Дольше всего территориально-этнический альянс готов и аланов просуществовал на территории Крымского полуострова, а самый заметный след оставил на Пиренейском.
Собственно, с этих разных европейских полуостровов, разделенный десятками столетий и тысячами километров, и возник составной этноним "гото-аланы".
Готы – восточные германцы; аланы, сарматы – восточные иранцы. Но не слово "восточный" объединяет их. Так называемые восточные германцы первоначально были расселены севернее всех остальных германских народов, затем проникли западнее и южнее всех остальных. Аланы, сарматы волею исторических судеб оказались и западнее, и севернее, и южнее всех ираноязычных народов, став "европейскими иранцами", по меткому определению Вс.Ф. Миллера. Вихри Великого переселения народов, источником которых они сами и являлись, несли готов и аланов друг на друга. И для тех, и для других это была встречная полоса. Они не могли избежать столкновения и/или объединения.
|
Довольно сложно в краткой статье рассказать о личности великого русского ученого-историка Георгия Владимировича Вернадского. Подробная биография ученого изложена в многочисленных очерках и работах, посвященных ему. Георгий Владимирович был одним из выдающихся исследователей русской истории, ученым-ориенталистом, автором многочисленных монографий и статей по русской древности. Сын академика В.И. Вернадского, человек сложной судьбы, волею случая он оказался в США, где стал основателем кафедры русистики Йельского университета. Аланы заинтересовали Г.В. Вернадского, в том числе, и в контексте его увлечения идеей евразийства, сторонники которой проповедовали особый, русский путь развития России, вытекающий из ее географического расположения сразу на двух континентах – Европейском и Азиатском.
|
В Нартовском эпосе осетин есть образ волшебного небесного колеса. Оно предстает охваченным пламенем и имеет, как человек, голову. Колесо посылается против нарта Сослана, оскорбившего дочь Солнца, и в конечном итоге перерезает ему незакаленные колени, что приводит к гибели героя. Впоследствии колесо настигается мстящим Батразом и несет соответствующее наказание. Научные исследования установили факт того, что это колесо является символом Солнца и противостоит герою, также наделенному солнечными чертами.
В эпосе представлены два основных названия колеса. В иронских сказаниях оно называется Барсæджы (Барцæджы, Балсæджы, Малсæджы) Цалх – "Барсага Колесо". Исследователи не пришли к единому мнению о его происхождении. Так, известный английский лингвист Г. Бейли связывал его с *baršaka – "режущий, острый". В дигорских сказаниях колесо носит название Ойнони (Уойнони, Иуойнони, Уæйрони) Цалх – "Ойнона Колесо". Сегодня общепринятым считается его связь с именем Иоанна Крестителя. Исторически она определялась одним из тех приемов в процессе христианизации Алании, когда на древнего солнечного бога алан было перенесено имя христианского персонажа. Показательно, что в одном из вариантов сказаний владельцем колеса выступает сам Фид-Иуане – "Отец Иоанн". О почитании Иоанна Крестителя в Алании именно под именем Отца Иоанна свидетельствует аланская пометка на полях недавно исследованного средневекового манускрипта для церковных служб.
|
Начало истории венгерских ясов принято отсчитывать с предательства, а именно с известного письма ордынских полководцев Джебе и Субедея, которое они написали половецкому хану Котяну Сутоевичу.
Очень красочно, в подробностях этот исторический факт, озвученный Н. Карамзиным, описал писатель В. Ян в своем произведении "Чингисхан", в главе под названием "В стране аланов и кипчаков": "На Северном Кавказе Джебэ и Субудай прибыли в страну аланов, куда из обширных северных степей на помощь аланам собралось много лезгин, черкесов и кипчакских отрядов. Монголы бились с ними целый день до вечера, но силы оставались равными, и никто не одержал победы. Тогда Джебэ послал к знатнейшему кипчакскому хану Котяну лазутчика, и тот прочел Котяну такое письмо: "Мы, татары, как и вы, кипчаки, – одна кровь одного рода. А вы соединяетесь с иноплеменниками против своих братьев. Аланы и нам, и вам чужие. Давайте заключим с вами нерушимый договор не тревожить друг друга. За это мы вам дадим столько золота и богатых одежд, сколько вы пожелаете. А вы сами уходите отсюда и предоставьте нам одним расправиться с аланами".
|
Появление письменности у многих народов было связано с принятием ими христианства, которое отличалось от традиционных религий именно тем, что являлось письменной религией.
К сожалению, известных сегодня сведений о письменности у аланов очень мало. В данном случае мы не касаемся таких примеров, как Ясский глоссарий или аланские фразы из эпилога "Теогонии" Иоанна Цеца, т. к. они связаны с письменной фиксацией аланских слов и выражений в иностранной среде. Нет окончательной ясности с формой надписи на перстне из Жинвали и с источником ее появления. Также оставляем в стороне попытки отдельных авторов трактовать различные надписи с позиций сиро-несторианского письма, письма арамейского дукта, "руники" или иных графических систем.
Часть таких "открытий" встретила свои научные опровержения. Но в целом они практически проигнорированы лингвистическим сообществом, что является их ясной отрицательной оценкой. Кроме того, такая "письменность" была бы исторически бесперспективной в условиях христианизации Алании под византийским влиянием. Утверждающие подписи Давида-Сослана и надпись Борены на иконе сделаны по-грузински. Также не рассматриваются псевдонаучные утверждения о тюркском или нахском происхождении аланского языка с соответствующими "прочтениями" известных эпиграфических памятников.
|
Ранняя история аланов тесно связана с центральноазиатским государством Яньцай, прослеживаемым в ряде китайских исторических хроник. Впервые это кочевое владение упоминается в "Исторических записках" ("Ши цзы") Сыма Цяня и "Истории Старшей династии Хань" ("Цянь Хань шу"), где сообщается, что "Яньцай лежит в 2000 ли (для ханьской эпохи это около 800 км) к северо-западу от Кангюя, имеет до 100000 войска и в обыкновениях совершенно сходствует с Кангюем. Оно примыкает к великому озеру (болоту) с пологими берегами. Это есть Северное море". Кто же населял это государство и где оно располагалось?
Смутные географические представления китайцев ханьской эпохи о центральноазиатских странах, которые они называли "Западным краем", чрезвычайно осложняют попытки точной географической локализации Яньцай. Так, упомянутое "Северное море" ("Бэйхай") с большей или меньшей долей научной аргументированности и риска отождествлялось специалистами с Черным, Азовским, Каспийским или Аральским морями, озером Байкал и даже Северным Ледовитым океаном. В результате анализа как оригинальных источников, так и существующих научных гипотез большинство современных исследователей склоняются к мнению, что Бэйхай – это Аральское море, а наиболее предпочтительной является локализация государства Яньцай в пределах Восточного Приаралья и низовьев Сырдарьи.
|
Судьбы слов и имен столь причудливы, что не существует механизмов их однозначной реконструкции и линейного расчета. Чем важнее слово, тем более "засекреченной" бывает его биография. Или биографии. И может статься, что среди этих нескольких биографий может не оказаться истинной, или, напротив, больше одной имеют право на существование.
Мода на имя Алан пошла из Западной Европы, где оно имеет много орфографических вариантов (Alan, Alain, Allan и т. д.) Что объединяет английских Эланов, французских Аленов и остальных таких разных Аланов?
Существуют две гипотезы этимологии этого имени: кельтская и иранская. Сначала о версии, с которой мы можем согласиться лишь отчасти: о том, что Элан-Алан – кельтское имя. Среди версий кельтского происхождения имени ("скала", "красивый", "чужестранец") наиболее популярной является та, в соответствии с которой оно происходит от корня со значением "олень".
В пользу данной гипотезы говорит то, что кельтское население могло распространить свое имя на соседние народы – факты заимствований имен многочисленны и поэтому обычны. Да и названия животных могут встречаться в составе личных имен: благородное животное вполне могло стать основанием для именования благородного человека или славного воина. Но основания для скепсиса остаются, и, возможно, не все Эланы названы в честь быстроногих оленей.
|
Письменные источники сохранили нам имена некоторых аланских правителей, которые во главе своих соплеменников действовали в Западной Европе. Иногда источники предоставляют в наше распоряжение целые описания событий с их участием. Но они являются и единственными свидетельствами их жизни. К таковым можно отнести "Житие св. Германа" епископа Осерского, жившего около 378–448 гг. Оно было составлено около 480 г. Констанцием, пресвитером из Лугдуна (Лион).
В "Житии" повествуется о заступничестве св. Германа перед аланским царем Эохаром за намеревавшихся восстать багаудов Арморики (Бретань) на землях между Сеной и Луарой. Римский полководец Аэций, чтобы прекратить действия багаудов, послал против них аланского царя Эохара с его воинами. Сегодня любознательному читателю данная история вполне доступна в переводе А. Алеманя:
"…едва он (св. Герман – А. Т.) возвратился домой из заморской поездки, как уже посольство Армориканской области умоляло блаженного епископа утрудить себя снова. Ведь раздраженный дерзостью этого надменного края, преславный муж Аэций, который тогда управлял государством, предоставил разорить эти места ради предупреждения восстания Эохару, свирепейшему королю аланов; тот загорелся страстью и свойственной варварам алчностью. И вот воинственнейшему племени и его царю-идолопоклоннику противопоставлен лишь единственный старец; но под защитой Христа он был могущественнее и сильнее всех. Без промедления, поспешно отправляется он, ибо уже грозила война. Уже войско выступило, и закованная в железо конница заполнила весь путь, но священник наш шел им навстречу, пока не добрался до следовавшего сзади царя. Он встречает его уже в пути и становится напротив облаченного в доспехи вождя, окруженного своей дружиной; через переводчика обращается со смиренной мольбой; затем укоряет его; наконец, протянув руку, завладевает поводьями (коня Эохара) и останавливает движение всего войска. И вот свирепейший царь Божьим промыслом вместо ярости чувствует восхищение, поражается стойкости, почитает величие, тронут твердостью духа. Подготовка к войне и движение войск уступают место приветливости беседы, как только неистовство стихает и начинается рассуждение. Возможно, это было вовсе не то, чего хотел царь, тем не менее он поступает так, как хочет священник. Царь с войском возвращается к мирному местопребыванию; он обещает вернейшую безопасность мира при том условии, что милость, которую он сам оказал, была бы испрошена от императора или от Аэция. Между тем вмешательством и стараниями священника царь был остановлен, войско отведено, провинции избавлены от разорения".
|
Сведения о столице раннесредневекового Аланского государства очень немногочисленные и краткие.
Впервые о ней упоминал ал-Масуди около 943 г. Следующее упоминание открывает краткую череду сообщений о ее уничтожении монгольскими завоевателями. Ата Малик Джувейни в своем труде, составленном в 1252/1253–1260 гг., сообщал, что Бату вместе с посланными ему на помощь монгольскими царевичами окружил аланский город, население которого было очень многочисленным. Окрестности были покрыты болотами и густыми лесами.
Монголы со всех сторон подвели к городу такие широкие дороги, чтобы по ним могли проехать рядом три-четыре повозки. Против городских стен выставили метательные орудия. Через несколько дней монголы полностью уничтожили его, захватив богатую добычу и отрезав правые уши жителям. Согласно уточненному переводу их оказалось 2700 человек. Скорее, речь шла о погибших жителях города и его окрестностей, а также павших воинах-защитниках.
|
« 1 2 3 4 5 6 ... 17 18 » |