История Осетии [64] |
Скифы | Сарматы | Аланы
[157]
Публикации, архивы, статьи.
|
Осетия
[131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
|
Кавказ
[15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
|
Ранняя история Алан
[0]
Габуев.Т.А.
|
ВЕРШИНЫ ВЫСОКОЙ ХАРЫ | 13:09 |
луна и звезды. «Взойди, взойди, быстроконное солнце, над Высокой Харой, даруй свой свет земному миру... взойди, взойди, месяц, над Высокой Харой, даруй свой свет земному миру... взойдите, взойдите, таинственные звезды, даруйте свой свет земному миру...» А вот представ- ление о горах Хары (или «Харайти») и их главной вершине Хукайрья7, которое отразилось в авестийском гимне Рашну — одному из богов зороастрийского пантеона: «Когда ты, о пра- ведный Рашну, пребываешь на светящейся Высокой Харе... на великолепной золотой горе Ху- кайрья, с которой ниспадают могучие незапятнанные воды Ардви... на величайшей вершине гор Харайти, где вращаются звезды, луна и солнце... когда ты, о праведный Рашну, пребыва- ешь на луне... когда ты, о праведный Рашну, пребываешь на солнце... когда ты, о праведный Рашну, пребываешь в безначальной сфере вечного света...» В зороастрийской традиции сохра- нился рассказ о том, как при создании мира возникла и поднималась великая Хара. Она росла в течение 800 лет, за первые 200 лет она достигла звезд, за следующие 200 — луны, затем за 200 лет поднялась до солнца и, наконец, до бесконечного света. По авестийским представлениям, Высокая Хара создана самим Ахурамаздой — вели- чайшим богом, творцом вселенной. Вокруг Хары он проложил пути для светил — быстрокон- ного солнца, луны и звезд. И по индийской традиции, бог-создатель Брахма сам определил пу- 7 В индийском эпосе ей соответствует Мандара — главная вершина гор Меру. ти движения светил над Меру. Как солнце-Сурья никогда не покидает Меру («обходя со всех сторон эти горы», «вращаясь по этой дороге»), так и Высокую Хару постоянно обходит солн- це-Хвар8 в своем полете «по созданной Маздой дороге». Ахурамазда и сонм его вышних анге- лов на светящейся высочайшей вершине Хары построили в единении с солнцем дворец для Митры — великого арийского бога. Отсюда он обозревает всю землю и встает над миром впе- реди солнца. «Митра, владеющий широкими пастбищами, первым из богов восходит над Харой впе- реди бессмертного быстроконного солнца; он первый охватывает прекрасные золотистые гор- ные вершины, откуда он, могущественный, осматривает все арийские земли». И для другого бога — «прекрасного победоносного Сраоша» воздвигнут великолепный тысячеколонный дом «на высшей высоте, на горах Харайти». Многие великие боги пребывают на Харе; могучая не- запятнанная Ардви — богиня вод и плодородия, средоточие всех мировых вод, представляв- шаяся в виде мощного потока, низвергавшегося с исполинских высот золотой вершины Ху- кайрья9; Хаума — бог священного напитка бессмертия (соответствующий индийскому Соме10), «исцеляющий, прекрасный, повелевающий, золотоглазый». Жрецом богов сделал Хауму Ахурамазда, определил место для его молитв и жертвоприношений «на высочайшей высоте гор Харайти, называемой Хукайрья». Здесь он приносит жертвы Митре, Сраошу и другим богам. Повсюду слышится его громкий голос, разносится с горной вершины над всей землей, проникает до сферы небесного света. Сам «незапятнанный», Хаума почитает здесь «незапятнанных» с «незапятнанными священными ветвями, незапятнанным возлиянием, незапятнанными священными словами». На Высокой Харе совершали жертвы и самые великие мифические герои: первый зем- ной царь, владыка над всеми странами, людьми и демонами, — Хаошьянха Парадата и другой великий повелитель — солнцеподобный, сияющий Йима, сын Вивахванта. Видимо, лишь им было даровано право пребывать на Харе и совершать там поклонение богам. Остальные герои, о которых рассказывается в Авесте, даже самые почитаемые, могли посылать жертвы богам лишь в других краях земли. Щедры были Хаошьянха и Йима. На горах Хары принес каждый из них в жертву незапятнанной Ардви по 100 коней, 1 000 быков, 10 000 овец. Здесь почитали они и могучего бога ветра Вайю. Йима поклонялся ему на «блистающей золотой» горе Хукай- рья. Вершины Хары Березайти подобно сияющим пикам Меру и Рипейских гор покрыты золотом. Зороастрийская традиция сообщает и об озерах, реках и потоках, текущих в золотых руслах на Высокой Харе (сходные свидетельства имеются также о Меру и Рипах). В зороаст- рийской «Книге о творении» («Бундахишн») говорится, например, о ста тысячах золотых ка- налов, по которым воды поступают в озеро на высочайшей вершине Хары. Высшая мифиче- ская гора у иранцев и у индийцев считалась связанной с небесным потоком и Мировым океа- ном. С Хары, как и с Меру (и с Рипейских гор), берут начало земные реки. В космологии древнего Ирана утверждалось, что при сотворении мира ранее всего была создана Хара Березайти. Все остальные горы различных частей мира выросли из нее и были соединены подземными корнями с этой первозданной Высокой Харой. Первая гора, возник- шая на земле, говорится в «Авесте», — это Высокая Хара. Сходное представление было и у индийцев: хребты Меру будто бы существовали при сотворении мира, а корни их уходят дале- ко в глубь земли и соединяют Меру с другими горами мира. В сказаниях индийского эпоса о сотворении земли встречается предание о том, как боги, пребывавшие на Меру, решили до- быть напиток бессмертия — амриту. Для этого предстояло спахтать Великий океан. Боги яви- лись к главным богам Брахме и Вишну и попросили их поднять «опору земли» — лучший из горных хребтов Меру — гору Мандару, «корни которой уходят под землю на 11 000 йоджан». 8 Иранское «Хвар», «Хур» и индийское «Сурья», «Свар», «Сур» — слова одного корня, от которого про- исходит название солнца и в ряде других индоевропейских языков: русское «солнце», литовское и латышское «сауле» и пр. Древнее «л» в арийских языках переходило в «р», а в иранском «с» перешло в «х». 9 Ардви как небесный поток, средоточие всех вод, соответствует «небесной Ганге», дочери Мандары в индийском эпосе. 10 Древнее арийское «Саума», иранское «Хаума», индийское «Сома» (в древнеиндийском дифтонг «ау» стянулся в «о»). Хребты Хары и Меру, по представлениям древних иранцев и индийцев, протянулись по всей земле с запада на восток (то же рассказывали и о великих горах к северу от Скифии). И вместе с тем эти горные мссивы располагались на севере. Таким образом, сведения древне- иранской традиции о горах Хары находят прямые соответствия в индийском космологическом цикле о Меру, широко представленном в различных сочинениях древней Индии. Исключительная близость представлений иранцев и индийцев о великих священных горах осознавалась уже в древности. Конец I тыс. до н.э. — первые века I тыс. н.э. явились пе- риодом тесных политических и культурных контактов между различными народами Востока. На обширных территориях — от Ирана до Центральной Азии, от Индии до Аральского и Кас- пийского морей — по оживленным торговым путям шли не только купцы, но и проповедники, миссионеры старых и вновь возникших религий. Из Индии в эти страны распространился буд- дизм, из Западного Ирана проникло манихейство. Появилась богатая переводная литерату- ра — светская и религиозная. Нам известно о ней лишь по тем немногим фрагментам, которые удалось найти в песках Центральной Азии и при раскопках древних поселений. Среди открытых текстов особый интерес в данном случае приобретают фрагменты буд- дийских рукописей на хотано-сакском языке и манихейских документов на согдийском (как и хотано-сакский, это один из восточноиранских языков). Здесь мы встречаемся с передачей ин- дийского названия великих гор — Меру, или Сумеру («Прекрасная Меру»), иранским терми- ном «Хара» или «Высокая Хара» и, наоборот, иранского Хара Березайти — индийским Суме- ру. Бонгард-Левин, Грантовский. От Скифии до Индии | |
Категория: Скифы | Сарматы | Аланы | Просмотров: 3643 | Добавил: Рухс | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |