марцеллина на латинском языке "Деяния" (Res Gestae) в тридцати одной книге (до настоящего времени сохранились последние 18 книг (14–31: начиная с 353 г.) содержит богатый материал: географические сведения, этнографический экскурс об аланах, исторические сведения (А. Алемань). В частности, именно А. Марцеллин дает оценку участия алано-готской конницы в римско-готской войне 377–382 гг.
Как пишет А. Марцеллин ок. 375 г. "гунны, пройдя через земли аланов, которые граничат с гревтунгами и обычно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрманариха (короля остготов), весьма воинственного царя, которого страшились соседние народы из-за его многочисленных и разнообразных военных подвигов.
|
Процесс консолидации западных аланов завершился на рубеже 40–50-х гг. VI в. социальным переворотом, в результате которого родоплеменная знать ("соцарствующие" архонты) была отстранена от управления. В источниках неоднократно упоминается независимый правитель ("повелитель", "глава") Саросий. Перевод Константина Багрянородного сохранил фрагменты из "Истории" Менандра, офицера императорской гвардии (VI в.), который в свою очередь продолжил труд Агафия.
В одном из фрагментов читаем, что тюркский хан Сизабул безуспешно пытался возобновить торговлю шелком с Персией после крушения империи эфталитов. Однако, когда его попытки провалились, он ок. 567/8 г. направил согдийца Маниаха к византийцам, чтобы предложить им союз. В августе 569 г. византийское посольство, которое возглавлял сенатор и magister utriusque militae per Orientem (магистр обоих войск – пехоты и конницы – Востока) Земарх, направилось в Согдиану вместе с Маниахом.
|
Паннония (лат. Pannonia) – так называлась римская провинция, регион в Центральной Европе. Сейчас на этой территории располагаются земли современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины.
Сарматское племя языгов одним из первых кочевников переправилось через Дон (ок. 200 г. до н.э.), и где-то в 20–30-х гг. н.э. они достигли северной части современной Венгрии, т.е. Верхней Паннонии. Как пишут исследователи, около 450 лет они там сохранялись как четко идентифицируемая этническая группа, и этот отрезок времени принято делить на три периода: ранний (20–160 гг. н.э.), средний (160–260 гг. н.э.) и поздний (260–430 гг. н.э.) (Дион Кассий, Т. Сулимирский, К. Скотт Литлтон, Линда А. Малкор).
|
Обау "курган" – округлая или продолговатая насыпь, воздвигнутая над одним или несколькими захоронениями.
Насыпь перекрывала захоронение в яме, домике мёртвых (находился под курганом и служил гробницей для покойных; содержал обычно одно захоронение, чем отличался от склепа, в котором погребения накапливались с течением времени) или катакомбе (подземное кладбище, состоящее из галерей, погребальных ниш и камер, высеченных в скале; по сути, шахтокамерные гробницы под курганами). Наиболее ранние курганы появляются в 3-м тысячелетии до н.э., в медном веке Кавказа (майкопская культура), затем в южнорусских и украинских степях. Название культуре дал Майкопский курган, раскопанный Н.И. Веселовским в 1897 г., чья высота превышала 10 м, содержал он богатый набор золотых и серебряных изделий.
|
Осетинское слово "нау" – "корабль" восходит к иранскому *nau, индоевропейскому *nau(s). Практически во всех иранских языках "корабль" обозначается словом с таким же корнем.
По поводу сомнений относительно оригинальности рассматриваемого слова в осетинском языке В.И. Абаев заметил, что поскольку "предки осетин были хорошо знакомы с морем (furd, dengyz/dendžyz ̶ "море", Sawdengyz/dendžyz ̶ "Черное море" многократно упоминаются в Нартовском эпосе), можно с большой долей вероятности предполагать оригинальность слова nau в осетинском". Известно также скифское личное имя Ναβαζσϛ = иран. navaza- ‒ "кормчий, управляющий кораблем".
Жившие в Северном Причерноморье ираноязычные народы с древности были знакомы с судоходством и корабельным делом. Историки отмечают, что во II в. до н. э. у скифов действительно появился даже флот.
|
Первые сведения о переходе алан на службу к монголам относятся к событиям 1239 г., когда завоеватели приступили к окончательному покорению Алании, в ходе которого осаждались горные укрепления алан и была уничтожена их столица. Различные аланские группы переходили на службу к ханам единой Монгольской империи, а после ее распада – к ханам Золотой Орды, ханам империи Хулагуидов, а также на службу империи Юань (1264–1368 гг.), созданной великим ханом Хубилаем, который перенес столицу из монгольского Каракорума в Ханбалык (совр. Пекин). Аланы-асы направлялись в Юань с Северного Кавказа, вошедшего в состав Золотой Орды – вассала Юань.
В 1253 г. аланы-асы вместе с русскими были внесены в реестр числа дворов и совершеннолетних тяглых. В 1257 г. для приведения в повиновение и управления аланами-асами и русскими назначается специальный чиновник – даругачи. Отряд в 1 000 воинов и иные подразделения участвовали в походах последнего хана единой империи Мунке в китайский Сычуань (1258–1259 гг.). На стороне хана Хубилая асы участвовали в его противостоянии с младшим братом Ариг-Букой (1260–1264 г.), в подавлении восстания Ли Таня (1262 г.), в завоевании южнокитайской империи Сун (1265–1279 гг.), в подавлении мятежа Наяна в Манчжурии (1275 г.), в борьбе Хубилая с монгольским правителем Хайду (1275–1303 гг.).
|
В 2016 году в серии "Алано-кавказская библиотека" во Владикавказе вышла книга Я. Лебединского "Сарматы и аланы в Галлии IV–V вв. История и наследство". В ней автор, как отмечает А. Чибиров, восполняет пробел в науке. Он доказывает, что не только племена, перебравшиеся в Галлию после Великого переселения, ‒ франки, бургунды, бритты, вестготы, вандалы и гунны‒ оставили след в исторической памяти французского народа, но и сармато-аланские всадники, оказавшие существенное влияние на историю и культуру Франции.
Важным достижением этой книги является и то, что в ней отделены друг от друга сарматы и аланы: "Накануне этих гуннских нашествий существовало два основных сармато-аланских центра… Первый – центр дунайских "сармат" – был основан языгами… Представляется, что позже на венгерской равнине к ним примкнули другие сарматские группы (роксаланы?), а также аланы (Харматта). …Во втором центре, располагавшемся на территории юга России и на Северном Кавказе, сармато-аланы описываются вплоть до конца IV в. как кочевники, живущие в повозках и шатрах, в основном занимавшиеся разведением лошадей и овец (Аммиан Марцелин)" (Я. Лебединский).
|
|