Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Календарь новостей

«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Май » 13 » НЕДОСТУПНАЯ АРКТИКА
НЕДОСТУПНАЯ АРКТИКА
13:27
В отдаленном северном краю, высоко на вершинах Меру и на ее склонах, у берегов
Молочного северного океана, находилась обитель богов и страна «блаженного народа». Из
земного мира сюда могли попасть лишь избранные праведники, и то лишь после окончания
своей жизни. Там был рай бога Индры: «Уйдя туда, вновь в этот мир не приходят». Живыми в
ту страну могли вознестись, как считали древние индийцы, лишь некоторые прославленные
герои или мудрейшие риши. Но попадали они сюда чудесным образом, по божественному со-
изволению, лишь на крыльях священной птицы Гаруды. Иначе никто из людей не мог попасть
в ту далекую страну. «Никто, кроме птиц, никогда не идет к Северному океану», «он никому
не доступен, кроме птиц» — не раз повторяется в древнеиндийском эпосе.
               Даже самым прославленным героям не удавалось попасть туда, где живут счастливые
северные люди. Долог и труден был путь к границам северной страны, и каждый, кто пытался
проникнуть в ее пределы, погибал у подножия Великих гор. Именно в «полярную» страну, где
Большая Медведица, созвездия Кассиопеи и Волопаса обходят вокруг укрепленной на небе
Полярной звезды, именно:

Поклонение богу. Скульптурный фрагмент IX в. Музей в Гвалиоре

Поклонение богу. Скульптурный фрагмент IX в. Музей в Гвалиоре

Туда манят тысячи вожделенных наслаждений, Галава,

Но как только человек проникает подальше,

Всякий раз, лучший из дваждырожденных, он погибает, Галава!  

И никто иной не проходил здесь прежде, о бык среди брахманов.


Так рассказывает отшельнику Галаве о стране на далеком севере птица Гаруда.
В сказании «О покорении мира» «Махабхарата» повествует о подвигах Пандавов в раз-
личных странах света. На север направил свои войска лучший из братьев — воитель Арджуна.
Перейдя Гималаи, он завоевал один за другим северные народы и царства, сказочные
племена и страны фантастических существ. Наконец он приблизился к стране счастливого се-
верного народа. Но здесь к нему подошли «стражники с огромными телами, наделенные вели-
кой доблестью и силой... и сказали такие слова: «О Арджуна!.. Возвращайся отсюда... Тот че-
ловек, который вступит в эту страну, обязательно погибнет... здесь не может быть сражений. И
если даже ты войдешь, ты ничего не увидишь, ибо здесь ничего нельзя увидеть человеческим
оком». Тогда сказал могучий воитель: «Я не вступлю в вашу страну, если это воспрещено лю-
дям». И вернулся Арджуна в Индию.
Древние предания предупреждали тех, кто пытался нарушить этот запрет: на подступах
к стране, у гор Меру, лежит пустыня, область мрака, где обитают страшные чудовища: пиша-
чи — злые существа-упыри, вриддхики — женщины-людоедки, злобные чудовищные ракша-
сы («злобные ракшасы убивают все живое», «кто, дерзновенный, пойдет тем высочайшим пу-
тем, того убивают ракшасы дротиками и прочим оружием»)
Вернемся, однако, в Скифию. По словам ее жителей, пишет Геродот, за дальними се-
верными областями «нельзя ни смотреть вперед, ни пройти». Помпоний Мела сообщает о том,
что на подступах к Рипейским горам «постоянно падающие снега делают эти местности до та-
кой степени непроходимыми, что далее нельзя даже видеть, как ни напрягай зрение». Эти об-
ласти, овеянные леденящим дыханием Борея, «суровы» и «безлюдны», «настоящая пустыня»,
«окутаны густым мраком» (Геродот, Мела, Плиний и др.). Они «погружены в вечную тьму, —
пишет Солин, — всем там владеют грифы, свирепые и доходящие до крайнего бешенства...
которые растерзывают всех, кого увидят...».
Согласно Помпонию Меле, страна перед Рипейскими горами «необитаема, потому что
грифы, свирепые и упрямые животные, очень любят и ревниво стерегут... золото и нападают
на того, кто до него дотронется». А один из отцов христианской церкви, Иероним (348–420 гг.
н.э.), повторял рассказы о золотых горах на севере, которые недоступны человеку «из-за гри-
фов, драконов и чудовищ с громадными телами».
Это, конечно, позднее свидетельство. Но уже в VII-IV вв. до н.э., когда к эллинам по-
ступали сведения из Скифии, греческие авторы писали о том, что далеко за Скифией, у север-
ных гор, «обитали» ревниво стерегущие золото хищные грифы, одноглазые богатыри аримас-
пы, люди с козлиными ногами, людоеды и чудовищные свирепые девы. Греческие поэты ото-
ждествляли их с персонажами эллинских мифов — дочерьми титана Форкия («форкидами») —
граями и Горгонами, также слывшими людоедками-кровопийцами6. Рядом с грифами и ари-
маспами помещал их Эсхил, рисуя словами Прометея опасности на пути несчастной Ио, пре-
следуемой женой Зевса, великой богиней Герой:
Поля... встретишь ты горгонины,
И трех Форкид, седоволосых девушек,
На лебедей похожих. Глаз один у них
И зуб один. К ним луч не проникал еще
Дневного солнца и ночного месяца.
А по соседству три сестры крылатые
Живут. Горгоны, в косах — змеи, в сердце — яд.
Кто им в глаза заглянет, в том остынет жизнь.
Рассказываю, чтобы остеречь тебя.
Печального послушай путь скитания.
Остроклювых бойся грифов... одноглазой рати аримаспов...
К ним ты не приближайся!
Все эти фантастические существа «находились» у северных гор, перед «страной бла-
женных» — гипербореев. Там поселил горгон и поэт Пиндар.
«Далее, — пишет он, — живет народ гипербореев; никто из смертных ни по морю, ни
по земле не может найти чудесной дороги к их жилищам».
Итак, опять скифские «мотивы» оказываются сходными с индийскими рассказами о да-
леких северных странах. Знакомясь с этими рассказами, мы чаще всего обращались к «Махаб-
харате» — самому богатому собранию древних легенд и сказаний, передававшихся в течение
многих столетий из поколения в поколение. Но предания о северных странах сохранились и во
многих других сочинениях древнеиндийской литературы. Они легли, например, в основу од-
ного из красочных рассказов второй великой эпопеи Индии — «Рамаяны» (несколько более
поздней по времени, чем «Махабхарата»).
После долгих безуспешных попыток найти похищенную демоном Раваном Ситу ее
супруг Рама обратился за помощью к своему союзнику — Сугриве. Тот послал армии обезьян
во все страны света на поиски Ситы. Предводителю каждой армии он давал свои наставления.
Вождю войска, отправленного на север, Сугрива поведал о трудностях, которые предстоит
преодолеть на этом долгом пути. Нужно было достичь и перейти Гималаи и двигаться далее на
6 В греческой мифологии три вещие граи («старухи») описывались седовласыми от рождения и имевши-
ми на всех лишь один драконий зуб и один солнечный глаз; они охраняли путь к своим трем сестрам-горгонам:
Сфено («Могучая»), Эвриале («Хорошо прыгающая»), Медузе («Властительная»). Широко известно предание о
том, как знаменитый герой Персей сумел отсечь голову Медузе Горгоне. Чешуя покрывала тела горгон, на их
огромных руках были стальные когти, вместо волос — ядовитые змеи; от одного их взгляда все живое превраща-
лось в камень. Каждого человека, которого они замечали, летая на своих золотых крыльях, горгоны разрывали на
части и пили его кровь.
север, пройти через пустыни, преодолеть другие горные массивы. К северу от этих стран, по
словам Сугривы, находилась область мрака и наводящей ужас темноты; смерть ждет каждого,
кто приблизится туда. Но далее, как рассказывал Сугрива, лежит уже счастливая обитель све-
та, где живут небесные девы и священные муни. Там повсюду растут плоды, золотые цветы,
реки текут в золотых руслах; там Вечный океан и золотая гора, вершины которой касаются
неба.
А вот еще одно красочное описание этой сказочной горы, о которой в «Махабхарате»
повествует Уграшравас, рассказывая древнейшие предания о происхождении богов и сотворе-
нии земли: «Есть несравненная гора Меру, сверкающая, богатая блеском. Своими вершинами,
горящими золотом, она отражает блеск солнца. Чудесная в золотом уборе, она посещается бо-
гами и гандхарвами. Неизмеримая, она неприступна для людей, обремененных грехами. По
ней бродят страшные звери, на ней цветут дивные травы. Великая гора эта стоит, закрывая не-
бо своей высотою. Она недосягаема даже в мыслях других. Она покрыта реками и деревьями и
оглашается стаями разнообразных птиц, восхищающих сердце. На ее высокую, сияющую
вершину, усеянную множеством драгоценных камней, которая существует бесконечное число
тысячелетий, однажды взошли все могущественные боги, обитающие на небе, и уселись на

ней. Пребывающие в покаяниях и обете, они собрались там и начали совещаться о том, как

добыть амриту» (амрита — напиток бессмертия).


Бонгард-Левин, Грантовский. От Скифии до Индии
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Просмотров: 3258 | Добавил: Рухс | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]