Развал СССР и начало формирования ключевых принципов нового государственного образования — Российской Федерации привели к тому, что советская идеология, основанная на гуманистических идеях и принципе интернационализма, которая объединяла многочисленные народы огромной страны, перестала выполнять нравственные и объединяющие функции в обществе. Если в 1960-1980-е гг. ученые стали активно обсуждать возможность формирования единой нации — «советский народ», то в 1990-е гг. появилось множество «идеологий», основанных на разных идеях и ценностях. Значительная дифференциация современного российского общества, возникающая вследствие социально- экономических, политических и иных причин, привела к тому, что в России не стало общей гуманистической идеологии, которая бы объединяла граждан страны. На ее место претендует православная идеология. Во многом российскому духовенству удалось занять доминирующее место в системе ценностей, благодаря тому, что российское государство всемерно поддержало православие как религию и как систему моральных установок. Тем не менее за «бортом» остались народы, которые не придерживаются православия, и в первую очередь, это мусульманские народы, для которых ислам является традиционной религией.
|
Осенью 1988 г. по приглашению Института археологии и этнографии АН Армянской ССР я участвовал на защите докторской диссертации в качестве официального оппонента. Увиденное в Ереване буквально поразило: многолюдные демонстрации, лозунги, карикатуры на Горбачева, антиправительственные материалы, развешенные на театральной площади. Никак не укладывалось в голове, чтобы подобные явления могли произойти в Советском Союзе. Ереван бурлил. Попустительство союзных властей привело к тому, что подобная митинговщина вылилась впоследствии в армяно-азербайджанскую резню и затяжную кровопролитную войну в Нагорном Карабахе. Недальновидная кавказская политика союзных властей и преступное игнорирование ситуации в целом способствовали тому, что конфликт, разгоревшийся в Карабахе, стал первой этнотерриториальной войной на просторах бывшего СССР. После этого был Ош, Тбилиси, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия. Советский Союз затрещал по швам.
|
В статье представлен опыт изучения советской культуры народов Северного Кавказа в отечественной и региональной историографии второй половины XX – начала XXI вв. Прослеживаются основные этапы историографического осмысления проблемы, выясняется уровень разработанности отдельных аспектов темы, определяется направление дальнейших конкретно-исторических исследований.
|
Необходимость создания Научного общества кавказоведов (НОК) была продиктована ситуацией, которая сложилась в кавказоведении после распада СССР и той ролью, которую играет кавказский фактор в России и в системе современных международных отношений. Решение о создании НОК было принято на состоявшейся 2—4 октября 2010 г. в Абхазии международной конференции кавказоведов. 6 декабря 2010 г. Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало НОК как общественное, некоммерческое, независимое, добровольное объединение ученых, специализирующихся на изучении Кавказа и приграничных с ним регионов
|
В статье впервые в исследовательской практике анализируются цивилизационные особенности окраин Российской империи. Преимущественное внимание уделяется Северному Кавказу. Рассматривается и влияние непреодоленных состояний цивилизационных разломов на предрасположенность к сепаратизму.
|
Северный Кавказ – регион полиэтнический и поликонфессиональный. Здесь проживает более 50 народностей, отличающихся друг от друга не только языком, но и культурой, менталитетом. Этническое разнообразие наличествует при существовании здесь всех мировых религий. Большинство этнического населения проживает в 7 национальных республиках, в которых, кроме Республики Северная Осетия-Алания, доминирует ислам.
|
|