Вычленить собственно «скифский пласт» в античных свидетельствах, надежно опреде- лить скифские истоки соответствующих представлений, образов и сюжетов, известных из гре- ческой и римской литературы, — задача весьма сложная. Однако имеются критерии, которые облегчают нашу задачу, прежде всего прямые указания на скифский источник информации («об этом рассказывают сами скифы», «скифы говорят» и т.д.). Кроме того, некоторые антич- ные сообщения, судя по их характеру, не могли отражать реальные знания и мифологию самих греков, а являлись результатом заимствования из скифской среды (например, отдельные дета- ли «полярного цикла»). Важным индикатором служит и археологический материал: памятники изобразительного искусства скифов и их соседей — жителей степи и леса — запечатлели своеобразие верований и мифологических образов этих племен.
|
И в этногенезе украинцев-схидняков, и в формировании южновеликороссов скифо-сарматы не единственные из главных компонентов (да и языки иные). Что же касается Галичины (откуда громче всего раздаются голоса о некоем «арийском стандарте»), то в складывании прикарпатских русинов сармато-скифский элемент ничтожен. Там фигурируют славяне, фракийцы, кельты, иллирийцы, гото-гепиды и др. Едва ли позднеарийский элемент входит в первую десятку компонентов формирования галичан. Что же касается схидняков и южновеликороссов, то хотя у них скифо-сарматское влияние и существенно, но не меньшую (чем у сумчан и курян) арийскую физическую и культурную «составляющую» получили и др. восточноевропейские народы : мордва-эрзя (в раннем средневековье именовавшиеся «арису»), мишари и удмурты. Так что, если кто и вправе говорить о «прямой» арийской преемственности, то это только (да и то с определёнными оговорками) осетины.
|
Современные ученые по-разному трактуют данные античной традиции и различным образом размещают на карте народы за Скифией. Наиболее убедительно положение, согласно которому торговый путь из Скифии вел до лесных районов Поволжья и областей Южного Приуралья; это мнение, в частности на основе археологических материалов, было убедительно обосновано известным советским ученым Б.Н.Граковым. Если принять такое направление торгового пути, исседонов следует помещать в Заволжье у Южного Урала или в Зауралье. Возможно, справедливо отождествление имени исседонов, или «исседов» (такая форма также встречается в источниках), с названием реки Исеть, на которой стоит современный Сверд- ловск. Еще в XVII в. была известна область Исетия, упоминаемая в русских документах; в XVIII в. эти районы Зауралья входили в особую Исетскую провинцию Российского государст- ва.
|
Ритуал сомы занимал большое место в религии древних ариев. Соме целиком посвяще- ны одна из десяти книг «Ригведы» и некоторые гимны других книг. Слово «сома» — иранское «хаума» — образовано от глагола «су» («ху») — «выжимать, приготовлять сок». Сомой- хаумой называли растение и сок, который из него получали, а также их божество. Представле- ние об этом священном растении и соответствующий ритуал восходят к общеарийскому пе- риоду. «Ригведа» и «Авеста» дают схожие описания способа приготовления опьяняющего на- питка — сомы: собранное растение мочили в воде, толкли пестом в ступе или выжимали из него сок специальными каменными давильными прессами. Сок процеживали сквозь цедилку и наполняли им сосуды, в которых он смешивался с водой, молоком, ячменными зернами, кис- лым молоком. Полученная смесь бродила, приобретая особый вкус и способность оказывать возбуждающее действие.
|
В недоступные страны далекого севера направлялись, «летая» на птицах, священные, мудрецы индийского эпоса. На далекий север за Скифией совершал свой «полет» и Аристей. Эти воздушные странствия можно рассматривать как часть шаманского камлания. В пользу такой трактовки говорят многочисленные исследования по этнографии и истории религии, прежде всего народов Севера, «Шаман во время камлания, — пишет крупный советский этно- граф С.А.Токарев, — часто падает без сознания; это невольно должно наводить зрителей на мысль об отлете его «души»; бред и галлюцинации шамана нередко состоят в том, что он ви- дит далекие страны и громко рассказывает о своих странствиях».
