Изображение короткой распашной одежды наряду с «сар¬матским» коротким плащом выгравировано на известном серебряном ритоне из разграбленного погребения III—II вв. до н.э. в Кубанской области (куплен А. А. Бобринским в 1889 г. в Керчи) /10. с. 61/2. Она скроена узкой, имеет полосы отделки (ве¬роятнее всего — из полусферических бляшек) вдоль нижнего края подола, по бортам, краям рукавов и линии их соединения со станом, плечевому шву. Вдоль правого борта виден ряд орнаментальных треугольников (рис. 2, а). Правая пола незначи-тельно заходит за левую, борта плотно прилегают друг к другу: несомненно, это одеяние застегивалось, а не запахивалось3.
Сходная одежда фиксируется с III в. до н. э. на надгробиях Боспора /8, с. 34 сл./. Манера ее ношения была различной: иног¬да она запахивалась, иногда застегивалась на груди одной пуговицей /там же/; в обоих случаях она часто носилась панти-капейцами под хитоном
|
Уже очень рано рядом со скифскими племенами на северных берегах Черного моря обосновались выходцы из эллинского мира. В VIII-VII вв. до н.э. они приезжали сначала для торговли, а затем создали здесь свои многочисленные поселения: Ольвия (у устья Буга), Хер- сонес Таврический (около Севастополя), Пантикапей (совр. Керчь) и другие. Эти греческие города тесно были связаны с местным населением. Некоторые из них признавали власть скиф- ских царей. Скифы обычно благожелательно относились к греческим колонистам, торговали с ними, ценили получаемые от них предметы художественного ремесла. Греки внимательно следили за событиями в стране скифов, интересовались их обычая- ми, традициями, религией. Сочинения античных авторов содержат много данных о Скифии. Особенно интересно ее описание в труде Геродота, который бывал в Ольвии и беседовал со скифами. Правдоподобность многих античных свидетельств и рассказов о Скифии, в том чис- ле и самого Геродота, не раз вызывала сомнения ученых, но новые археологические материа- лы неоднократно подтверждали достоверность сведений о нравах и обычаях скифов, конкрет- ных эпизодах их истории. Примером тому может служить история о скифском царе Скиле, о котором Геродот сообщает следующее...
|
Еще в XIX в. шли горячие споры о том, на каком языке говорили скифы. Высказывались самые различные мнения. Полагали, например, что скифы принадлежали к тюркским или монгольским народам. Прошло немало времени, прежде чем стало ясно, что язык скифов относился к индоевропейской семье языков, к ее индоиранской ветви. Первоначально такой вывод был сделан на основании анализа некоторых имен скифов, упоминаемых в сочинениях античных авторов. Ученые установили, что имена эти иранские, т.к. они образованы от слов, уже известных исследователям по памятникам древнеиранской письменности («Авеста» и др.). Важным этапом в изучении языка древнего населения причерноморских степей — скифов и родственных им сарматов — явился лингвистический анализ личных имен, содержащихся в греческих надписях из эллинских городов Северного Причерноморья.
|
Именно об этих скифских племенах, находящихся в тесных контактах с эллинским ми-
ром, сохранились наиболее подробные сведения в античной литературе. Из нее мы узнаем о
различных сторонах жизни скифов и их культуре.
Обширна и многообразна была народная традиция скифов. Они обладали богатым эпо-
сом, сложными мифологическими и религиозными представлениями. Об этом можно судить
даже по отдельным отрывкам, сохранившимся в трудах античных авторов.
