Меню сайта

Разделы новостей

История Осетии [64]
Скифы | Сарматы | Аланы [157]
Публикации, архивы, статьи.
Осетия [131]
Новости Северной Осетии и Южной Осетии.События на Кавказе.
Кавказ [15]
Народы Кавказа, История и культура народов Кавказа
Ранняя история Алан [0]
Габуев.Т.А.

Наш опрос

Посещая сайт, я уделяю внимание разделу(разделам)
Всего ответов: 1450

Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь новостей

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Ссылки

|

Статистика


В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Архив материалов

Христианизация предков современных осетин, известных в прошлом под названием алан, началась в VI в. (по некоторым источникам - в IV в. н.э.) стараниями византийских миссионеров и завершилась в X в. созданием аланской епархии. Переход в новую веру проходил не очень гладко, но так или иначе формально христианство восторжествовало во всей Алании. Старые языческие божества, образы и мифы удержались только в эпосе, в сказаниях о героях нартах. Нартовский эпос был той последней цитаделью, куда отступило язычество.

Категория: Осетия | Дата: 18.06.2016 | Рейтинг: 3.5/2 | Комментарии:0

В формировании осетинской мифологии участвовали скифо-сармато-аланы и местные племена, создатели кобанской культуры бронзового века Центрального Кавказа. В Xlll-XIV вв. на мифологические воззрения осетин значительное влияние оказали татаро-монголы. Источники для изучения осетинской мифологии крайне скудны, главный из них — нартский эпос, который создавался с VIII-VII вв. до н.э. до XIII-XIV вв. н.э. Некоторые сравнительные данные содержатся в трудах древних античных авторов (Геродот, Аммиан Марцеллин и др.), а также в скифо-сармато-аланских надписях Северного Причерноморья, в исторических хрониках Армении и Грузии. Особого внимания заслуживают легенды, приведенные армянским историком Мовсесом Хоренаци об аланской царевне Сатиник (V в.), в которых распознаваемы видоизменения нартских сюжетов из цикла Сатаны.

Категория: Осетия | Дата: 18.06.2016 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Список осетинских фамилий Владикавказского аула
(1861 г; первая перепись осетинского населения г. Владикавказа)*
Категория: Осетия | Дата: 06.01.2016 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии:0

Перечень осетинских фамилий, проживающих или проживавших в Осетии
Категория: Осетия | Дата: 05.01.2016 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Фамилии осетинского происхождения восходят не только к осетинским именам, но и включают определенное количество производных от арабо-мусульманских, иранских, монгольских имен, а также имен местных северокавказских народов (особенно черкесских).

Категория: Осетия | Дата: 01.12.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

В осетинском нартском эпосе деление нартов на три фамилии или рода - Ахсартаггата, Бората и Алагата - проходит через все нартские сказания. Каждый из этих трех родов характеризовался только ему присущими особенностями, определявшими его преимущества по отношению к другим родам. По одному из вариантов эпоса, Бората были богаты скотом, Алагата были сильны умом, Ахсартаггата были храбры и сильны людьми.

Категория: Осетия | Дата: 12.11.2015 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии:0

Царазонта
Агузата
Цахилта
Кусагонта
Сидамонта
Тидлата

Категория: Осетия | Дата: 12.11.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

Анализ осетинской терминологии родства показывает, что для осетин в XIX в. в основном характерна описательная система родства. При этом номенклатура для обозначения родства ограничена тесным кругом семьи. Специальные термины имеют следующие родственники: отец («фыд»), мать («мад»), сын («фырт»), дочь («чызг»), брат («фсымар»), в отдаленное время («ӕрвад»), сестра («хо»), в отдаленное время («хара»). Остальные родственники обозначаются описательно через эти термины: дед по отцу - «фыдыфыд» (отец отца), дед по матери - «мадыфыд» (отец матери), бабушка по матери «мадымад» (мать матери), бабушка по отцу «фыдымад» (мать отца), внук по сыну - «фырты фырт» (сын сына), внук по дочери - «чызджи фырт» (сын дочери), внучка по сыну - «фырты чызг» (дочь сына), внучка по дочери - «чызджычызг» (дочь дочери), дядя по отцу - «фыды ӕфсымӕр» (брат отца), дядя по матери - «мады ӕфсымӕр» (брат матери), племянник по брату - «ӕфсымары фырт» (сын брата), племянник по сестре - «хойы лаппу» или «хӕрӕфырт» (сын сестры), двоюродный брат по отцу - «фыды ӕфсымӕры лаппу», двоюродный брат по матери - «мады ӕфсымӕры лаппу». Слово «фырт» (сын) заменяется часто словом «лӕппу» - мальчик.

Категория: Осетия | Дата: 12.11.2015 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии:0

« 1 2 ... 8 9 10 11 12 ... 54 55 »