История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
Царь Эохар | 03:21 |
В "Житии" повествуется о заступничестве св. Германа перед аланским царем Эохаром за намеревавшихся восстать багаудов Арморики (Бретань) на землях между Сеной и Луарой. Римский полководец Аэций, чтобы прекратить действия багаудов, послал против них аланского царя Эохара с его воинами. Сегодня любознательному читателю данная история вполне доступна в переводе А. Алеманя: "…едва он (св. Герман – А. Т.) возвратился домой из заморской поездки, как уже посольство Армориканской области умоляло блаженного епископа утрудить себя снова. Ведь раздраженный дерзостью этого надменного края, преславный муж Аэций, который тогда управлял государством, предоставил разорить эти места ради предупреждения восстания Эохару, свирепейшему королю аланов; тот загорелся страстью и свойственной варварам алчностью. И вот воинственнейшему племени и его царю-идолопоклоннику противопоставлен лишь единственный старец; но под защитой Христа он был могущественнее и сильнее всех. Без промедления, поспешно отправляется он, ибо уже грозила война. Уже войско выступило, и закованная в железо конница заполнила весь путь, но священник наш шел им навстречу, пока не добрался до следовавшего сзади царя. Он встречает его уже в пути и становится напротив облаченного в доспехи вождя, окруженного своей дружиной; через переводчика обращается со смиренной мольбой; затем укоряет его; наконец, протянув руку, завладевает поводьями (коня Эохара) и останавливает движение всего войска. И вот свирепейший царь Божьим промыслом вместо ярости чувствует восхищение, поражается стойкости, почитает величие, тронут твердостью духа. Подготовка к войне и движение войск уступают место приветливости беседы, как только неистовство стихает и начинается рассуждение. Возможно, это было вовсе не то, чего хотел царь, тем не менее он поступает так, как хочет священник. Царь с войском возвращается к мирному местопребыванию; он обещает вернейшую безопасность мира при том условии, что милость, которую он сам оказал, была бы испрошена от императора или от Аэция. Между тем вмешательством и стараниями священника царь был остановлен, войско отведено, провинции избавлены от разорения". Монах Осеррского монастыря Эйрик в IX в. составил стихотворный вариант "Жития св. Германа". В его поэтической версии эпизода Аэций, "…устав от злодеяний того спесивого народа (армориканцев), предоставил суровым аланам его разорить; их царем был Эохар, жестокосерднее любого зверя". Описанные события обычно датируются около 447–448 гг. и рассматриваются исследователями как достоверные. Аланы царя Эохара с 442 г. были поселены самим Аэцием на землях Дальней Галлии. Надо полагать, союз аланов с Римом был определен и соответствующим договором, который позволил Аэцию рассчитывать на их силы для предупреждения восстания багаудов. С другой стороны, участие в карательном мероприятии сулило аланам и богатую добычу. Чем закончилась внезапная договоренность между Эохаром и св. Германом, нам неизвестно. Но в самом "Житии св. Германа" далее отмечается, что, когда св. Герман вел переговоры о мире в Равенне в 448 г., восстание багаудов все-таки вспыхнуло и сорвало его договоренность с Эохаром. Конечно, в "Житии" трактовка образов св. Германа и аланского царя Эохара диктуется самим характером произведения. Однако мы можем доверять определенным характеристикам аланского правителя и его воинов. Аланы представлены как воинственнейший народ, что указывает на основную характеристику их образа жизни, которая по достоинству оценивалась Римом и внушала страх другим народам империи. Неотъемлемой чертой образа жизни алан была их особая психология воинов, а достойным определением воинских достижений – богатая добыча. Облачение в железо коней аланов, облачение в доспехи самого Эохара, несомненно, свидетельствуют о составлении войска из тяжеловооруженных всадников, особая порода высокорослых коней, особое вооружение и воинское искусство которых были хорошо известны окружающим. Мы видим и правило походного передвижения аланов, когда предводитель находится в арьергарде. Указание источника на ведение Эохаром беседы со св. Германом через переводчика свидетельствует о том, что аланский правитель не знал латинского языка. Таким образом, он оставался консервативно приверженным языковым традициям своего народа. Другой стороной его приверженности аланским традициям является особое указание на идолопоклонство Эохара, что категорически несовместимо с христианством и другими формами монотеизма. Пример Эохара и св. Германа демонстрировал реальную возможность понимания и мирной договоренности между людьми, придерживавшимися кардинально различных мировоззрений. Незадолго до деятельности Эохара ритор из Марселя Клавдий Марий Виктор упоминал об особом культе мертвых у аланов, которые чтили души своих умерших предков даже более, чем самих богов. Интересно, что еще в начале X в. Ибн Руста указывал, что аланы были неверными и все так же поклонялись идолам. В начале XIII в. епископ Федор отмечал, что аланы Крыма были христианами только по имени, поклонялись демонам (духам) на высоких местах. Мы видим, что аланы на протяжении многих веков оставались политеистами, сохраняя традиции предков на различных территориях и в ходе длительного процесса христианизации, набиравшего заметные силы, но прерванного в результате монгольского вторжения. В рукописях "Жития св. Германа" представлены несколько разные формы имени аланского царя – Eochar, Eocaricus, Eocricus, Gohar, Guchar, Goar. Наиболее известны два решения о значении имени. Согласно первому оно выводится из осет. *jæw-xwar – "просоед". Согласно второму решению оно связано с иран. *yavai-xvarnah, что можно понимать приблизительно как "(постоянно) обладающий фарном". Некоторые исследователи предполагали, что имя могло быть и германским или германизированным. Особое внимание уделялось одной из форм имени – Goar. Такое имя носил предводитель аланов, который в начале V в. перешел на службу Риму и вместе с бургундами провозгласил императором Иовина. Впоследствии резиденция Гоара находилась в Орлеане. Однако многие исследователи сомневаются в отождествлении Эохара с Гоаром, для имени которого приводятся иные этимологические решения. При отождествлении Эохара с Гоаром порой также полагают, что образ аланского правителя мог послужить прототипом для образа легендарного короля Артура. Автор: Алан Туаллагов | |
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Просмотров: 744 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |