Памятники архитектуры на территории республики стали ее неотъемлемой частью. Повсюду - на равнинах и крутых горных склонах, вдоль рек и дорог - встречаются сигнально-сторожевые и боевые башни, фамильные крепости, склепы, культовые сооружения - безмолвные свидетели истории Южной Осетии. Они гармонично вписываются в окружающую природу. Большинство памятников на территории республики лишены каких-либо надписей, о них сохранились лишь скудные отрывочные сведения в исторических документах и устных преданиях. Архитектурные памятники Южной Осетии охраняются государством.
|
В 1926 г. в Южной Осетии насчитывалось 558 сел. К 1948 г. число их снизилось до 468, а к началу 1962 г. — до 455. В результате трагических событий последних лет в Южной Осетии было сожжено, разграблено и частично разрушено более 100 сел (преимущественно с осетинским населением). Большинство из них полностью обезлюдело и, возможно, уже не будет заселено. Необходимо сделать так, чтобы не были забыты их названия. Большую работу по фиксации топонимии Южной Осетии провела Терминологическая комиссия при Юго-Осетинском НИИ краеведения. Результаты этой работы были опубликованы в небольшой брошюре, изданной в 1934 г. в г. Сталинире (Цхинвал) и сохранившей для потомков большое количество топонимических названий в том виде, в какой они звучали и писались до 30-х гг. нашего столетия.
|
Национальный состав населения Южной Осетии (перепись 1989 г.)
|
Перечень сел горных районов Северной Осетии, где сохранились средневековые историко-архитектурные памятники
|
Фамильная принадлежность памятников в горных селениях осетинских обществ
|
Несмотря на довольно сложную внешнеполитическую обстановку и внутренние неурядицы, обусловленные междоусобицами феодалов и известной разобщенностью осетинских обществ в XVI-XVII вв., в горах Северной Осетии широкий размах приобретает строительство. Появляется множество хорошо укрепленных селений, расположенных, как правило, вблизи водных источников, пахотных и сенокосных угодий. Повсеместно возводятся жилые и боевые башни. Над входами в ущелье, горными тропами и дорогами для оповещения населения об опасности силами отдельных сельских общин или даже нескольких сел воздвигались сторожевые башни. Право же сооружать боевые башни принадлежало исключительно знатным («сильным») родам и фамилиям («стыр мыггаг»). Зависимым от феодалов родам на постройку башни (да и то предусмотренной обычаем высоты) требовалось особое разрешение, которое можно было получить у феодалов на особых условиях. С ростом социально-экономической дифференцации у горцев Северного Кавказа появляются архитектурные сооружения типа осетинских галуанов (своеобразных замков), представляющих собой комплексы жилых и хозяйственных строений, боевых башен. Довольно часто галуаны возводились на неприступных скалах (Хуссар-Хинцаг, Ларс, Задалеск, Ханаз и т.д.).
|
Происхождение священных мест связано с теми отдаленными временами народной жизни, когда силы природы, гром и молния, наводили страх на человека, который видел в них проявление силы божества Васела-громовержца, бросающего на землю свои огненные стрелы. Пораженный божественным огнем человек был, по народному поверию, особо отмеченным среди других. Смерть пораженного молнией в народе считалась особой милостью неба, и оплакивать покойника ни в коем случае не полагалось. Вокруг убитого молнией кинжалом на земле очерчивался круг, за черту которого никому нельзя было переступать. Все ближайшее взрослое население, мужчины и женщины, молодые и до преклонного возраста - несмотря на ливень или дождь - полностью высыпало на место происшествия с песнями, с музыкальными инструментами и, образуя попарно огромный круг, обходило покойника три раза, после чего на место, где лежал убитый молнией, приводили двух молодых бычков, еще никогда не бывших в упряжи, и запрягали их тут же в арбу. Покойника, как есть, клали на арбу и пускали бычков на все четыре стороны. Понукать ими, направлять их куда бы то ни было не разрешалось. Предоставленные самим себе бычки шли впереди, а народ с песнями и танцами за ними. Там, где останавливались бычки и намечалась могила убитого молнией, труп снимали с арбы, могильной ямы никакой почти не рыли, но покрывали труп огромным каменным холмом из нанесенных или свезенных затем камней. Вокруг такой могилы, диаметром в десять метров, делалась небольшая ограда из камней или плетня высотой в 1-2 метра. С этого момента для всего рода, откуда происходил покойник, место это считалось уже священным. Тут же сажали молодые деревья, которые с течением времени разрастались в целую рощу. Ежегодно родственники убитого молнией на это место должны были приводить жертвенных быков и баранов. Резали их, варили, устраивали пиршество - куывд, а не хист (поминки), чтобы показать радость, а не печаль по поводу того, что покойник убит молнией и умер необыкновенной смертью.
|
В этом разделе дается современный адрес и указывается период времени, в течение которого упомянутое историческое лицо проживало, работало или училось в доме, находящимся по приведенному адресу. Знакомство с представленным материалом, возможно, поможет подчеркнуть роль и значение Владикавказа и некоторых других населенных пунктов Осетии в жизни и творчестве того или иного известного писателя, поэта, художника, историка, государственного или общественного деятеля. Более подробные биографические сведения о многих из представленных персонажей можно почерпнуть из подготовленного к печати биографического справочника.
|
« 1 2 3 4 5 6 ... 14 15 » |