История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
« Ноябрь 2023 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 |
ПРАЗДНИЧНЫЙ МИР ОСЕТИН. Вилен Уарзиати | 18:06 |
ПРАЗДНИЧНЫЙ МИР ОСЕТИН [Северо-Осетинский институт гуманитарных исследований, 1995] ОТ АВТОРА ГЛАВА I. ФЕНОМЕН НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ГЛАВА II. КАЛЕНДАРЬ 1. Зимний цикл 2. Весенний цикл 3. Летне-осенний цикл ГЛАВА III. ПИР 1. Утварь 2. Угощение 3. Святости застолья ГЛАВА IV. ИГРИЩЕ 1. Шире круг 2. Кукольные и ряженые представления 3. Состязание джигитов ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИМЕЧАНИЯ Если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаев и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные. Так, каждый народ убежден, что его собственные обычаи и образ жизни некоторым образом наилучшие. Геродот. История От автораЦентральную часть Кавказа населяют осетины, которых в равной мере можно считать северокавказским и закавказским народом. Они занимают особое место среди кавказского окружения, являясь потомками скифо-сарматов, известных в истории под названием алан. Их язык соответственно относится к восточно-иранской подгруппе большой индоевропейской языковой семьи. Более двух тысяч лет осетины и их предки активно участвуют в этнокультурных процессах Кавказского региона. В конце XIV века после нашествия Тимура аланы-осетины закрепляются в горных ущельях. В этих природно-географических и социокультурных условиях продолжаются этнические процессы, и происходит их дальнейшее развитие. Аланы-осетины давно попали в поле зрения ученых. Этот интерес имел своим результатом значительное число исследований их истории и культуры. Были опубликованы обобщающие труды, знаменующие завершение определенного этапа изучения и познания культурных ценностей наших предков. Подведя итоги проделанным исследованиям, они с наглядностью обнаруживают пробелы, на которых следует остановить особое внимание. Такой сферой оказалась традиционная культура. На протяжении всей своей истории каждый народ создает конкретные образцы национальной культуры. Народы и культуры в своем взаимодействии составляют единство человеческого потенциала, его духовный мир. Долгое время у нас считали, что культурная мозаика тормозит развитие духовных и нравственных ценностей Отечества. Еще во второй половине XIX в. царская администрация начала уничтожение «вредных народных обычаев». Но деятельность дореволюционных чиновников, в этом смысле, не сравнима с активностью наших современников, смело поднявших руку на гуманитарное наследие своего народа. Многолетние запреты и полуофициальные формы бытования оставили заметный след на традиционной культуре. Старшие порою перестали подавать примеры приличия, а младшие с большой готовностью отказали им в уважении. Вольное поведение перехлестнуло все нормы народного этикета. На смену подлинным образцам народной обрядности появились всевозможные суррогаты. Они стали частью этнокультурной специфики и воспринимаются частью населения как традиции этнические, чисто национальные. Предстоит большая и сложная работа, в которой каждый должен оценить собственную позицию. Все, кому дороги интересы народов, их культур и добрые отношения между ними, должны принять искреннее и деятельное участие в благотворном процессе сохранения и развития культурного многообразия народов мира. Подчеркивая важность этого процесса 21 января По словам генерального директора ЮНЕСКО Фредерико Майора «научившись управлять механизмом взаимосвязи культуры и развития, мы могли бы обеспечить условия для раскрытия творческой индивидуальности каждого, избежать стандартизации, способствовать созданию равных возможностей для самовыражения различных культур и их более плодотворных обменов» (№, 1988, № 12, с. 5). Этот процесс предполагает утверждения всеобщих гуманистических принципов демократии, справедливости и солидарности, без которых не мыслим никакой диалог, поощрения свободы поиска и новаторства, являющихся главной предпосылкой всякой культурной жизни. Десятилетие сформулировало план действий и основные направления работы: 1. Признание культурного аспекта развития. 2. Утверждение и обогащение культурной самобытности. 3. Расширение участия в культурной жизни и 4. Развитие международного интеллектуального сотрудничества. Представляется, что настоящая книга полностью соответствует этим задачам. Предлагаемая книга является попыткой представить один из феноменов традиционной культуры — народный праздник. Будучи краеугольным камнем общинной жизни, праздник воплощал в себе множество незабываемых событий. Чего только не синтезировалось в нем: божественное и земное, ритуал и непосредственность, традиция и раскованность, богатство и бедность, одиночество и сплоченность, разум и стихия. На время праздника ломается привычный ритм повседневности, примиряются противоположности и возникает своеобразный элемент таинства, позволяющий участникам ощутить свое единство с истоками всего сущего. Праздник снимал внутреннюю напряженность и расцвечивал все земное яркими красками. Ведь давно замечено, что способность самозабвенно радоваться чаще всего встречается у тех, кто знаком с тяжким трудом, давящим гнетом социальной системы. Без преувеличения можно сказать, что роль праздника во всей истории человечества была огромна. Ведь практически он неотделим от самой природы человека, стремившегося к самовыражению и художественному творчеству в игре. Кавказовед В.Б. Пфаф писал в этой связи об осетинах: «Праздники имели большое значение, на них происходило что-то вроде олимпийских игр, были состязания в верховой езде, кулачном бою, стрельбе, танцах, пении и т. д.» (2, с.134). Попытки систематического описания осетинских народных праздников известны с дореволюционного времени. Частично они были сопряжены с деятельностью духовенства и церковной обрядностью. Иные были очень фрагментарны или вообще стали библиографической редкостью. Учитывая те или иные сильные стороны работ моих предшественников, в данной книге предложена версия целостного представления о празднике и тесно связанном с ним народном календаре. С этой целью были привлечены соответствующие материалы, составляющие две условные группы. Описание народных праздников и календари осетинских праздников. В первую очередь отмечу такие работы как: Б.Т. Гатиев «Суеверия и предрассудки осетин» ( Использованы материалы о сезонных праздниках и народном календаре, опубликованном во «Владикавказских епархиальных ведомостях» ( В Помимо указанных материалов были использованы фундаментальные исследования В.И. Абаева, Б.А. Калоева и Л.А. Чибирова. А так же полевые этнологические материалы, собранные автором в различных районах Осетии. В процессе работы над текстом, с большой теплотой вспоминались мои информаторы, бескорыстные хранители культурных ценностей. Мне постоянно не хватало глубоких народных знаний этих, порой неграмотных людей. С особым чувством вспоминал я Иналука Джелиева и Дзыппа Есенон — идеальную супружескую пару, приоткрывших мне прелесть народного быта. Светлой памяти дорогих людей посвящаю свою книгу. .......................................................................................................................... ЗАКЛЮЧЕНИЕИстория народов с ее многоплановыми событиями, проходящими в конкретных географических границах, порождает культурное многообразие. Обращение к теме этноспецифических особенностей, в данном случае осетин, имеет свои веские основания. Культура вообще и ее этноразделительный блок в частности, проявляются в сознательной деятельности человека. Это очень важный источник творческой активности прошлого и настоящего. На протяжении многих веков он определяет национальный дух, ценностные ориентации, традиции и представления каждого народа.С другой стороны, именно культурные различия стимулируют обмен этими ценностями как проявлениями необычайно разнообразного видения и интерпретации окружающего мира. Не вызывает сомнения и тот факт, что именно знание и понимание указанных сторон создает условия для сближения разных народов. Формирует принципы взаимообогащаемости, преодоления национальной ограниченности и мирного сосуществования. Помня обо всем сказанном, автор стремился следовать духу Всемирного десятилетия развития культуры. При этом главная задача была очерчена не построением завершающей картины, а поиском некоторых аспектов данной многомерной темы. Ограниченность источниковедческой основы позволила больше говорить о структурообразующих явлениях и элементах, чем о последовательности событий. Одной из тенденций современной гуманитарной науки является стремление выяснить общую проблему взаимоотношений природы и культуры. Важное место в этом отводится именно человеку с его повседневными жизненными потребностями. В монотонной сельской жизни праздник был своеобразной отдушиной, позволявшей выйти наружу всем скапливающимся и подавляемым эмоциям. Разработка проблемы осетинского народного праздника как реакции человека на экологическую среду обитания оказалась плодотворной. Руководствуясь принципами историзма и используя информацию на стыке смежных дисциплин и их методов, автор рассмотрел мироощущение носителей традиционно-бытовой культуры. Проникновение в достаточно сложный и загадочный мир форм позволило уточнить и даже переосмыслить устоявшиеся взгляды и представления. Социальная незащищенность, болезни, природные явления и стихийные бедствия, прочие реалии сельской жизни в недавнем прошлом порождали чувство страха и неуверенности. Народному празднику в этом случае принадлежала терапевтическая роль. С его помощью преодолевались невзгоды, а излюбленные игрища образов уравновешивали, веселили и вселяли в людей уверенность в будущем. Это была защитная функция, своеобразная адаптация к естественному чередованию положительных и отрицательных явлений. Вспоминаются народные оценки такого стечения разнородных фактов. «Цин æмæ маст фæндагыл иумæ цæуынц/Радость и огорчение идут по дороге вместе», «Цин чи нæ фена, уый зын дæр нæ зоны/Кто не видел радости, тот и горя не знает», «Маст æмæ цин — æфсымæртæ/Горе и радость — братья». С его помощью происходило восстановление гармоничных жизненных отношений. Праздничное действо решительно нейтрализовало и восполняло нарушенный порядок. Тем самым активно вырабатывалась вера в возможность человека противостоять ударам судьбы. В данном случае речь идет о формах проявления коллективной уверенности. В силу определенных психологических и социальных факторов, такое состояние всегда более устойчиво, чем индивидуальный опыт. К сказанному следует добавить, что на празднике не только выплескивался большой заряд эмоций. На них происходила огромная концентрация человеческой энергии, которая реализовывалась через принципы и нормы, слова и жесты, поклонение и умиротворение. Массы людей, объединенные силой ритуала, давали мощный толчок, нацеленный на гармонизацию вертикальных и горизонтальных связей в мире и обществе. Ответственная задача при этом возлагалась на все церемонии и обрядовые игры. Дух соревнования и преодоления условных или реальных препятствий отчетливо выражал идею уверенного продвижения к удаче. Победители в атлетических играх или ристалищах были лучшими из достойнейших. Они персонифицировали силу и поэтому были столь чтимы в народе. Ведь сила представлялась судьбой. На вере в будущую судьбу, ее желаемом успехе строилось и внутреннее содержание игрища. Именно эти цели и преследовал весь праздничный мир осетин. ПРИМЕЧАНИЯ1. Курьер ЮНЕСКО2. Пфаф В. Б. Этнологические исследования об осетинах // Сборник сведений о Кавказе. II. Тифлис, 1872. 3. Отдел рукописных фондов СОИГИ. 4. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. 5. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. I — IV. Л., 1958, 1972, 1979, 1989. 6. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (Сост. Б.А. Калоев). Орджоникидзе, 1967. 7. Миллер В. Ф. Осетинские этюды. I — II. М, 1881, 1882. 8. Чибиров Л. А. Народный земледельческий календарь осетин. Цхинвал, 1976. 9. Владикавказские епархиальные ведомости, 1900, № 14. 10. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. (Сост. Л.А. Чибиров). I — IV. Цхинвал, 1981, 1982, 1987, 1989. 11. Закон Божий. Для семьи и школы. Иорданвилл. Нью-Йорк, 1987. 12. Кочиев К. К. Тутыр — владыка волков // Известия Юго-Осет. НИИ. XXXI. Тбилиси, 1987. 13. Мах дуг. Владикавказ. 14. Басилов В. Н., Кобычев В. П. Николайи кувд. Осетинское празднество в честь патрона селения. // Кавказский этнографический сборник. VI. М., 1976. 15. Уарзиаты В. С. К исторической интерпретации осетинских преданий о Хетаге // Вопросы кавказской филологии и истории. К 80-летию г. Ф. Турчанинова. Нальчик, 1982. 16. Тменов В. X., Уарзиаты В. С. К вопросу о происхождении и датировке осетинских святилищ Рыныбардуаг и Аларды. // Вопросы осетинской археологии и этнографии. I. Орджоникидзе, 1980. 17. Уарзиаты В. С. Дзвгисы-дзуар // Вопросы археологии и этнографии Северной Осетии. Орджоникидзе, 1984. 18. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. 19. Кокиев Савва. Записки о быте осетин. // Сборник материалов по этнографии. I, М., 1885. 20. Ирæф, № 1, Владикавказ, 1991. 21. Осетинское народное творчество (Сост. З. М. Салагаева), I—II, Орджоникидзе, 1961. 22. Шанаев Дж. Свадьба у северных осетин // Сборник сведений о кавказских горцах. IV. Тифлис, 1870. 23 Уварова П. С. Кавказ. Путевые заметки. III. М., 1887 24 Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957 25 Самосознание европейской культуры XX века. М, 1991. 26 Королева Э. Л. Ранние формы танца. Кишинев, 1977. 27 Туганов М С. Литературное наследие. Орджоникидзе, 1977. 28. Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренесанса. М., 1965. 29 Байбурин А. К. Ритуал: свое и чужое // Фольклор и этнография. Л., 1990. 30 Дзаттиаты Р. г. К семантике скачек дугъ у осетин. // Известия Юго-Осет. НИИ. XXIX. Тбилиси, 1985. ПРОДОЛЖЕНИЕ | |
Категория: История Осетии | Просмотров: 162 | Добавил: Рухс | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |