Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 6
Гостей: 2
Пользователей: 4
Bogdanvum , Bogdanqmn , Bogdanqkh , Bogdanasd
Главная » 2009 » Май » 13 » ВЕРШИНЫ ВЫСОКОЙ ХАРЫ
ВЕРШИНЫ ВЫСОКОЙ ХАРЫ
13:09
До самого неба возвышается Хара; вокруг ее вершины совершают движение солнце,
луна и звезды. «Взойди, взойди, быстроконное солнце, над Высокой Харой, даруй свой свет
земному миру... взойди, взойди, месяц, над Высокой Харой, даруй свой свет земному миру...
взойдите, взойдите, таинственные звезды, даруйте свой свет земному миру...» А вот представ-
ление о горах Хары (или «Харайти») и их главной вершине Хукайрья7, которое отразилось в
авестийском гимне Рашну — одному из богов зороастрийского пантеона: «Когда ты, о пра-
ведный Рашну, пребываешь на светящейся Высокой Харе... на великолепной золотой горе Ху-
кайрья, с которой ниспадают могучие незапятнанные воды Ардви... на величайшей вершине
гор Харайти, где вращаются звезды, луна и солнце... когда ты, о праведный Рашну, пребыва-
ешь на луне... когда ты, о праведный Рашну, пребываешь на солнце... когда ты, о праведный
Рашну, пребываешь в безначальной сфере вечного света...» В зороастрийской традиции сохра-
нился рассказ о том, как при создании мира возникла и поднималась великая Хара. Она росла
в течение 800 лет, за первые 200 лет она достигла звезд, за следующие 200 — луны, затем за
200 лет поднялась до солнца и, наконец, до бесконечного света.
По авестийским представлениям, Высокая Хара создана самим Ахурамаздой — вели-
чайшим богом, творцом вселенной. Вокруг Хары он проложил пути для светил — быстрокон-
ного солнца, луны и звезд. И по индийской традиции, бог-создатель Брахма сам определил пу-
7 В индийском эпосе ей соответствует Мандара — главная вершина гор Меру.
ти движения светил над Меру. Как солнце-Сурья никогда не покидает Меру («обходя со всех
сторон эти горы», «вращаясь по этой дороге»), так и Высокую Хару постоянно обходит солн-
це-Хвар8 в своем полете «по созданной Маздой дороге». Ахурамазда и сонм его вышних анге-
лов на светящейся высочайшей вершине Хары построили в единении с солнцем дворец для
Митры — великого арийского бога. Отсюда он обозревает всю землю и встает над миром впе-
реди солнца.
«Митра, владеющий широкими пастбищами, первым из богов восходит над Харой впе-
реди бессмертного быстроконного солнца; он первый охватывает прекрасные золотистые гор-
ные вершины, откуда он, могущественный, осматривает все арийские земли». И для другого
бога — «прекрасного победоносного Сраоша» воздвигнут великолепный тысячеколонный дом
«на высшей высоте, на горах Харайти». Многие великие боги пребывают на Харе; могучая не-
запятнанная Ардви — богиня вод и плодородия, средоточие всех мировых вод, представляв-
шаяся в виде мощного потока, низвергавшегося с исполинских высот золотой вершины Ху-
кайрья9; Хаума — бог священного напитка бессмертия (соответствующий индийскому
Соме10), «исцеляющий, прекрасный, повелевающий, золотоглазый». Жрецом богов сделал
Хауму Ахурамазда, определил место для его молитв и жертвоприношений «на высочайшей
высоте гор Харайти, называемой Хукайрья». Здесь он приносит жертвы Митре, Сраошу и
другим богам. Повсюду слышится его громкий голос, разносится с горной вершины над всей
землей, проникает до сферы небесного света. Сам «незапятнанный», Хаума почитает здесь
«незапятнанных» с «незапятнанными священными ветвями, незапятнанным возлиянием,
незапятнанными священными словами».
На Высокой Харе совершали жертвы и самые великие мифические герои: первый зем-
ной царь, владыка над всеми странами, людьми и демонами, — Хаошьянха Парадата и другой
великий повелитель — солнцеподобный, сияющий Йима, сын Вивахванта. Видимо, лишь им
было даровано право пребывать на Харе и совершать там поклонение богам. Остальные герои,
о которых рассказывается в Авесте, даже самые почитаемые, могли посылать жертвы богам
лишь в других краях земли. Щедры были Хаошьянха и Йима. На горах Хары принес каждый
из них в жертву незапятнанной Ардви по 100 коней, 1 000 быков, 10 000 овец. Здесь почитали
они и могучего бога ветра Вайю. Йима поклонялся ему на «блистающей золотой» горе Хукай-
рья.
Вершины Хары Березайти подобно сияющим пикам Меру и Рипейских гор покрыты
золотом. Зороастрийская традиция сообщает и об озерах, реках и потоках, текущих в золотых
руслах на Высокой Харе (сходные свидетельства имеются также о Меру и Рипах). В зороаст-
рийской «Книге о творении» («Бундахишн») говорится, например, о ста тысячах золотых ка-
налов, по которым воды поступают в озеро на высочайшей вершине Хары. Высшая мифиче-
ская гора у иранцев и у индийцев считалась связанной с небесным потоком и Мировым океа-
ном. С Хары, как и с Меру (и с Рипейских гор), берут начало земные реки.
В космологии древнего Ирана утверждалось, что при сотворении мира ранее всего была
создана Хара Березайти. Все остальные горы различных частей мира выросли из нее и были
соединены подземными корнями с этой первозданной Высокой Харой. Первая гора, возник-
шая на земле, говорится в «Авесте», — это Высокая Хара. Сходное представление было и у
индийцев: хребты Меру будто бы существовали при сотворении мира, а корни их уходят дале-
ко в глубь земли и соединяют Меру с другими горами мира. В сказаниях индийского эпоса о
сотворении земли встречается предание о том, как боги, пребывавшие на Меру, решили до-
быть напиток бессмертия — амриту. Для этого предстояло спахтать Великий океан. Боги яви-
лись к главным богам Брахме и Вишну и попросили их поднять «опору земли» — лучший из
горных хребтов Меру — гору Мандару, «корни которой уходят под землю на 11 000 йоджан».
8 Иранское «Хвар», «Хур» и индийское «Сурья», «Свар», «Сур» — слова одного корня, от которого про-
исходит название солнца и в ряде других индоевропейских языков: русское «солнце», литовское и латышское
«сауле» и пр. Древнее «л» в арийских языках переходило в «р», а в иранском «с» перешло в «х».
9 Ардви как небесный поток, средоточие всех вод, соответствует «небесной Ганге», дочери Мандары в
индийском эпосе.
10 Древнее арийское «Саума», иранское «Хаума», индийское «Сома» (в древнеиндийском дифтонг «ау»
стянулся в «о»).
Хребты Хары и Меру, по представлениям древних иранцев и индийцев, протянулись по
всей земле с запада на восток (то же рассказывали и о великих горах к северу от Скифии). И
вместе с тем эти горные мссивы располагались на севере. Таким образом, сведения древне-
иранской традиции о горах Хары находят прямые соответствия в индийском космологическом
цикле о Меру, широко представленном в различных сочинениях древней Индии.
Исключительная близость представлений иранцев и индийцев о великих священных
горах осознавалась уже в древности. Конец I тыс. до н.э. — первые века I тыс. н.э. явились пе-
риодом тесных политических и культурных контактов между различными народами Востока.
На обширных территориях — от Ирана до Центральной Азии, от Индии до Аральского и Кас-
пийского морей — по оживленным торговым путям шли не только купцы, но и проповедники,
миссионеры старых и вновь возникших религий. Из Индии в эти страны распространился буд-
дизм, из Западного Ирана проникло манихейство. Появилась богатая переводная литерату-
ра — светская и религиозная. Нам известно о ней лишь по тем немногим фрагментам, которые
удалось найти в песках Центральной Азии и при раскопках древних поселений.
Среди открытых текстов особый интерес в данном случае приобретают фрагменты буд-
дийских рукописей на хотано-сакском языке и манихейских документов на согдийском (как и
хотано-сакский, это один из восточноиранских языков). Здесь мы встречаемся с передачей ин-
дийского названия великих гор — Меру, или Сумеру («Прекрасная Меру»), иранским терми-
ном «Хара» или «Высокая Хара» и, наоборот, иранского Хара Березайти — индийским Суме-

ру.

Бонгард-Левин, Грантовский. От Скифии до Индии


Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Просмотров: 3598 | Добавил: Рухс | Рейтинг: 0.0/0 |

Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]