И вот среди этих пестрых, случайно дошедших до нас фрагментов скифского эпоса мы
находим неожиданно параллели к индийским сказаниям о «полярных странах». Так, Геродот
пишет, что, по сообщениям скифов и живущих за ними племен, далеко на севере обитают лю-
ди, «которые спят по шесть месяцев».
|
Данные о заскифской области полярной ночи приводятся в сочинениях античных авторов при географической характеристике стран скифов и их соседей. Эти авторы обычно начинают свои описания со страны скифов и затем двигаются в глубь материка к северу или северо-востоку, пересекая Танаис-Дон, и следуют до каменистых областей, расположенных у подножий гор. Наряду с данными о местоположении, природе и климате описываемых территорий античные авторы рассказывают и о живших там народах, их обычаях и нравах. Геродот сообщал о племенах далеко за Скифией; тисеагетах и иирках, занимавшихся охотой и населявших лесостепные или лесные районы; восточнее их обитали скифы-степняки, родственные причерноморским. Далее к северу лежала «земля каменистая и неровная». Пройдя по ней, можно было попасть к жившим в лесных областях аргиппеям; у них, по Геродоту, была особая речь, необычные черты лица, причудливые обычаи. Недалеко находилась страна исседонов. Эти народы были известны не только Геродоту, но и многим другим античным авторам.
|
Современные ученые по-разному трактуют данные античной традиции и различным образом размещают на карте народы за Скифией. Наиболее убедительно положение, согласно которому торговый путь из Скифии вел до лесных районов Поволжья и областей Южного Приуралья; это мнение, в частности на основе археологических материалов, было убедительно обосновано известным советским ученым Б.Н.Граковым. Если принять такое направление торгового пути, исседонов следует помещать в Заволжье у Южного Урала или в Зауралье. Возможно, справедливо отождествление имени исседонов, или «исседов» (такая форма также встречается в источниках), с названием реки Исеть, на которой стоит современный Свердловск. Еще в XVII в. была известна область Исетия, упоминаемая в русских документах; в XVIII в. эти районы Зауралья входили в особую Исетскую провинцию Российского государства.
|
Судя по описанию античными авторами пути до аргиппеев и исседонов, расположен-
ные вблизи них горы (Рипейские) — это Уральские горы. Мы обнаруживаем, однако, и стойкую традицию о том, что Рипы тянулись на всем пространстве к северу от скифского мира. По
мнению ряда античных авторов, Рипейские горы занимали весь север Европы. Они, например,
так изображались на одной из первых карт земли, составленной в VI в. до н.э. Гекатеем Ми-
летским. Аристотель, не доверяя рассказам о «баснословной» величине Рип, тем не менее не
сомневался в существовании этих гор и полагал, что с них текут «очень многие, и притом са-
мые огромные, из других рек после Истра». Истр — это Дунай, под другими же реками Евро-
пы здесь имеются в виду великие реки Скифии: Днепр, Дон и др. Представления Аристотеля
отражают стойкую древнюю традицию о связи этих рек с горами на далеком севере.
|
Взаимовлияние ираноязычных и горских племен прослеживается по археологическим материалам последующих периодов (Абрамова 1986). Конец I тысячелетия до н.э. ознаменовался продвижением в Предкавказье новой волны ираноязычных кочевников. С конца III в. до н.э. население степной и частично предгорной полосы Центрального Кавказа постепенно утрачивает местные обряды и традиции. Некоторые автохтонные племена едва ли не полностью растворились в среде пришельцев. Другие, сохранив традиционные места обитания, подверглись сильному сарматскому воздействию. На равнине массовое распространение получили курганные погребения с явно выраженным сарматским обликом (у сел. Куртат, Даргкох, с. Павлодольской и др.). Другие памятники (могильники у Нижнего Джулата и Чегема-Второго) свидетельствуют о неоднородном составе предкавказских сарматов, на рубеже двух эр ставших оседать и смешиваться с местным населением.
|
И вновь встречаются описания «полярных» явлений. Области, к которым они относятся, помещаются где-то далеко на севере, хотя данные о реальном положении этих районов сбивчивы и неясны. Но имеется и «точное» указание — гора Меру: именно там «полгода — день, полгода — ночь», «одна ночь и. один день вместе равны году». Здесь высоко на небе «видна укрепленная богом-творцом Полярная звезда», вокруг нее обходят круги созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и Волопаса, именно здесь блистают рожденные радугой десять апсар — северное сияние...
|
« 1 2 ... 7 8 9 10 11 ... 17 18 » |