|
Тысячу лет правил на земле блистающий Йима. Незадолго перед смертью по повеле- нию и с помощью бога-творца Ахурамазды создал Йима прекрасную обитель, «огороженную» от остального мира. Находилась она недалеко от Высокой Хары и «моря» Воурукаша. Пре- красную жизнь ведут там люди, там «много собак и птиц и прекрасных пламенеющих огней», там текут чистые воды и произрастают золотистые луга. Там «мужчины и женщины самые лучшие и прекраснейшие... животные самые большие и прекраснейшие... растения самые вы- сокие и самые благоухающие...
|
ДРЕВНИЕ АРИИ:
ПРАРОДИНА, ВРЕМЯ И ПУТИ РАССЕЛЕНИЯ
Выводы, сделанные на основе данных арийской мифологии, необходимо проверить на
других материалах, которыми располагает современная наука по ранней истории индоиран-
ских народов, сопоставить их с существующими мнениями о прародине и миграциях арийских
племен. Задача эта сложна и многопланова: она требует освещения большого числа самых
разных вопросов, получивших в науке неодинаковые, а часто и противоречащие друг другу
решения. Так называемая «арийская проблема» включает вопросы происхождения и расселе-
ния индоиранских (арийских) племен со времени их выделения из индоевропейского племен-
ного единства до распространения в странах, где они обитали в исторический период. Ее раз-
работка основывается на исследовании материалов самого различного рода и зависит от выво-
дов, к которым приходят лингвисты, археологи, историки и т.д.
|
Судя по материалам «Ригведы», индоарии уже в тот период вступили в тесное взаимо- действие с местным доарийским населением. В гимнах упоминается об их столкновениях с племенами, которые произносят «оскверняющие» слова, не почитают истинных (т.е. арий- ских) богов, следуют странным обычаям и ритуалам. Данные лингвистики позволяют просле- дить процесс взаимодействия индоариев с доарийскими этносами — протомундами и протод- равидами (труды Т.Барроу, М.Эмено, Ф.Кейпера, М.Майрхофера, Я.Гонды). В «Ригведе» встречается несколько слов с явно мундской (и шире — аустроазиатской) этимологией; они относятся к названиям растений и животных, сфере духовной и материальной культуры. Так, согласно Я.Гонде, вполне возможна протомундская этимология встречающегося в «Ригведе» слова «балбаджа». Эта название особой травы, которая употреблялась в религиозных церемо- ниях (о ней сообщается также в «Атхарваведе», «Яджурведе» и более поздних текстах). Ри- туалы играли в жизни ригведийских племен столь важную роль, что нет ничего удивительного в заимствовании индоариями некоторых местных растений (и их названий), якобы дарующих «магическую силу». Особо следует упомянуть о слове «лангалам» — плуг (оно, по мнению известных лингвистов, мундского происхождения).
|
Оказывая всяческие почести гостю, положенные по обычаю, хозяин вполне сознавал, что этим самым выполняет свой моральный долг, имеющий для него, конечно, престижное значение, сознавал и то, что; этим самым поддерживает честь и достоинство своего народа (племени). Даже самый бедный, еле сводивший концы с концами, часто даже отказывая себе и семье в самом необходимом, исходил из высоких нравственных соображений, считая, что не принять гостя, как положено по обычаю, значит не выполнить моральный долг, потерять честь и уважение. В основе всего этого лежало понимание того, что материальные расходы, содержание гостя с трудом как-то восполнимы, а потеря чести и достоинства в глазах людей никем и ничем не восполнима. Честь не продается и не покупается — такова народная мудрость.
|
« 1 2 ... 9 10 11 12 13 ... 17 18 » |