Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Календарь новостей

«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Март » 4 » ЭПОС СКИФОВ И АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЭПОС СКИФОВ И АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
11:41
Таким образом, существовавшие и в древнем Иране, и в древней Индии представления
о достигающих неба великих северных горах, вокруг которых вращаются светила, не могли
быть заимствованы из античного мира. В этих странах они бытовали гораздо раньше того вре-
мени, когда возможно говорить о каком-либо влиянии античной традиции. Более того, не
только представления о великих северных горах, но и весь цикл связанных с ними сюжетов
(непреодолимые препятствия на пути к ним, океан у гор, «страна блаженных», «полярные»
явления) определенно принадлежат к наследию общеарийской эпохи, т.е. восходят к единой
мифологической и — шире — культурной традиции, которая существовала у предков индий-
цев и иранцев в период их совместного обитания.
Гриф нападает на горного барана. Войлок. Пазырыкские курганы
Гриф нападает на горного барана. Войлок. Пазырыкские курганы

Вместе с тем подобные представления, известные по религиозным и эпическим сочи-
нениям Индии и Ирана, аналогичны соответствующим сообщениям античной литературы и
должны рассматриваться как генетически связанные с ними. Отсюда вполне закономерен вы-
вод: сведения античных источников о далеком Севере за Скифией в своей основе восходят к
скифской традиции, традиции, которая в свою очередь принадлежит к общеарийскому куль-
турному кругу. Это заключение подтверждается и анализом данных о северных странах за
Скифией, историей возникновения и бытования в античной литературе сюжетов, связанных с
рассматриваемым «северным циклом».
Представления о великих горах на севере Европы возникли у греков не под влиянием
географических идей древних египтян, а основаны на сведениях, полученных из скифского
мира, Эти горы упоминаются в греческой литературе с VII в. до н.э., но лишь у тех авторов
(Алкман, Аристей и др.), которые уже располагали информацией из Скифии, в том числе све-
дениями о таких народах, как аргиппеи и исседоны (за ними и помещали северные горы). Со-
общения об этих народах у авторов VII-V вв. до н.э. восходят к различным рассказам путеше-
ственников и скифских торговцев, на что указывают и разные формы названий исседонов (эс-
седоны, исседы) и аргиппеев (оргемпеи и др.), засвидетельствованные в греческих источниках
того времени.
О великих горах на севере упоминалось во всех версиях скифских рассказов и восхо-
дящих к ним описаний античных авторов. Обычно они именуются Рипами, Рипейскими. Лишь
Геродот не упоминает это название, но и он, ссылаясь на рассказы скифов и аргиппеев, сооб-
щает, что к северу от последних находятся «высокие недоступные горы, через которые никто
не переходит»; Геродот помещает их в широтном направлении. В этой характеристике легко
заметить уже знакомые черты как Рипейских гор, так и мифических северных гор эпоса древ-
него Ирана и Индии.
На подступах к северным горам античные авторы, писавшие о Скифии, помещали ари-
маспов, грифов и другие фантастические существа. Такие сведения эллины определенно заим-
ствовали из скифского мира. Геродот прямо заявляет, что об одноглазых аримаспах и стере-
гущих золото грифах рассказывают сами скифы. Образ грифов был очень популярен в скиф-
ском искусстве, хотя по своей иконографии и стилистической интерпретации он обнаруживает
много общего с сюжетами искусства Передней Азии и Греции; там представления о подобных
фантастических существах бытовали ранее, еще в доскифский пёриод. В формировании об-
раза грифа слились воедино черты мифических и реальных животных (в частности, орла и
льва).
Эти же черты обычно придаются грифам, изображаемым на художественных изделиях
скифского мира. Сходным образом описываются и в античной литературе стерегущие золото
грифы скифской традиции. Многие писатели вслед за Аристеем рисуют грифов как «зверей,
похожих на львов, но с крыльями и орлиным клювом». Иногда встречается и иное описание
грифов: у Эсхила, например, они названы «нелающими псами». Ученые справедливо полага-
ют, что в скифском эпосе образ грифов первоначально был связан не со львом, а с чудовища-
ми, вероятно, крылатыми и когтистыми существами, охранявшими мифическое золото.
Представления об одноглазых людях и крылатых чудовищах засвидетельствованы в
фольклоре народов Северо-Восточной Европы и Сибири, что намечает и другое направление
культурных связей скифского мира с народами лесостепной и лесной зоны. Изучение этих
контактов дало ученым важные данные для доказательства происхождения из скифского мира
многих сюжетов «северного цикла» античной литературы. Так, образ страшных, смертонос-
ных, живущих во тьме дев; которые умели летать и были подобны лебедям, известен по
фольклорной традиции ряда народов Севера. В скифском эпосе девы-лебеди «жили» в стране
мрака у северных гор, вблизи грифов и аримаспов. Познакомившись со скифской традицией,
эллины отождествили их с привычными для греческой мифологии образами ужасных крыла-
тых существ — дев (горгон и грай).
Согласно мифическим воззрениям греков, смертоносные дочери Форкия обитали в
стране богини Ночи, далеко на западе, за песками Северной Африки и столпами Атланта.
Именно там, по древним легендам, Персей отсек голову Медузе Горгоне. Но у Эсхила форки-
ды и Горгоны помещены в совершенно ином месте — далеко на севере или северо-востоке,
рядом с грифами и аримаспами. А если верить Пиндару, Персей убил Горгону у страны гипер-
бореев, т.е. на далеком севере. По рассказу Пиндара, Персею будто бы довелось побывать и у
самых гипербореев (этот сюжет также отсутствовал в ранних вариантах сказания о Персее).
Нововведения, очевидно, были связаны с тем, что уже до Пиндара и Эсхила эллинский мир
познакомился со сходными образами скифского эпоса. Более того, скифские сюжеты оказали
влияние и на описание облика персонажей греческих мифов. Не случайно Эсхил наделяет
страшных «старух» — форкид прозвищем «лебедеподобные», эпитетом, который мог быть за-
имствован из скифского фольклора; он не засвидетельствован в греческой традиции о форки-
дах.
Показательны и новые черты, дополнившие первоначальный образ Северного ветра —
титана Борея. В античных сообщениях о заскифских областях рассказывается о Борее, кото-
рый дует с Рипейских гор, принося леденящий холод; могучий ветер охватывает своим неис-
товым дыханием путника, способен закружить и унести его; жилище Борея находится в пеще-
ре у северных гор. В древнейших греческих сказаниях подобных представлений не существо-
вало. Согласно «Одиссее», все ветры имели обиталище на острове их повелителя Эола.
Позднее в рассказах некоторых античных писателей обиталищем Северного ветра уже
служит особая пещера. Это представление было, очевидно, воспринято из мифологии скиф-
ского мира. По сообщению Плиния, пещера Северного ветра лежит в местности поблизости от
аримаспов. Мифический образ холодного ветра, живущего в горных пещерах, широко распро-
странен у жителей северных областей от Финляндии до Сибири. У народов Зауралья сущест-
вовало поверие о старике — Северном ветре, дующем с огромной силой и охватывающем лю-
дей ледяным дыханием.
Подобные представления проникли в греческую литературу и обогатили античный миф
о титане Борее. Отдельные детали «скифского» происхождения свободно вплетались в древ-
ние сюжеты эллинской мифологии. Софокл в трагедии «Антигона» излагает историю о несча-
стной дочери Борея, которая из мести неверному супругу ослепила своих сыновей:
А была она из древнейшей семьи...
В отдаленных пещерах возлелеяна сонмом отеческих бурь,
Порождение бога, дочь Борея, что резвых быстрее коней.
Имеются и многие другие примеры, свидетельствующие о знакомстве античной тради-
ции с сюжетами скифского эпоса. В целом влияние скифской культуры на эллинский мир бы-
ло весьма заметным. Греческие и римские поэты нередко обращались к скифским мотивам, их
привлекали история, обычаи, нравы, традиции скифов, герои скифских преданий: «прароди-
тельница» скифов — змееногая богиня земли, эпический царь Колаксай, царицы-воительницы
скифо-сарматеких племен и др. Очень популярен в античной литературе был образ скифа
Анахарсиса. Уже Геродот рассказывает различные истории об этом скифе царского рода, ко-
торый объездил много стран, в том числе Элладу. Позднее эллины причислили его к семи из
величайших мудрецов мира. Так в античную культуру проникли многие мотивы скифского
эпоса. Вместе с реальными фактами, описанием действительно существовавших народов гре-
ки получали и фольклорные сюжеты скифов и их соседей.
Довольно широко представлен в античной литературе о Скифии и интересующий нас
«северный цикл». Его мотивы нередко приобретали в античной традиции иное толкование,
осмысливались под влиянием традиционных эллинских представлений, увязывались с хорошо
известными образами, но во многом сохраняли первоначальную основу. Если, например, ари-
маспы вошли в античную литературу под своим скифским названием, то другие мифические
существа часто выступали в ней под именами персонажей, с которыми отождествили их греки
(Борей, форкиды и горгоны). Так случилось и с «блаженными» скифской традиции. У антич-
ных авторов они стали именоваться «гипербореями» — священный народ в эллинской мифо-
логии, связанный с культом Аполлона в Дельфах и на острове Делос. Трудно сказать, где гре-
ки помещали в то время этот народ, но уже с VII в. до н.э. существовала традиция о том, что
гипербореи обитают далеко к северу от Скифии, за Рипейскими горами. Эта традиция была
представлена, в частности, у Аристея; как полагают некоторые исследователи, она ведет свое
начало именно от него.
В греческие представления о гипербореях вливались новые черты, заимствованные из
мифологии и эпоса скифов и их соседей. Сведения обоих источников (греческих доскифских и
полученных из Скифии) тесно переплелись друг с другом, и не всегда легко определить про-
исхождение тех или иных деталей в описании гипербореев. Но бесспорно, что «скифский
вклад» был весьма значителен. Даже в одах Пиндара, повествование которого о гипербореях,
быть может, в наибольшей степени проникнуто эллинским колоритом, явно отражены различ-
ные представления, основанные на сведениях из Скифии.
Фрагмент серебряного зеркала нач. VI в. до н.э. из Келермесского кургана в Прикубанье Существует предположение, что тут представлена сцена борьбы аримаспов с грифом
Фрагмент серебряного зеркала нач. VI в. до н.э. из Келермесского кургана в Прикубанье
Существует предположение, что тут представлена сцена борьбы аримаспов с грифом

В античном мире самой авторитетной считали традицию о гипербореях, возводимую к
Аристею. Предполагалось, что именно он обладал наиболее подробными и достоверными све-
дениями об этом народе. Данная традиция, по которой гипербореи обитали к северу от вели-
ких гор, за Скифией, за аргиппеями и исседонами, рядом с аримаспами и т.д., основывалась на
рассказах, бытовавших у племен скифского мира, и в частности у исседонов.
Геродот и к таким рассказам подходил с большой осторожностью. О гипербореях за
Скифией он говорит лишь со ссылкой на Аристея. Но и сам Геродот включил в свой труд све-
дения — из числа полученных им в Скифии — об особом народе, якобы жившем далеко к се-
веру от аргиппеев, за высокими недоступными горами, хотя одновременно и замечал: «Я со-
всем этому не верю». Конечно, Геродот имел все основания подвергать сомнению достовер-
ность подобных рассказов, но бесспорен сам факт бытования в Скифии легенд о чудесном на-
роде за далекими северными горами. Название же «гипербореи» в Скифии Геродот, естест-
венно, не мог слышать, т.к. оно принадлежало собственно греческой традиции и было только
перенесено на «блаженных» скифской мифологии.
Ритуальный головной убор из погребения в кургане Большая Близница на Таманском полуострове. IV в. до н.э.
Ритуальный головной убор из погребения в кургане Большая Близница
на Таманском полуострове. IV в. до н.э.

В сюжетах античной традиции о гипербореях можно выделить некоторые моменты, оп-
ределенно связанные с представлениями, бытовавшими в скифском мире. Это прежде всего
сама локализация гипербореев. Аристей, Дамаст и другие греческие авторы помещали их в
области между северными горами и северным морем. Такое представление первоначально бы-
ло чуждо грекам того времени и, безусловно, заимствовано ими из скифской среды. Обращает
на себя внимание и тот факт, что у античных авторов Рипейские горы располагаются под со-
звездием Большой Медведицы, которая связывается также и со страной гипербореев. Так,
римский поэт Лукан (начало I в. н.э.) в одной из своих поэм упоминал о «ледяной повозке Ги-
перборейской Медведицы».
Негреческие черты в цикле о гипербореях отчетливо выявляются в описаниях «поляр-
ных» явлений в их стране. Безусловно, правы те исследователи, которые полагают, что эти
сведения входили уже в древнейшую греческую традицию о заскифских гипербореях. Повест-
вования о «полярных» явлениях составляют неотъемлемую часть общих описаний страны ги-
пербореев в античных источниках и тесно переплетаются со столь характерными образами и
сюжетами, как Пероносная — снежная страна, пещера Борея, аримаспы, Рипейские горы и
расположенное за ними северное море. И наконец, у Геродота отражена самостоятельная тра-
диция о том, что в стране за высокими неприступными горами ночь продолжается шесть ме-
сяцев.
Таким образом, из скифского мира в греческую литературу, хотя и в легендарной фор-
ме, проникли сведения о «полярных» явлениях в далеких заскифских областях. Они основы-
вались на конкретных сведениях, попадавших в степные районы Юго-Восточной Европы, оче-
видно, из более северных областей. Так, эллины уже в VII-V вв. до н.э. услышали об удиви-
тельных для них феноменах, которые затем подвергались научному осмыслению античными
учеными, получая разные объяснения.

Фрагменты изображений на головном уборе. Большая Близница
Фрагменты изображений на головном уборе. Большая Близница

«Скифский источник» можно рассматривать как первый этап в истории античных пред-
ставлений о дальнем севере. К подобным сведениям о северных странах позднее добавились
новые, также основанные на конкретной информации, но идущей уже не из скифского мира, а
из северо-западных районов Европы. Во второй половине IV в. до н.э. уроженец греческой ко-
лонии Массалии (современный Марсель) Пифей совершил путешествие в Страну олова (Бри-
танию) и оттуда к земле Туле. Она отождествляется современными учёными с одним из ост-
ровов к северу от Шотландии, с Исландией или частью Норвегии.
Фрагменты изображений на головном уборе. Большая Близница
Фрагменты изображений на головном уборе. Большая Близница

Пифей оставил описание своего путешествия, но от его труда сохранились лишь незна-
чительные фрагменты. Записки Пифея были использованы античными астрономами (в частно-
сти, греческим ученым I в. до н.э. Гемином в его сочинении «Введение в явления природы»).
Сведения Пифея часто вызывали недоверие у древних авторов. И лишь много позлее европей-
ским ученым стало ясно, что его данные вполне достоверны. Судя по дошедшим фрагментам,
Пифей сообщал о том, что на Туле «ночь была очень короткой и продолжалась в некоторых
местах два, в других — три часа, так что через очень короткое время после захода солнце сно-
ва поднималось». В I в. н.э. Плиний писал о земле Туле: «Там летом нет ночей, но очень мало
дневного света в зимнее время. Некоторые думают, что это продолжается без перерыва шесть
месяцев подряд». Здесь, как и в некоторых других отрывках сочинения Плиния, соединены
вместе свидетельство Пифея и более ранняя традиция о северных заскифских областях.
Так в течение многих столетий при описании северных стран обращались к традиции,
восходящей к VII-V вв. до н.э. и основанной на сведениях, из скифского мира того времени.
Фрагменты изображений на головном уборе. Большая Близница























Бонгард-Левин, Грантовский. От Скифии до Индии
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Просмотров: 7035 | Добавил: Рухс | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]